Исследовательская работа по математики на тему Зачем нужна математика?
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Высотинская средняя общеобразовательная школа»
Сухобузимский район, Красноярский край
Исследовательская работа
по математике
Зачем мне нужна математика?
Работу выполнила
учащаяся 5 класса
Ловкова Алина
Руководитель: Шкляева Е. А.
учитель математики
с. Высотино, 2015 г.
Содержание
Актуальность ……………………………………………….............................2
Введение………………………………………………….…..............................2
Глава 1.
1.1 Историческая справка ……………….……………….…………….………3
1.2 Математика в школе ……………………………………..…………..…...3
1.3 Математика в жизни человека……………………………………..….…...3
1.4 Математика в профессиях…………..………………………………….…..4
1.5 Математика и режим дня …….…………………………………………....4
1.6 Семейный бюджет…………….…………………………………...…….…4
1.7 Покупка продуктов……………………..…………………………………..5
1.8 Приобретение одежды…………………………..…………………………5
1.9 Приготовление пищи……………………………..………………………..5
1.10 Ремонт дома……………………………………………………………….5
1.11 Математика и мое увлечение…………………………………………….6
Глава 2.
2.1 Мои исследования…………..……………………………………………..6
2.2 Выводы и рекомендации…………..………………………………………6
Заключение…………………………………………….…………………..…..7
Список литературы и используемые источники……...……………….. 8
1
Глава 1.
Актуальность исследования:
Однажды мой одноклассник задал мне такие вопросы: «А для чего нужна математика? Для чего мы учим различные формулы, учимся решать примеры и уравнения? Мы же пользуемся математикой только в магазине при покупке продуктов. Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Почему мы ее изучаем с детского сада?»
Я задумалась над этими вопросами и попыталась объяснить ему всю важность этого предмета.
Объект исследования - математика.
Предмет исследования – области применения математики.
Гипотеза: Знания математики необходимы в повседневной жизни.
Цель: Изучить, где математика встречается в жизни и доказать ее необходимость.
Задачи:
Изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.
Ответить на вопросы: зачем нужна математика? что может дать математика для развития личности?
Введение.
Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков, конфет. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.
2
Историческая справка.
С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был нужен, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю. Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног.
В основе развития математики лежат запросы практической деятельности человека. "Возникновение и развитие наук обусловлено производством", - писал Ф. Энгельс. - " Математика возникла из практических нужд людей: из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики".
Математика в школе. В школе математических задач приходится решать очень много и сложность их с каждым годом растет. Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения. Занятия математикой, решение математических задач развивает личность, делает её более целеустремленной, активной, самостоятельной. Именно математическое мышление может также повысить успеваемость по другим предметам!
Математика в жизни человека. Многие известные математики говорят, что главное в математике научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...
3
Математика в профессиях.
Наука в школе есть одна. Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам. Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна. Царица всех наук она.
Куда б не захотел пойти, Профессию хорошую найти,
Сначала выучи таблицу, Чтоб с губ слетала словно птица.
И, чтобы в жизни не страдать, Задачи сложные решать.
Делить все беды пополам, И всем прибавить счастья вам.
И приумножить капитал. Чтоб мир везде спокойным стал.
И пусть пора сейчас настала, Компьютер знает наш немало.
Но, если сам всё будешь знать, Успешным в жизни можешь стать.
Математика и режим дня. Наш распорядок дня - режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений. Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах. После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на спортивные секции, сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день. И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше чем нужно в определенное место.
Семейный бюджет. Семейный бюджет надо учиться планировать. Моя мама ведет тетрадку, в которой записывает семейный бюджет. Она говорит, что так ее научила делать мама, а если просто тратить деньги, то их может не хватить на какие-нибудь большие покупки или, например, на отпуск. В этой тетрадке мама сделала таблицу. В одной графе – прибыль, т.е. сколько денег приходит в семейный бюджет. В другой графе – расходы, т.е. сколько денег можно потратить. В начале каждого месяца, мама садится, открывает тетрадь и рассчитывает, как будут потрачены деньги. Она планирует расходы: оплата коммунальных платежей (за квартиру, электричество, телефон), на питание (мама уже знает сколько обычно нужно потратить), на семейный праздник (если в этом месяце планируется большое семейное торжество и планируется много гостей, то на это нужно отложить деньги заранее), на летний отдых (для отдыха нужно копить деньги несколько месяцев, т.к. он дорого стоит), остаток (любые покупки, которые мы заранее не планировали).
4
Покупка продуктов. В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно пойти в магазин и купить продуты по списку: колбаса 0,5 кг. хлеб (белый или нарезку черного), молоко - 2 литра, кефир - 1 литр, яйцо - 2 десятка, яблоки - 0,5 кг. Дома нам придется рассчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы чувствовать себя спокойно, чтобы в магазине не пришлось переживать, хватит ли нам денег и не придется ли что-то оставить, а потом приходить еще раз.
Приобретение одежды. Нет ничего приятнее, чем покупка красивых новых вещей! Вот приходим мы в магазин, видим красивую кофточку, радостно хватаем ее… Но тут подходит продавец и интересуется какой размер нам нужен и этот вопрос приводит нас в замешательство. Мы, конечно, можем попросить ее подобрать нам одежду по размеру. Но не будешь, же с каждой вещью бегать к продавцу. Тут нам снова приходится обратиться к математике и вспомнить свой рост – он нам нужен для того, что вещь не оказалась очень длинной или же короткой.
Приготовление пищи. Каждый день мы готовим пищу. Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики. Оказывается, чтобы приготовить такие простые котлеты, нужно взять: 300 гр. говядины, 200 гр.- свинины, 150 гр. лука, 5 гр. соли, 3 гр. перца, 100 гр. хлеба, 1 яйцо, растительное масло 20 гр. для жарки. И тогда мы получим 8 поджаристых и вкусных котлет. Но прежде чем мы сможем насладиться котлетами, нам потребуется отмерить необходимое количество продуктов. А если мы ждем гостей и одной порцией котлет не обойтись, то придется все еще и увеличить, например, в 2 раза. И это только котлеты! А сколько других сложных рецептов и вкусных блюд существует на свете!
Ремонт дома. Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов, от точности которых будет зависеть, ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате.
Изучая природные изменения, я опять сталкиваюсь с математикой. С ее помощью я узнаю, насколько градусов поднимается или опускается температура воздуха.
5
Математика и мое увлечение. Я занимаюсь в школе в спортивных секциях. Казалось бы, эта область деятельности совсем далека от математики. Однако это не так. Перед началом занятий мне требуется знать время и расписание. Я играю в баскетбол, подсчитываю очки и определяю, какая команда выиграла. Часто я катаюсь на лыжах и опять вижу, след от лыж – это две параллельные прямые. Таким образом, я могу сказать, что математика требуется нам повсюду, и нет такой области жизни, где бы мы могли без нее обойтись.
Глава 2.
Мои исследования. Я решила узнать, какое количество учащихся нашего класса интересуются математикой. В результате проведённого мною опроса, я выяснила:
Результаты опроса:
Таблица 1:
5 класс (11 чел.)
Любят математику 77%
Не любят математику 23%
Интересуются математикой99%
Заставляют родители 78%
Нравится предмет 13%
2. Использует ли человек свои знания по математике в жизни?
Таблица 2:
5-7 классы 8-9 классы 10-11классы
(36 чел.) (36 чел.) (17 чел.)
Используют 9% 22% 54%
Не используют 13% 18% 14%
Вывод: все ребята знают, что знания по математике необходимы в жизни.
6
Выводы и рекомендации.
Выполнив данную работу, я сделала вывод:
- кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость в достижении цели;
- математика нужна и учителю, и врачу, и артисту, и художнику, и ребенку, и домохозяйке;
- трудно назвать такую область человеческой деятельности, где бы ни пригодились знания математики: будь то поход в магазин, приготовление пищи, планирование семейного бюджета, или ремонт дома, - знание математики является ключевым, и, следовательно, необходимо.
- математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики, сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах.
Каждый год, переходя в старшие классы, я буду узнавать больше о математике, так как в дальнейшей моей жизни мне без нее не обойтись.
Вам мой совет: Учите математику на 5!
Заключение.
Математика - это важный, интересный, увлекательный и главное необходимый во всех областях жизнедеятельности предмет. Математика присутствует везде, она помогает нам в жизни, делает ее понятнее. Нужно только старательно ее учить и вникать в каждую формулу и в каждый закон, развивать свое мышление и тогда математика будет помогать во всем на протяжении всей жизни.
Современная жизнь в отсутствии математики маловероятна. Если мы не очень хорошо разбираемся в языке цифр, нам будет трудно достичь важных решений в выполнении повседневных задач.
7
Список литературы и используемые источники:
Аксенова. М. Д. - Энциклопедия для детей.Т. 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. - М. Аванта+, 1998.
Аксенова. - М. Аванта+, 1998. Глейзер.Г.И. «История математики в школе» Сергеев И.С. «Примени математику»
Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 1997,1999.
Материалы интернет ресурсов (www.webmath.ru, ru.wikipedia.org) www.webmath.ru www.webmath.ru8