Конспект урока на тему Лексика и фразеология(7 класс)


Обобщение материала по теме « Лексика и фразеология»
(урок русского языка в 7-м классе)
Цели урока:
Образовательные:
повторение и обобщение основных знаний по лексике и фразеологии
совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
Развивающие:
продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.
Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, ИД SMART BOARD, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обуч-сяОборудование
Оргмомент. Цели и задачи урока. Добрый день. Тема нашего урока «Обобщение и систематизация знаний, полученных в 5-6 классах по теме «лексика и фразеология»”. Слайд 1.
Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы подготовиться к выполнению особого задания, связанного с анализом выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции. Для того чтобы выполнить такой анализ, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений. слайд 2.
Тип урока (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности) предполагает оценивание знаний всех обучающихся класса. У вас на столе лежит лист оценивания знаний и умений. По ходу урока вы будете ставить оценки или баллы. После выполнения всех заданий вы получите итоговую оценку. Запись темы урока
Заполнить лист оценивания. Слайд №1.тема урока
Знать:основополагающие понятия по данной теме, художественные средства языка (лексические – тропы).
Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка ,решать тестовые задания по теме с наименьшей затратой времени.
Уметь свободно употреблять лексические и фразеологические единицы в речи.
2. Повторение и углубление ранее изученного материала Главное понятие в разделе «Лексика» - это слово, которое непосредственно связано с разделом русского языка «Орфография». Выполним небольшую орфографическую разминку. Игра « Мягкий или твердый знак?»..Работа с основной единицей лексики - словом: повторение написания разделительных Ъ и Ь.
Читают высказывание.
Эпиграф к уроку.
Язык неистощим в соединении слов. (К. Пушкин).
Раскрывают смысл высказывания.
Слайд 2. Распределение слов по группам.
Повторение теоретических знаний. Слова в русском языке в зависимости от назначения, сферы употребления, значения делятся на различные виды. Вспомним с вами, с какими терминами мы знакомились в разделе «Лексика».
При изучении лексики в 6 классе мы узнали такое понятие как «фразеологизм».Сейчас вы мне скажете определение фразеологизм и попытаетесь найти его среди словосочетаний. Самооценка.
Заполнить лист оценивания. Графа «Теория»
Слайд 3
Задание на соответствие.
Слайд 4
Практическое закрепление знаний. 1. Составим с найденным фразеологизмом предложение и разберем его синтаксически.
2. Проверим как умело вы используете фразеологизмы в речи, а следовательно, насколько хорошо вы их знаете. Синтаксический разбор предложения у доски.
Работа в тетради.
Проверка у ИД Слайд 5 Продолжи фразеологизм.
Углубление знаний .1. Выразительность речи достигается разными способами и средствами:
- Какие средства художественной выразительности вам известны?
- Как называются лексические средства выразительности? Какие тропы вы знаете?
Работа с памятками ( с тропами, выделенными красным цветом) Приложение 1. Памятки на каждом столе.
2. Попробуем проверить свои знания практически. Поищем лексические средства выразительности
Работа с Приложением 2
Заполнить лист оценивания. Графа «Теория».
Приложение 2. Карточки с заданиями.
Закрепление знаний
Работа в парах Предлагаю выполнить практическое задание: Какие средства худож. выразительности используются в предложениях?
Выполнение практических заданий:
1. Какие средства художественной. выразительности используются в предложениях?
Проверка
В лист оценивания ставим количество правильных ответов Приложение 3. Карточки с заданиями.
Итог урока. Решение проблемного вопроса. По образному определению В.Хлебникова, поэта серебряного века, “…слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…” (Слайд.)
Другое мнение приводит К.И.Чуковский в своей книге “Живой, как жизнь”, он пишет, что многие считают использование образных средств “вопиющей безграмотностью”, приводя в пример, мнение одного из читателей, который с негодованием восстает против двустишья в книге поэта В.Сергеева:
Он мог бы сеять, плотничать, ковать,Но вот не вышло – жизнь дала осечку… (Слайд.)
Молодой человек утверждает, что эта образность ему не понятна и потому не допустима в стихах, так как, по его мнению, “давать осечку может только ружье”.
Проблемный вопрос:
Придают ли изобразительно-выразительные средства особое звучание художественной речи?
Ответы обучающихся.
Обратить внимание на то, что художественные средства языка присущи художественному стилю речи. Употребление их в научном или официально-деловом стиле не допускается Рефлексия Потрудились, дорогие мои, мы на славу. Попробуем выразить свое отношение к происходящему на уроке с помощью сиквейнаСоздание сиквейнаВыполнение творческого задания, озвучивание, запись лучшего на ИД.
Слайды 6-7
Домашнее задание. Контрольное задание с оцениванием в журнал: работа с текстом по вариантам. Приложение 3
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 р. п. Юрты
Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Обобщение знаний по теме «Лексика и фразеология»
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Валекжанина Елена Филимоновна.
р. п. Юрты, 2013год