Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников на логопедических занятиях
Ланда Татьяна Сергеевна
Учитель-логопед, ГБОУ СОШ № 1148 дошкольное отделение «Родничок»
nfyzrjhxfubyf@mail.ruФормирование универсальных учебных действий старших дошкольников на логопедических занятиях
Аннотация
В статье описано, как формировать универсальные учебные действия дошкольников (5-6 лет) на логопедическом занятии, используя здоровье сберегающие технологии, то есть развивать детей не только умственно, но и физически, учитывая специфические особенности детей с речевыми нарушениями.
Список ключевых слов
Здоровье сберегающие технологии, дошкольники 5-6 лет, дифференциация звуков Б-П, посуда, предлоги НАД, ПОД, МЕЖДУ.
Тема: « Федорино горе. Дифференциация звуков Б и П, посуда, предлоги НАД, ПОД, МЕЖДУ »
Цели:1. Развитие фонематического слуха;
2. Развитие артикуляционной моторики;
3. Развитие мелкой и общей моторики;
4. Развитие умения координировать речь и движения;
5. Характеристика звуков Б и П;
6. Дифференциация звуков Б и П изолированно, в слогах, словах, чистоговорках и предложениях;
7.Развитие навыка звукового анализа слов;
8. Развитие творческого воображения;
9. Работа над грамматическим строем речи;
10. Расширение и актуализация словарного запаса;
11. Развитие внимания, памяти, мышления
Оборудование: Мяч, разрезные картинки, зеркала, массажные ежики, предметные картинки (кабан, баран, верблюды, кобра, бобры, бабочка, пудель, цапля, цыпленок, попугай, паук, черепаха), магнитофон и аудиозапись, «волшебные» кочки из спортивного зала, символы звуков, посуда.Ход занятия
1. Орг момент.
Игра с мячом «Что для чего?»
Л: Назовите предмет посуды, предназначенный для сахара – сахарница, для соли – солонка, для хлеба – хлебница, для супа – супница, для перца – перечница, для конфет – конфетница, для селедки – селедочница.2. Знакомство с темой.
Л: Разделимся на 2 команды.
Детям даются разрезные картинки. Они должны собрать на доске из них половник и бокал. Назвать собранные предметы.
Л: Какой звук слышится первым в слове бокал? (Б)
В слове половник? (П).
Какие звуки мы будем сегодня учиться различать и правильно произносить? (Б и П)
Как можно назвать бокал и посуду одним словом? (Посуда) Сегодня мы будем еще говорить о посуде.
3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Л: А сейчас мы отправимся в гости к Бабушке Федоре из сказки К. Чуковского «Федорино горе».
Почему посуда убежала от Федоры?
(Федора была неряхой. Посуду надо мыть.) Давайте отправимся в сказку и попробуем помочь Федоре. Но попадет в сказку тот, кто пройдет по волшебным кочкам и при этом произнесет по очереди звуки Б и П. (Дети прыгают с кочки на кочку)
Артикуляционная гимнастика «Бабушка Федора»
Проснулась утром бабушка Федора. Открыла окошко (Окошко) и выглянула из него. Посмотрела направо, не бежит ли самовар, посмотрела налево, не возвращаются ли блюдца, посмотрела вверх, не несут ли птицы, пропавшие чашки, посмотрела вниз, не несут ли звери тарелки.
Решила Федора посуду вернуть. Села на лошадь и поскакала ( Лошадка), через мостик (Мостик), через высокую гору (Грибочек). Наконец увидела она посуду: тарелку , половник, кастрюлю, чашку, бокал, блюдце, сахарницу, сковородку, ложки, вилки. ( На название каждого предмета посуды загибаем пальчик).
Сказала Федора : «Здравствуйте мои дорогие ложки, блюдца, тарелки, кастрюли, стаканы» (Пальчики здороваются)
Уж не буду, я посуду, я посуду обижать.
Буду, буду я посуду, и любить и уважать.
И помыла Федора тарелки (Блинчик), чашки (Чашечка), самовар (надули щечки) и чайник с длинным носиком (Трубочка). Помыла она посуду сверху и снизу (Почистим зубки).
4. Массаж пальцев рук массажными ежиками.
Пригласила бабушка Федора к себе в гости семью ежей, которые жили рядом
Пришел папа-еж, мама-ежиха и детки-ежата. И давай они бегать по дорожкам. (Самомассаж пальцев рук и ладоней массажными ежиками)
5. Характеристика звуков Б и П. А теперь вы должны посовещаться командами и определить, в каком домике живет звук Б, а в каком П.
П – согласный, твердый, глухой Он живет в синем домике.
Б- согласный, твердый, звонкий. В нем звенит колокольчик-голосок. Он живет в синем домике со звоночком.
6.Дифференциация Б и П изолированно и в слогах( с элементами логоритмики).
Л: Теперь бабушка Федора решила стать аккуратной, чистоплотной и у нее появилось много друзей. Чтобы угостить друзей Федора поставила тесто. Когда тесто поднималось в кастрюле оно говорило Пых-пых, С какого звука начинается слово Пых? (П). Пришел кот и уронил ложку со стола. Она упала Бух. С какого звука начинается слово Бух?
Игра «кто внимательный» Дети на звук П поднимают руки вверх, изображая подходящее тесто. На Б опускают руки вниз.
Дифференциация Б и П изолированно: б, р, ж , п, о, а, б, п….
в слогах па, оп, бо, ба, ап, уп…..
в словах: булка, кобра, попугай, упал, большой, крупный, улыбаться, упражнение, бутерброд.7. Физминутка
Дети изображают Чайник (одна рука на поясе, вторая изображает носик;
блюдца (кружатся, рисуя руками круг); ложка (потянулись, руки сомкнули над головой), как шел по лесам самовар? (руки и ноги в стороны, тяжело идут). Как чашечки поскакали на свои места.
8. Дифференциация звуков П и Б в потешках.
Ба-ба-ба-ба - у Федорушки беда.
По-по-по-по - вся посуда далеко.
Ба-ба-ба-ба - возвращайся же сюда
По-по-по-по - вымою тебя легко.
Произносим 2 раза. Без музыки и под музыку
9. Дифференциация Б и П в словах, звуковой анализ слов
На праздник в честь того, что Федора стали чистюлей приехали гости. Давайте расселим их в домики со звоночком и без.
(дети подходят к домикам и «селят» в них гостей (предметные картинки)10.Анализ слова Бух, какое получится слово, если в слове бух б заменить на п?
10.Закрепление употребления предлогов над, под, между.
Л: У бабушки Федоры полка. Давайте поможем ей расставить чистую посуду.
Поставь миску под самоваром и т.д.
11. Итог занятия.
Чтобы попасть домой нужно пройти по волшебным кочкам и вспомнить любое слово со звуком Б, П, название посуды.
Вот мы наконец и дома. Какая сначала была Федора? (Неряха, грязнуля, неаккуратная) А потом какой стала? (Чистоплотной, опрятной, аккуратной) Чтобы от нас никогда не ушла посуда, нужно всегда убирать посуду со стола и мыть ее.
12. Оценка деятельности детей. Мы закончили. Давайте себе похлопаем, так как все были молодцы!