Конспект урока литературного чтения Н.Носов Федина задача


Цель: дать представление о сатире и юморе, показать их назначение и отличия на примере рассказа Н.Носова «Федина задача»
Задачи:
Познакомить с творчеством Н.Носова
Организация самостоятельной аналитической работы.
Развивать речь, мышление, умение анализировать текст.
Способствовать приближению случаев, описанных Носовым к жизненным,
Создать ситуацию, в которой литература (в частности сатира) выполняет свое назначение;
Совершенствование навыков чтения.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с пословицами, демонстрационный материал“Корзина с яблоками”, кроссворд, карточки для индивидуальной работы и для игр со словами. презентация

ХОД УРОКА
Содержание урока

Организационный момент. Настраивание на деловой лад
Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.


II. Речевая разминка
Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки:
1.Игра “Зеркало”.
Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта. Всё внимание!
[ А, О, Э,У, Ы, И]
2. Работа над скороговоркой (Слайд 2)
Звуки вы произносите хорошо, а сейчас я хотела бы услышать, как вы умеете читать целые слова и предложения.
Кто познакомит нас с новой скороговоркой?
Ах, вы сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени.

- Какое слово придаёт скороговорке весёлое настроение?
- Что такое «сени»?
Значение слова Сени по Ожегову: Сени - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и крыльцом 
- Как вы понимаете слово «кувырк»? (Обозначает быстрое действие (по зн. кувыркать кувыркнуть и кувыркаться кувыркнуться).
А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:
Читаем шёпотом
Немного громче
А теперь читаем громко и внятно
Прочитайте с вопросительной интонацией.
Прочитайте с огорчением.
Прочитайте с веселой интонацией
Читаем скоро и быстро /3-4 человека/
Чтение скороговорки разными интонациями пригодится нам сегодня для выразительного чтения произведений.

III. Проверка домашнего задания. Постановка цели. (Слайд 3)
- Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
- А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/
- Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автор (слайд 4)
- Сейчас будут появляться названия изученных нами произведений – нужно вспомнить кто его написал.
-«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович Шеренгин)
- «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов)
- «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко)
- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. (слайд 5)
- Чтобы узнать чье произведение мы будем изучать, нужно отгадать кроссворд по произведению «Великие путешественники»
Кроссворд


к





р




м
у
п
г


и
г
е
е


н
о
с
о
в

ь
с
к
г
ы

к
в
и
р
с

а
е

а
ш


т

ф
е


н

и
е


о

я



е





Работа над кроссвордом.
Как звали брата Лели? (Минька)
В какое путешествие отправились герои рассказа? (кругосветное)
Как называлась деревня, где находилась дача? (Пески)
Какую науку, по мнению мамы, нужно было знать детям, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (география)
Какое образование, по мнению папы, должно быть у великого путешественника?
- Какая фамилия получилась по горизонтали? (Носов) (слайд 6)

- Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? /ответы детей/
- Молодцы!
- Чтобы узнать как называется произведение, которое мы будем изучать, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание. (слайд 7)
« Ачадаз анидеф» («Федина задача»)

IV. Изучение нового материала
Творчество Н.Н. Носова.
- А что вы знаете про Н.Н. Носова?/Дети рассказывают подготовленные дома отрывки из биографии Н.Н.Носова, учитель дополняет/
Выступления заранее подготовленных учеников: (сайды 7 -
-Родился Носов на Украине в городе Киеве. Отец писателя Николай Петрович – актер эстрады, певец. Мать – Варвара Петровна – рукодельница, певунья, чуткая натура. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве. (слайд 7)
Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.
Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.
Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».
Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.
Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».
В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.
Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.
Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

2. Чтение и анализ текста.
Настр.185 вы видите рассказ Н.Носова "Федина задача", который написан в жанре мягкой сатиры, т.е. в нем есть элементы и юмора и сатиры.
Словарная работа:
Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте:
задачник - учебник
отрегулировал - настроил
репродуктор - радиоприемник
рокочущий бас - громкий грубый голос
чурбан - глупый человек
кафтан - удлиненный пиджак
"блохе кафтан" - на Руси был такой известный мастер, который сумел подковать блоху (Левша)
(Вы станете старше и обязательно прочитаете о Левше рассказ Н.Носова "Левша")
Титулярный советник - чиновник, растолковал - объяснил.
Чтение текста: 3 - подготовленные учениками.
а) 1 часть - стр.185 - 1 ученик:
Вопросы:
- Каким вам представляется Федя Рыбкин? (самостоятельный, усидчивый, решил уроки сделать сам)
- Как вы думаете, почему он включил радиоприемник? (Чтобы было веселей).
б) - Вы представили его себе самостоятельным? Хорошо!
- Попробуйте прочитать стр.186 самостоятельно (шепотом)
(В этот момент в классе звучит звонкая, громкая музыка)
Вопросы:
- О чем вы прочитали на этой странице? (не поняли)
- Вот и Федя не понял задачу, которую читал, потому что слушал песню. Как сказал Федя "плохая песня". "Плохая музыка" отвлекала и вас.
- А теперь нравится вам Федя? Почему? (рассеянный)
в) стр.187 - 2 ученик.
- Продолжим чтение, не отвлекаясь на посторонние звуки, т.к. мы помогаем Федору разобраться с задачей.
- Условие своей задачи начал читать Федор. О чем была домашняя задача Фёдора? (про машину, рожь, муку).
- А эта задача? (про одеяла и простыни)
г) стр.188 - 3 ученик.
- Давайте продолжим чтение и посмотрим - смог ли Фёдор решить задачу?
Вопросы:
- Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)
- Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?
- А с вами этого не случалось?
-Почему Федя не мог решить задачу?
-Как вы поняли?
- Почему рассказ называется «Федина задача»?
-Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?
-Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?
е) Словесное рисование:
-Представьте встречу Юры и Феди.

Физминутка
Представьте себя героями рассказов Н. Носова. Отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.
Ого(Огородники) - копаем землю. (Огородники)
Огу(Огурцы)- убегаем от сторожа. (Огурцы)
Миш (Мишкина каша) - варим кашу. (Мишкина каша)
Жив - кидаем картофель в шляпу. (Живая шляпа)
Зап(Заплатка) - пришиваем заплатку. (Заплатка)


2. Чтение и анализ пословиц.
Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и как подходят к нашему тексту./Вывешивается таблица с пословицами. Сначала читает один учащийся, затем хором/
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Ум хорошо, а два лучше.
Делу время, потехе час.
Сделал дело, гуляй смело.
3. Анализ произведения Н.Н.Носова “Федина задача”.
Почему Федя не мог решить задачу?
Выборочное чтение:
а/ Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.
б/ Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и прочитайте.
Есть ли у нас в классе такие Феди?
Как правильно нужно выполнять домашнее задание?
Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./


VI. Итог:
- Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)
- Вот мы и пришли к ответу на вопрос "Зачем нужна сатира?"
Попробуйте ответить. (Сатира помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)
- Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.
- Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.
Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.
(Самооценка учащимися)

Рефлексия
- Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?
- Над чем задумались?
- Раскрасьте свой шарик в цвет своего настроения.

VII. Домашнее задание - творческое.
Перечитать рассказ «Федина задача»
Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.




Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»






Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»




Конспект урока литературного чтения
Н.Носов «Федина задача»








Класс: 3
Практикантка: _________ Киякова
Лиза Уалихановна
Учитель: __________Бисалиева
Бибигуль Кумаргалиевна









Астрахань, 2016
^ђ Заголовок 115