В помощь при аттестации Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новобатайская средняя общеобразовательная школа №9
Кагальницкого района Ростовской области.
Самоанализ
Профессиональной деятельности
Мосинцевой Елены Михайловны
Учителя начальных классов
МБОУ Новобатайская СОШ №9
Кагальницкого района
Ростовской области
за период с апреля 2010г по апрель 2015г
Информационная справка или визитная карточка педагога.
Сведения об образовании: образование среднее профессиональное;
24.05.1994г. Константиновское педагогическое училище Ростовской области, присвоена квалификация учитель начальных классов.
Стаж работы аттестуемого: 20 лет 5 месяцев
Специфика образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новобатайская средняя общеобразовательная школа №9 Кагальницкого района Ростовской области
Характеристика контингента учащихся, воспитанников: начальные классы
Объём учебной нагрузки: 20 часов
Девиз, педагогическое кредо: «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя», - эти слова Элберта Хаббарта стали девизом моей педагогической деятельности.
Моё педагогическое кредо: Учить светло, радостно, без принуждения и надрыва
«Каждый ребёнок талантлив по-своему. Надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. Поэтому ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, дать импульс к самосовершенствованию через развитие и творчество.
Ребёнок, словно чистый лист бумаги.Неосторожно не сомни его судьбу,Ты помоги ему, придай отваги,И научи выигрывать борьбу.
Повышение квалификации:
РО ИПК и ПРО февраль 2012г.(72ч.).
«Основы религиозной культуры и светской этики»
Удостоверение № 48
Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности.
Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь
к детям, то я обязан делать это в наилучших формах.
Ш.А. Амонашвили.
Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего и любого специального образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, ибо именно в этом возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основы личности. Этот возраст наиболее склонен для целенаправленного формирования личности ребенка, для развития его физических и интеллектуальных способностей, для становления его нравственных устоев и ценностных ориентаций.
Поэтому я для себя обозначила проблему: Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС.
Основные задачи моей работы создать условия для:
Развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формировать умение учиться;
Освоения системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
Создать наиболее благоприятные условия для сохранения и совершенствования психического и физического здоровья детей;
Сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка;
Воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Реализовать данные задачи помогает использование современных технологий - проблемное обучение, информационно - коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность способствует эффективно и успешно учащимся усваивать программный материал, а самое главное переживать радость познания и стремиться к неизведанному. Стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя успешным и был уверенным в своих собственных силах. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.
1.1 Особенности программно – методического обеспечения учебно - воспитательного процесса:
Выбор УМК.
Использую в своей работе УМК «Школа России». Свои рабочие программы по предметам разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторских программ по предметам, основной образовательной программы МБОУ Новобатайской СОШ №9,положением о рабочих программах.
Программа «Школа России» направлена на развитие таких качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, вариативность.
Основные принципы, реализующиеся в программе «Школа России»:
духовно-нравственное развитие ребенка - развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому человеку;
граждански-ориентированное образование младших школьников - развитие гражданственности и патриотизма. Россия предстает перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а ее граждане одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития. Ребенок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления об ее природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества;
экологическое образование младших школьников - разработана глубоко обоснованная концепция экологического образования как процесса формирования экологической культуры личности и общества. Важно развивать у ребенка природосберегающее «чувство дома», воспитывать любовь и уважение к природе во всех ее проявлениях от цветка на подоконнике до целого мироздания;
пробуждение и поддержка творческого начала в ребенке.
Обучение по комплекту «Школа России» носит деятельностный характер. При этом предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность обучающихся.
Я работаю по этой программе, так как считаю, что в основе программы лежат единые психолого-педагогические концептуальные основы. Содержание предметов выстраивается в единой логике, которой соответствует методический комплект всех учебников. Это помогает мне строить и планировать уроки с учетом подготовленности всего класса и индивидуальными способностями каждого ученика.
Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности. Исходя из этого, методику своих уроков строю на целенаправленном использовании моделирующей деятельности. В УМК «Школа России» входят завершенные предметные линии учебников по всем основным предметам начального общего образования: Русский язык. Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. 1 класс; Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. 2-4 классыОкружающий мир. Автор: Плешаков А.А. Физическая культура. Автор: Лях В.И.
Основы духовно-нравственной культуры народов России (4класс). Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В. УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, а также мощную методическую оболочку, которая представлена рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр. Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эффективность реализации идеологической основы ФГОС Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в системе учебников «Школа России», достигается особой организацией подачи учебного материала, способствующей достижению личностных, метапредметных и предметных результатов посредством формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).
Материально – техническая база
Для достижения поставленной цели важное значение имеет материально- техническое оснащение образовательного процесса. Моё рабочее место оборудовано стеллажами для хранения рабочих папок, документов, учебной литературы. Класс оборудован персональным компьютером, DVD-плеером (видеомагнитофон), телевизором,
мультимедийной доской, проектором. Кабинет оборудован стендами, таблицами.
1.2 Современные образовательные технологии как основа эффективной практической деятельности педагога:
Владею современными технологиями:
№ п/п
Современные образовательные технологии и методики
Цель использования технологий и методик
Описание внедрения технологий и методик в практической профессиональной деятельности
Результат использования технологий и методик
1
Личностно-ориентированные технологии
Создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
Учебные результаты, индивидуальное, личностное развитие
2
Здоровьесберегающие технологии
Научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять
Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении
Личностное развитие
3
Технология проблемного обучения
Развивать высокий уровень мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Учебные, личностные результаты
4
Технология использования игровых методов
Развить любознательность, повышать активность, приносить радость, формировать у ребёнка желание учиться.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Предметные и метапредметные результаты.
5
Технология проектной и исследовательской деятельности.
Способствует формированию новых компетенций учащихся. Понимая значимость проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе.
Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Метапредметные результаты, личностные
6
Образовательная технология «портфолио»
Проследить индивидуальный прогресс ученика.
Помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях.
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Учебные, индивидуально-личностные результаты.
7
Информационно-коммуникационная технология
Создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения.
Применение мультимедиа ресурсов, персонального компьютера, который становится посредником между мной и учеником, позволяет организовать процесс обучения, шире использовать развивающие методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение, классификация, проблемные и поисковые методы, игровой метод.
Индивидуальное, личностное развитие
Приёмы данных образовательных технологий
При подготовке к уроку, стараюсь включить:
Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя!)
- содержательное самооценивание, анализ и самооценка учащимися содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что нет, где ошибка);
- анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач и пр.);
- анализ и оценка характера своего участия в учебной работе и др.
Задания на создание возможностей на самоопределение («Выбирай себя!»)
- аргументированный выбор различного учебного задания;
- задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, ориентация на тот или иной учебный балл;
- задания с аргументированным выбором способа учебной работы, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- выбор форм отчетности учебной работы и др.
Задания на «включение» самореализации («Проверяй себя!»)
- требующие творчества в содержании работы;
- требующие творчества в способе учебной работы;
- выбор различных «жанров» заданий и др.
Задания на совместное развитие школьников («Твори совместно!»)
- совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы;
- совместный анализ результата и процесса работы;
- задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы.
Задания по выбору
1. Тема урока: «Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы»
А. Подбери к именам прилагательным синонимы
Пустая корзина, острый нож, сухое полотенце, щедрые люди, простая задача.
Образец: толстый карандаш – тонкий.
Б. Вставь в пословицы подходящие по смыслу прилагательные-антонимы
~~~~~~~~~~ слово лечит, а ~~~~~~~~~~~ - калечит. ~~~~~~~~ сторона – мать, а ~~~~~~~~~~ - мачеха. Платье хорошо ~~~~~~~~~, а друг - ~~~~~~~~~.
2. Тема урока: «Родовые окончания имен прилагательных»
А. Вставь пропущенные окончания имен прилагательных, определи род.
Мягк зима, мягк человек, мягк одеяло, дальн путь, дальн дорога, дальн место.
Б. Замени выделенные слова именами прилагательными, определи род прилагательных, выдели окончание.
Платье из шёлка, ящик для почты, растение в теплице, сок вишни, небо осенью, гайка из стали, забава зимой, повидло из сливы.
3. Тема урока: «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы»
А. Соедини и запиши слова близкие по смыслу.
Скучать сверкать
блестеть молвить
дрожать грустить
сказать трепетать
охранять беречь
Б. Подбери к каждому слову синоним. Запиши слова парами.
Бр – сать – ____________, бр – нить – _____________, х – х – тать – ____________, б – жать – ____________, др. – жать – _______________.
4. Тема урока: «Предложный падеж имен существительных»
А. Выпиши предложения, в которых выделенные существительные стоят в предложном падеже. Укажи падеж существительных.
1. Каждое утро мы ходим в школу. В школе мы узнаём много нового.
2. Платье висит в шкафу. Лена аккуратно повесила платье в шкаф.
3. Книги лежат на столе. Мы положили книги на стол.
Б. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Напиши отгадки. Найди существительные в предложном падеже.
1. На ш..сте дв..рец, во дв..рце – п..вец. 2. С..дит д..вица в т..мнице, а к..са на ул..це.
3. Ж..вёт в глуш.. л..сной и летом, и з..мой старательный р..ботник, л..сной, н..сатый плотник.
В. Поставь существительные в предложный падеж с предлогами. Составь и запиши с ними предложения.
Выставка, избушка, ладошка, яблоня и груша.
5. Тема урока: «Творительный падеж имен существительных»
А. Выпиши предложения, в которых выделенные существительные стоят в творительном падеже. Укажи падеж существительных.
1. Мяч укатился под стол. Мяч лежал под столом.
2. Пассажир оказался за бортом. Матрос бросил за борт спасательный круг.
3. С озера поднялась стая уток. Рядом с озером рос лес.
Б. Из слов составь и запиши предложения с существительными в творительном падеже. Если надо, добавь предлоги и измени окончания существительных. Укажи падеж существительных.
1. Пашня, кружились, ласточки. 2. Орлята, летят, орлица.
3. Охотник, вернулся, добыча. 4. Речка, блестит, пшеница.
Создание проблемной ситуации
1. Тема урока: «Непроизносимые согласные»
На доске записаны слова:
Кленовый, пряжка, солнце, здравствуй, вишневый, близкий, смельчак, визгливый, жидкий, вестник, просьба, звездный.
Задание 1
Выписать из данного ряда слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
Проверка. (Кленовый, вишневый, смельчак, визгливый)
- Как проверить безударную гласную в корне?
Задание 2
Выписать слова с парными согласными в корне, требующими проверки.
Проверка. (пряжка, близкий, жидкий, просьба)
- Как проверить слова с парными согласными в корне?
- Какие слова не выписали? (здравствуй, солнце, вестник, звездный)
Задание 3
Записать эти слова в столбик.
- Произнесите эти слова и запишите рядом их транскрипцию.
Здравствуй [ з д р а с т в у й ]
солнце [ с о н ц е ]
вестник [ в’ э с н’ и к ]
звездный [ з в’ о з н ы й ]
- Что заметили? (звуков в словах меньше, чем букв; в этих словах некоторые звуки не произносятся, но пишутся)
- Если в середине слова имеется не менее трех согласных, то это называется стечением согласных.
- Перечислите согласные, которые в ряде этих слов пишутся, но при стечении согласных не произносятся. ( В, Д, Л, Т)
- Какая возникла проблемная ситуация?
Как называются такие согласные?
Как проверить написание слов с согласными, которые не произносятся, но пишутся?
2. Тема урока: Три типа склонений имен существительных»
На доске записано предложение:
Ребята прочитали рассказ о дружбе и верности.
- Прочитайте его.
- Как понимаете слово «верность».
(Словарь Ожегова. «Верность – стойкость в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга; надежный, преданный»).
- Определите падеж существительных.
- Обратимся к существительным «верности» и «дружбе».
- Что заметили? (Подсказка – окончания)
(Падеж – одинаковый, род – одинаковый, а окончания – разные.)
- Какая возникла проблема?
Почему же в словах, которые стоят в одном и том же падеже, разные окончания?
- От чего это зависит?
- К решению этой проблемы вернемся в конце урока, после того, как познакомимся с новым секретом имен существительных.
Нет ни одной книги на свете, ни одного художественного произведения в которых, так или иначе, не затрагивались права человека. Поэтому по прочтению, какого либо произведения или посмотрев фильм, предлагаю детям поразмышлять о нарушении или о торжестве прав человека которые затронуты в данном произведении.
Например:
Выберите права, которые нарушены в сказках:
Сказки.
1.Дюймовочка (право на свободу и личную неприкосновенность).
2.Золушка (право на свободу и защиту от эксплуатации)
3.Буратино (право на образование)
4.Гадкий утенок (право любого ребенка на достойную жизнь)
Логические упражнения «Информационный поиск»
Наблюдение
Упражнение «Потерянный портфель»
Цель: научить извлекать как можно больше информации при рассмотрении объекта.
Учитель «находит» в коридоре школы портфель какого-то ученика (ученицы), возможно 5-6 класса. Дети пытаются вместе с учителем угадать, кому мог принадлежать этот портфель, по косвенным признакам.
Например:
в портфеле лежит учебник физики за 6 класс, тетрадь без подписи с вырванными страницами, в портфеле футболка, зеркальце и т.п.
Дети делают вывод, что портфель принадлежит не очень аккуратному человеку, хотя это, скорее всего, девочка (зеркальце). Учебник подсказывает, что учится этот человек в 6 классе и сегодня у них, возможно, есть физика и физкультура (футболка). Можно подойти к расписанию, узнать, у какого класса есть такие уроки, и выяснить, кто из девочек потерял портфель.
Таким образом, ученик:
· участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу ее решения, предлагает свои варианты решения, свое видение проблемы (учитель при этом – ценный источник познания ученика);
· при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя;
· учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результата;
· выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действия;
· охотно анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои «плюсы и минусы», открыто демонстрирует свои способности;
· имеет право на ошибку, на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников.
II Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.
1 Методическая деятельность.
Создала авторские разработки (презентации и конспекты уроков, классных часов, внеклассных мероприятий), собрала базу ЭОР по предметам: «Математика 1-4 класс»; «Русский язык 1-4 класс»; «Литературное чтение 1-4 класс»; «Интерактивные тренажёры»; видеоуроки «Азбука безопасной жизнедеятельности»; «Русская живопись». Разработала рабочие программы по предметам 1-4 класс по УМК «Школа России»; программу внеурочной деятельности «Умники и Умницы» интеллектуально-развивающего направления; базу методической и дидактической литературы (печатный и электронный варианты) по всем предметам.
Создала в социальной сети работников образования nsporta.ru свой персональный сайт. Web – адрес сайта: http: //nsportal.ru/ Elena – mihaylovna – mosinceva. (сертификат); свою страничку на Интернет-портале «ProШколу.ru» Размещаю учебно – методические ресурсы на сетевых Интернет – проектах: Интернет-портале «ProШколу.ru» Урок – исследования по окружающему миру «Кто такие птицы?» 2010г., урок литературного чтения 2 класс «Песенки Винни – Пуха. Б.Заходер» 2010г., «Азбука безопасности ( практикум). Я пешеход. Я пассажир» (материал участвует в конкурсе: «Это самый лучший урок»), внеклассное мероприятие: «Прощание со вторым классом», 2011г, «Концепция воспитательной работы». Рабочие программы УМК «Школа России» 1 класс, 2011г. Сайт nsporta.ru: своё электронное портфолио: http: //nsportal.ru/ Elena – mihaylovna – mosinceva. (сертификат 2012г); учебно – методический материалы: «Контрольные работы 3 класс УМК Школа России» Web – адрес публикации:
http: //nsportal.ru / node/404698, 2012 г., (свидетельство о публикации), конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Обобщение знаний об имени существительном», (свидетельство о публикации) Web – адрес публикации: http: //nsportal.ru / node/ 461143, 15.12. 2012г., статья: «Формирование системы духовно – нравственного воспитания в контексте ФГОС» Web – адрес публикации: http: //nsportal.ru / node/461100, 15.12. 2012г., (свидетельство о публикации), рабочая программа 1 класс ФГОС УМК Школа России
II. 2 Инновационная деятельность.
2010-2011г.
2011-2012г.
2012-2013г
2013 -2014г
2014-2015г
Рабочая
образовательная
программа
дополнительного
образования
научно – познавательного
направления «Школа вежливых наук»
по ФГОС нового поколения.
1. «Инновации в образовании» введение в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода. Рабочая программа ОПК 4 кл.
1. Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» в соответствии с требованиями ФГОС интеллектуально-развивающего направления. Первый год обучения
2.Член жюри школьной ученической научно – практическая конференция «Мой первый шаг в науку»
1. Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» в соответствии с требованиями ФГОС интеллектуально-развивающего направления. Второй год обучения
2.Член жюри ШНО «Умники», интеллектуального турнира «Самый умный»
3. Всероссийская педагогическая научно – практическая конференция «Педагогические инновации» сборник – журнал «Большая перемена», статья по теме: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании»
http:// www. pomochnik-vsem.ru/»
Работа с одарёнными детьми участие в проектно-исследовательской деятельности:
Апрель 2013г
Предмет
ФИО
учащихся
Тема научно-
исследовательской работы
Результат
работы
Форма отчёта
(участие в районной,
областной конференции,
публикация)
Ф.И.О.
руководителя
Литератур-ное чтение
Алексеенко Вера
Село моё, ты-капелька России
Лауреат
публикация в электронном СМИ «Алые паруса»
Мосинцева Е.М.
Технология, изо
Даниленко Ирина
Солёное тесто – красиво, интересно
участие
публикация в электронном СМИ «Алые паруса»
Мосинцева Е.М.
Окружаю-щий мир
Майер Мария
Бабочка- Павлиноглазка
участие
публикация в электронном СМИ «Алые паруса»
Мосинцева Е.М.
Окружаю-щий мир
Джаландришвили Валерия
Мои любимые питомцы-голуби
участие
публикация в электронном СМИ «Алые паруса»
Мосинцева Е.М.
Апрель 2015г
Школьный этап «Самый умный второклассник» - Покатилова Дарья I место
Школьная научно – исследовательская конференция: Проект «Вода – это жизнь»
Крутых Николай – III место
II.3 Непрерывное саморазвитие как важнейшее условие совершенствования мастерства педагога.
Тема самообразования:
«Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»
Актуальность.
Внимание к проблеме интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы диктуется условиями современной жизни.
Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает меня, как учителя, к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся
В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:
· самостоятельность мышления,
· быстрота и прочность усвоения учебного материала,
· быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
· умение отличить существенное от несущественного,
· различный уровень аналитико - синтетической деятельности,
· критичность ума.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
Цель. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач при сохранении его здоровья.
Задачи. Необходимо адаптировать элементы технологий разноуровневого, развивающего и личностно-ориентированного обучения в целях разработки технологической модели по развитию познавательной деятельности младших школьников в процессе усвоения содержания школьной программы. Модель должна предусматривать обучение учащихся способам мыслительной деятельности, формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели, системность решения детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения.
Основные логические умения младших школьников.
анализ и синтез
сравнение и обобщение
классификация
выявление закономерностей
определение понятий
доказательство и опровержение
Поэтому технологическая модель по развитию мыслительной деятельности младших школьников должна реализоваться через блоки:
Аналитико-синтетический
Сравнение и обобщение
Установление закономерностей
Классификационный
В описании опыта работы я представляю систему работы по развитию познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения.
Переход на систему работы по развитию познавательных способностей младших школьников потребовал многих изменений в технологии и технике обучения и воспитания. Прежде всего, необходимо было чётко осознать самостоятельность задачи общего развития каждого ребёнка, организовать его активную творческую деятельность по установлению связей, взаимозависимостей, заложенных в предлагаемом содержании обучения.
Моя система работы по развитию познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения направлена на: рост учебной мотивации через использование приёмов, способных сохранить интерес к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; создание благоприятного фона занятий; использование разнообразных видов деятельности; учет особенностей аудитории.
Углубление уровня понимания учебного материала посредством построения образовательного процесса на основе развивающего обучения с учётом целостности природы ученика ведёт к развитию личностных качеств.
Конструктивному отношению школьников к решению проблем.
Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Поэтому ставлю перед собой цель – развитие его познавательных способностей, которые помогают развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживают интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны и вытекают в одно целое «Учебные универсальные действия».
В своей работе применяю различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, ввод интеграции, использование групповой и парной работы, проектно-исследовательскую деятельность, информационно-комуникативные технологии.
Большое значение в развитии познавательной активности я придаю экскурсиям в природу, беседам о природе и бережном к ней отношении не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках.
При обучении русскому языку экскурсии – наблюдения за явлениями, происходящими в природе, используются как источник развития речи младших школьников.
Наблюдение и сравнение признаков сезонных изменений – необходимые приёмы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. У учителя складываются первые представления о речевом развитии ребят, у детей происходит первое всматривание в природу, первые совместные наблюдения.
Коллективные наблюдения учащихся за сезонными изменениями в природе приносят детям радость, дают толчок к самостоятельным наблюдениям и постепенно перерастают в потребность открывать для себя новое. У детей появляется естественная необходимость поделиться своими знаниями, открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями.
Ребёнок выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове.
Сущность развивающего обучения состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного и правильного использования языковых средств и речи. Правила на уроках выводим вместе с детьми в форме таблиц, схем, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся. И ошибки ребят бывают находкой для меня. Вместе начинаем искать, где что не так. А иногда «ошибаюсь» я, и дети с удовольствием начинают «учить» меня. В начальной школе требуется «разбудить» мысль детей.
Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения.
Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.
Я применяю загадки при классификации предметов в определённые группы, работа над многозначностью слов, с прямым и переносным значением слов.
Немаловажную роль играют загадки при запоминании слов из словаря. Дети с удовольствием работают с ними. Загадки могут быть предложены по темам: «Овощи», «Фрукты», «Инструменты», «Животные», «Растения».
Работа над загадками ведётся при объяснении нового и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках, например, при изучении правил на уроках русского языка:
Безударные гласные. «Без рук, без ног, а подпоясаны». (Сноп – снопы.)«Зубы есть, а рта нет». ( Пил – пила).
Правописание жи-ши, ча – ща, чу – щу.
«Хвостом виляет, зубаста, а не лает». (Щука.)« Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут». (Ландыши.)«Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник.)
Используя проектную деятельность, дети научились сами выполнять проекты, мини-проекты. Например, проект на уроке литературного чтения «Мои загадки», на уроках русского языка исследовательская работа «Лексическое богатство русского языка», на уроках окружающего мира «Моя семья», «Моя малая Родина» и т.д.
Так же стараюсь развить у детей желание много читать. Предлагаю к прочитанному делать рисунки, иногда лепить, слушать музыку, сочинять собственные стихи и рассказы. Всё это способствует развитию не только речи детей, но и мысли, разума, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова.
Составление рассказов по картинке учит детей правильно выражать свои мысли, обогащает их речь, вызывает у детей активность. А это путь к постижению прекрасного, пониманию гармонии. Роль эмоций в процессе познания огромна.
Для оценивания учебных достижений школьников применяю разнообразные тесты. Итоговые контрольные тесты дают мне, как учителю, систематизированный проверочный материал по всем основным темам программы.
Применение их мною имеет ряд преимуществ, так как они обеспечивают:
оперативность проверки выполняемой работы;
тестирование большого количества учащихся;
возможность проверки усвоения теоретического материала;
проверка большого объёма материала маленькими порциями;
объективность оценки результатов выполненной работы.
Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволяет выявить пробелы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их, развивать сообразительность и быстроту мышления, сформировать оптимальную практику тестирования; установить уровень знаний, как по отдельному ученику, так и по классу, диагностировать наиболее «правильные» тесты, а значит своевременно скорректировать учебный процесс.
Убедилась в эффективности использования занимательного материала на уроках и во внеклассной деятельности. Это средство активизации учебного процесса, развития познавательной активности, наблюдательности детей, их внимания, памяти, мышления, а также предупреждение утомления. Чтобы не занимательность не превратить в развлечение, я заранее планирую, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке. Чаще всего использую такой занимательный материал, как загадки, игры, сказки, кроссворды и ребусы, информацию из Книги рекордов
В формировании учебно-познавательного интереса велика также роль познавательных заданий и вопросов. Особенность этого приёма в том, что задание формулируется таким образом, чтобы ответ не лежал на поверхности. Ребёнок должен самостоятельно добыть нужную информацию. Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями.
Но одним из самых важных средств активизации познавательных интересов детей является игра. Считаю, что именно игра помогает делать урок живым, а общение искренним, игра вызывает творческий интерес к предмету. Система дидактических игр может быть применена в рамках разных методов обучения.
Дидактические игры заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей. Виды игр для детей очень разнообразны: письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные ; индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные, игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные) Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Примеры игр
а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя
к ребенку, очень нравится детям. Например, при изучении темы «Грибы», провожу игру «Съедобный-несъедобный». Или при изучении темы «Дикие и домашние животные», провожу игру «Кто лишний?». Бросая мяч, задаю вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.
б) Топографический диктант. Под диктовку учащиеся в тетради, а одни из них на классной доске вычерчивают план пути (текст составляется, исполь- зуя изученные условные знаки плана).
в) Топографическое письмо. Учащиеся записывают составленный ими текст (индивидуально или в парах), в котором характеризуют разные участки
окружающей местности, и вместо объектов (болото, овраг и т.д.) в
соответствующих местах письма рисуют условные топографические знаки.
г) Определение природных зон, животных, растений и т.д. по иллюстрациям или по описанию. Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.
б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые
высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.
в) Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или
животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним.
Игры-путешествия
Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся предлагаю такую ситуацию:
- Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.
После изучения темы «Природные зоны» предлагаю ситуацию, для повторения изученного ранее:
- Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.
Или, при изучении темы «Ориентирование на местности»:
- Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.
Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.
Интеллектуальные игры.
Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.
5) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую
может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и
закономерности природы.
Наблюдение
Наблюдение, как один из основополагающих методов обучения, известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. Наблюдения провожу во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы.
В процессе наблюдения у учащихся формируются умение видеть, подмечать, объяснять явления природы. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Конечно, в ходе работы опираюсь и на соответствующий жизненный опыт учащихся. В тетрадях ребята составляли схемы, таблицы, рассказывали о своих наблюдениях, делали зарисовки, подбирали пословицы и стихи.
Мультимедийные презентации
Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является мультимедийные презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия зрение, слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Презентации значительно экономят время, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Дидактические игры проводятся с целью:
-интеллектуального развития младших школьников;
-создания подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развития его творческих способностей;
-реализации возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
-эмоционально-психологического развития младших школьников
-углубления уже усвоенных ранее знаний;
Ценность игры заключается в том, что её можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности («Час математического досуга», КВН, «Сражение знатоков», «Умники и умницы»), а также во время занятий кружка.
На занятиях кружка « Умники и Умницы» в1-4 классах использую различные дидактические игры . Одной из основных задач кружка является повышение интеллектуального развития учащихся.
В данной работе я использую разные формы и методы работы:
- конкурсные и интеллектуальные игры
- интеллектуальные задания (кроссворды, ребусы, чайнворды и т.д.)
- упражнения на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)
- соревнования между командами
- самостоятельное составления интеллектуальных заданий, игр.
Использую нестандартные формы организации занятий ( Путешествия, КВН, )
Все описанные выше методы, формы и виды работ по формированию познавательной активности школьников используются мною многие годы. Появление новых учебников, основанных на идее личностно-ориентированного обучения, заставило меня переосмыслить свою работу на уроках. Проблемная технология обучения привела к возникновению иных отношений между учителем и учеником, при которых учителю отводится роль режиссера, а ученики выступают полноправными соучастниками своего обучения. Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у школьников учебной самостоятельности, способности расширять свои знания, умения по собственной инициативе.
Немалую роль играют в обучении младших школьников новые информационные технологии. Уместное использование материалов электронных энциклопедий, мультимедийных альбомов, тематических изданий способствует развитию познавательной активности.
Таким образом, разумное сочетание традиционных и современных методов, форм, видов и средств обучения, а также применение новых информационных технологий способствует формированию познавательной активности младших школьников, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.
Вывод: В своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Действительно, дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников.
Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.
Результатом своей работы развития познавательных способностей младших школьников считаю следующее:
Рост учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала.
Успешность школьников подтверждается участием и победами в различных конкурсах и олимпиадах от муниципального до международного.
Результаты исследования позволяют сделать выводы, что направление в работе выбрано правильно. Работая в системе развивающего обучения, позволяет сформировать у младшего школьника мышление, передать учащимся опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.
Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь.
Мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.
Результаты освоения обучающими образовательных программ
Показатели
2010/2011
учебный год
2011/2012
учебный год
2012/2013
учебный год
2013/2014
учебный год
2014/2015 учебный год
Качество знаний по классу
2 класс
83%
3 класс
87%
4 класс
85%
1 класс
2 класс
Успеваемость
100%
100%
100%
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией*
Показатели
2010/2011 учебный год
2011/2012 учебный год
2012/2013 учебный год
2013/2014 учебный год
2014/2015 учебный год
Качество знаний по классу. Успеваемость
2 класс
Сентябрь 2010г.
Математика, входная контрольная работа – 73%
успеваемость – 94%
3 класс
Сентябрь 2011г
Математика, входная контрольная работа – 89%
успеваемость – 95%
4 класс
Сентябрь 2012г
Математика, входная контрольная работа – 60%
успеваемость – 100%
1 класс
Стартовая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе- 100%
2 класс
Сентябрь 2014г
Математика, входная контрольная работа – 70%
успеваемость – 96%
Русский язык, входной диктант – 70%
успеваемость – 90%
Русский язык, входной диктант – 60%
успеваемость – 100%
Русский язык, входной диктант – 60%
успеваемость – 100%
Январь 2014г.
Классно – обобщающий контроль: «Формирование коммуникативных УУД»
Высокий ур.- 22%
Средний ур. – 43%
Низкий ур. – 35%
Русский язык, входной диктант – 70%
успеваемость – 91%
Октябрь 2010г
Русский язык
Административная контрольная работа за 1 четв. – 85%
успеваемость – 100%
Октябрь 2011г
Русский язык
Административная контрольная работа за 1 четв. – 50%
успеваемость – 95%
Октябрь 2011г
Русский язык
Административная контрольная работа за 1 четв. – 57%
успеваемость – 100%
Октябрь 2014г
Литер. чтение
Техника чтения- 58%
успеваемость – 100%
Математика
Административная контрольная работа за 1 четв. – 80%
успеваемость – 100%
Математика
Административная контрольная работа за 1 четв. – 78%
успеваемость – 100%
Математика
Административная контрольная работа за 1 четв. – 71%
успеваемость – 100%
Октябрь 2014г
Фронтально – тем контроль «Формирование регулятивных УУД»
Задание:
«Ищу ошибку»
Высокий ур- 6 чел 26%
Средний ур –
8 чел 35%
Низкий ур. -9 чел 39%
декабрь 2010г.
Математика
Административная контрольная работа за 2 четв. – 54%
успеваемость – 92%
декабрь 2011г.
Русский язык
Административная контрольная работа за 2 четв. – 71%
успеваемость – 100%
декабрь 2012г
Русский язык
Административная контрольная работа за 2 четв. – 68%
успеваемость – 95%.
Октябрь 2014г
Русский язык
Административная контрольная работа за 1 четв. – 57%
успеваемость – 95%
Русский язык
Административная контрольная работа за 2 четв. – 71%
успеваемость – 100%
Математика
Административная контрольная работа за 2 четв. – 67%
успеваемость – 100%
Математика
Административная контрольная работа за 2 четв. – 62%
успеваемость – 95%
Математика
Административная контрольная работа за 1 четв. – 55%
успеваемость – 95%
Литер. чтение
Техника чтения- 90%
успеваемость – 100%
Литер. чтение
Техника чтения- 92%
успеваемость – 100%
Окруж. мир
Адм.Тест- 73%
успеваемость – 100%
декабрь 2014г
Русский язык
Административная контрольная работа за 2 четв. – 61%
успеваемость – 91%.
Март 2011г.
Русский язык
Административная контрольная работа за 3 четв. – 68%
успеваемость – 95%
Март 2012г.
Русский язык
Административная контрольная работа за 3 четв. – 63%
успеваемость – 100%
Март 2013г.
Русский язык
Административная контрольная работа за 3 четв. – 72%
успеваемость – 100%
Математика
Административная контрольная работа за 2 четв. – 65%
успеваемость – 95%
Литер. чтение
I полугодие
Техника чтения- 58%
успеваемость – 100%
Математика
Административная контрольная работа за 3 четв. – 76%
успеваемость – 100%
Математика
Административная контрольная работа за 3 четв. – 70%
успеваемость – 90%
Математика
Административная контрольная работа за 3 четв. – 70%
успеваемость – 95%
Март 2015г.
Русский язык
Административная контрольная работа за 3 четв. – 57%
успеваемость – 95%
Апрель 2011г.
Математика
Административная контрольная работа – 70%
успеваемость – 95%
Апрель 2012г.
Литер. чтение
Техника чтения- 94%
успеваемость – 100%
Апрель 2013г.
Литер. чтение
Техника чтения- 94%
успеваемость – 100%
Апрель 2013г.
Итоговая комплексная работа:
Базовый и повышенный уровень- 8чел 32%
Базовый уровень-
15 чел 60%
Не достигли базового уровня –
2 чел 8%
Математика
Административная контрольная работа за 3 четв. – 74%
успеваемость – 100%
Русский язык
Административная контрольная работа – 77%
успеваемость – 100%
Май 2012г.
Русский язык
Административная контрольная работа – 74%
успеваемость – 100%
Май 2013г.
Русский язык
Административная контрольная работа – 69%
успеваемость – 100%
Литер. чтение
Техника чтения- 80%
успеваемость – 100%
Математика
Административная контрольная работа – 74%
успеваемость – 100%
Математика
Административная контрольная работа – 73%
успеваемость – 100%
Мониторинг качества обучения по предметам
Предметы
2010/2011
учебный год
2 класс
2011/2012
учебный год
3 класс
2012/2013
учебный год
4 класс
2014/2015
учебный год
2 класс
Математика
80%
80%
73%
Русский язык
65%
65%
60%
Литературное чтение
95%
95%
91%
Окружающий мир
95%
80%
77%
Изобразительная деятельность
100%
100%
100%
Технология
100%
100%
100%
Физическая культура
100%
100%
100%
Я, как и каждый учитель начальных классов, являюсь классным руководителем. Моя задача, как классного руководителя, не только обучать, но и воспитывать. Пробудить душу реб нка, развить заложенный природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать культуру поведения, чувство милосердия, доброты и сострадания, прививать навыки здорового образа жизни – вот основные задачи, которые я ставлю перед собой, как классный руководитель. Ставя перед собой вышеперечисленные воспитательные задачи, разработала воспитательную программу воспитательной работы.
Воспитательная тема, над которой я работаю - «Становления личности ребенка в начальной школе».
Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия: - нетерпимость детей друг к другу;
- неумение трудиться на общее благо;
- эгоизм, дефицит общения;
Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цели:
организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка;
создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.
Чтобы данные цели превратились в жизнь, стараюсь:
Добиваться того, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
Создавать условия для самовыражения каждого ученика.
Воспитывать толерантность.
В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей. Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности. Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей.
Моя воспитательная система построена на следующих принципах:
1.Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Культура, Отечество, Знания, Труд, Мир, как на основу здорового образа жизни.
2. Субъективность (содействие классного руководителя развитию способностей ребенка как субъекта собственного поведения, а в итоге и жизни).
3. Принятие ребенка как данности (то есть признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Цель моей воспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
Я поставила перед собой задачи:
Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции. Толерантности, трудовой активности.
Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
Взаимодействие с семьей.
Всю воспитательную работу планирую по следующим направлениям::
- Правовое воспитание. Гражданственность и патриотизм.
Цели: - воспитание уважения к законам и нормам коллективной жизни;
- развитие гражданской и социальной ответственности;
- развитие научного и творческого потенциала личности;
- для их реализации в школе создана детская общественная организация на
Конституционной основе, СМИ школы.
-Экология и здоровье.
Цели: - формирование ценностного отношения учащихся к природе, Родине, семье,
окружающим; воспитывать гармоничное сосуществование с природой,
психологическую готовность сберегать природные ценности всегда и везде.
- воспитание у детей мотивации здорового образа жизни и формирование навыков эффективной социальной адаптации;
-учить предотвращать экстремальные ситуации, находить выход из них.
- Безопасность жизнедеятельности учащихся.
Цели: учить предотвращать экстремальные ситуации, находить выход из трудной ситуации; учить заботиться о других людях в трудную минуту.
-Нравственность и культура. Взаимопонимание и общение.
Цели: - обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; развитие духовной культуры;
- воспитывать детей как гармоничную личность, способную достойно вести себя в любой обстановке; понимание социокультурных норм.
- Интеллектуальное направление и работа с родителями.
Цели: - определение «зоны ближайшего развития» обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, повышение активности родительского сообщества.
- Самоуправление в классе.
Цели: -развитие субъективности личности младшего школьника;
- формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.
Стараюсь сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющим его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
-Трудовое воспитание.
Цели: - познакомить детей с распространенными профессиями;
-пробудить интерес к труду, потребность в желании трудиться.
Дети моего класса активно участвуют во всех школьных , районных и всероссийских мероприятиях. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, общешкольные праздники, конкурсы). Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. Формы работы использую самые разнообразные: родительские собрания, беседы и консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования, турпоходы, содействие родителей в материально-техническом оснащении учебного кабинета. Наиболее активных родителей я поощряю грамотами и благодарственными письмами.
Результаты по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности*
Показатели
2010/2011 Учебный год
2011/2012 Учебный год
2012/2013 Учебный год
2013/2014 Учебный год
2014/2015 Учебный год
Школьный
Конкурс «Ученик года 2012»
Алексеенко вера
1 место
(ученик года)
Всероссийская дистанционная литературная викторина «По страницам любимых произведений»
Джаландришвили Валерия
2 место
Даниленко Ирина
2 место
Алексеенко Вера
лауреат
Областной конкурс «Как у нас на Тихом Дону»
Корчак Тимофей
3 место
Скорик Стелла-
2 место
Мосинцева Виктория
1 место
Конкурс поделок из с/материала «Дары осени». Посвящённый Дню сельского хозяйства
Мосинцева В.
Скорик С.
Гонтарева Е.
Крайнюков Я.
Покатилова Д.
(победители на школьном уровне, работы были отправлены в район на выставку к Дню сельского хозяйства)
Школьный
Конкурс
«Ученик года 2011»
Номинация «Второклассник года 2011»
Даниленко Ирина
1 место
Школьный
Конкурс
«Ученик года 2012»
Номинация «Третьеклассник года 2012»
Джаландришвили Валерия
1 место
Всероссийская олимпиада «Человеческое тело»
Рамазанов Роман
3 место
Областной конкурс
«Тепло твоих рук»
Мосинцева Виктория
Куркина Полина
Крайнюков Ярослав
(участники)
Конкурс рисунков на тему: «Я, ты, он, она – вместе целая страна» посвящённый Дню толерантности.
Мосинцева Виктория
1 место
Гонтарева Елизавета
2 место
Всероссийская дистанционная викторина «Секреты логического ларчика»
Майер Мария
Терёхин Тимур
Соболь Денис
( сертификат участника)
Всероссийская дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок»
Мосинцева Виктория
1 место
Столярчук Иван
1 место
Петрова Валерия
2 место
Машкина Виктория
2 место
Крутых Николай
3 место
Международный игра-конкурс «Русский медвежонок – 2014»
Мосинцева Виктория
1 место по школе
Всероссийская дистанционная викторина «Русский играючи!»
Терёхин Тимур
1 место
Рамазанов Роман
1 место
Сазыкина Виктория
2 место
Всероссийская дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок»
Петрова Валерия
1 место
Столярчук Иван
1 место
Крутых Николай
1 место
Покатилова
Дарья
1 место
Машкина Виктория
1 место
Мосинцева Виктория
2 место
Карпенко Диана
2 место
Гонтарева Елизавета
2 место
Рамазанова Анна
2 место
Сальников Даниил
2 место
Конкурс: «Рождественская открытка»
Мосинцева Виктория
1 место
Крутых Николай
1 место
Всероссийская дистанционная олимпиада «Что нас окружает»
Джаландришвили Валерия
1 место
Колпакова Виктория
3 место
Шевченко Елена
3 место
Открытый Ростовский фестиваль-конкурс «Пожарные-спасатели глазами детей»
Номинация «Рисунок»
Номинация «Плакат»
Мосинцева Виктория
Гонтарева Елизавета
(участники)
IV Международный конкурс «День мамы»
Скорик Стелла
3 место
Всероссийская дистанционная викторина «Васины задачки»
Рамазанов Роман
3 место
Школьный этап олимпиады по окружающему миру
Мосинцева Виктория
1 место
математика
Крутых Николай
1 место
Международный конкурс – игра «Слон»
18 человек
(сертификаты)
II Всероссийская дистанционная викторина «Мир ярких животных»
Корчак Иван
Шевченко Елена
Сазыкина Виктория
( сертификат участника)
Школьный конкурс «Самый классный класс»
3 место
Школьный этап «Самый умный второклассник»
Покатилова Дарья
1 место
Всероссийская дистанционная олимпиада «Юный математик»
Сухачёва Виктория
1 место
Ткаченко Екатерина
1 место
Всероссийская викторина Математика+
Петрова Валерия
1 место
Мосинцева Виктория
3 место
Скорик Стелла
3 место
Всероссийская дистанционная викторина «Нескучный русский с Буквознаем»
Колпакова Виктория
(сертификат участника)
Школьный этап олимпиады
Окружающий мир и уроки здоровья
Петрова Валерия
1 место
Мосинцева Виктория
1 место
Крутых Николай
1 место
Спицын Артём
2 место
Крайнюков Ярослав
3 место
III Всероссийская дистанционная викторина-игра «Новогодний переполох»
Шевченко Елена
2 место
Лысенко Никита
2 место
Школьный этап олимпиады
Русский язык и литературное чтение
Куркина Полина
1 место
Петрова Валерия
2 место
Крутых Николай
3 место
Мосинцева
Виктория
3 место
Покатилова Дарья
3 место
Машкина Виктория
3 место
Всероссийская дистанционная олимпиада «Литературный эрудит»
Шевченко Елена
2 место
Всероссийская дистанционная олимпиада «Математический калейдоскоп»
Лысенко Никита
1 место
Джаландришвили Валерия
3 место
Терёхин Тимур
3 место
Школьный этап олимпиады
Математика и конструирование
Крутых Николай
1 место
Мосинцева Виктория
2 место
Петрова Валерия 2 место
Гонтарева Елизавета
3 место
Корчак Тимофей
3 место
Столярчук Иван
3 место
Всероссийская дистанционная викторина «Мир вокруг нас»
Соболь Денис
3 место
Международный конкурс-игра по русскому языку «Ёж»
22 человека (сертификаты)
Алексеенко Вера
3 место
Джаландришвили Валерия
3 место
II Всероссийская дистанционная викторина «На крыльях «Снежного вихря»
Лысенко Никита
1 место
Всероссийская олимпиада Развитие воображения «Загадки»
Алексеенко Вера
1 место
Джаландришвили Валерия
1 место
Терёхин Тимур
2 место
Всероссийская олимпиада «Планета Земля»
Алексеенко Вера
1 место
Джаландришвили Валерия
1 место
Терёхин Тимур
1 место
I Всероссийский блиц-турнир «Восхождение на Олимп»
14 человек
(сертификаты)
Корчак Иван
3 место
Всероссийская дистанционная викторина «Тайны материков»
Лысенко Никита
1 место
Майер Мария
1 место
Алексеенко Вера
2 место
Терёхин Тимур
3 место
Шевченко Елена
3 место
Международная олимпиада «Вундеркинд начальной школы»
13 человек
Алексеенка Вера
3 место
Международная игра-конкурс «Русский медвежонок»
11 человек
(сертификаты)
Международная игра-конкурс «Кенгуру»
5 человек
(сертификаты)
Международная игра-конкурс «Человек и природа
5 человек
(сертификаты)
Школьный конкурс «Самый классный класс»
3 место
Вывод: Обучающиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Ищу в методической литературе, газетах, журналах, интернете новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую опыт передовых учителей, коллег по работе, посещая открытые уроки и участвуя в работе ШМО учителей начальных классов (с 2013г являюсь руководителем ШМО нач.кл.), семинарах, педагогических советах. Так же являюсь членом тьютерской группы «Современный урок». В этой группе делюсь с коллегами своим опытом и получаю полезную информацию от них для построения дальнейшей своей работы. Для того, чтобы повышать уровень своего самообразования прохожу педагогические тестирования. На Интернет-портале «ProШколу.ru» участвую в проекте «Источник знаний». На сайте «Большая перемена успешно прошла тестирования по темам: «Саморефлексия педагогов на знание типов УУД» (Сертификат ЭЛ.№ ФС 77-47496), «Педагогические ситуации»( сертификат), «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (сертификат)
Являюсь активным участником Всероссийских педагогических видеоконференций, семинаров, вебинаров:
Вебинар «Итоговая оценка выпускников начальной школы: математика ( на примере изданий новых серий издательства «Просвещение» «ФГОС: оценка образовательных достижений» и «Итоговый контроль в начальной школе»)»,
Вебинар «Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания»,
Вебинар « Триз для начальной школы»
Обучение на всероссийском мастер-классе «Организация исследовательской и проектной
деятельности обучающихся начальной школы как
основное требование ФГОС НОО»
(объем 2 часа)
Вебинар «Задачи с пропорциональными величинами в УМК «математика. 1-4 классы» Муравиных»
Вебинар «Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе»
Вебинар «Народный банк заданий»
Вебинар «Планируемые результаты и оценка их достижения как структурообразующий элемент ФГОС ООО»
Вебинар «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку с пособиями издательства «Просвещение»
Вебинар «Универсальные учебные действия как важная составляющая современных школьных стандартов»
Вебинар «Открытый урок с использованием электронного учебника издательства «Просвещение»
( Русский язык, 2 класс, авт В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)»
Областная научно – практическая конференция по проблеме «Инновационные практики социализации учащихся в сфере дополнительного образования в рамках стратегий ФГОС»
Кроме самообразования, я прохожу курсы повышения квалификации.
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке.
п/п
Систематичность повышения квалификации
Название курсов повышения
квалификации
Кол –во
часов
Сроки
Вид полученного
документа, номер
1.
«Проблемы и перспективы
развития личностно- ориентированного
обучения учащихся начальной школы»
144ч
С 20.02 2006г
по 29.04.2006г.
Свидетельство о повышении квалификации
№ 2052
2.
«Педагогика и методика начального образования»
144ч.
С 29.03.2010г.
по 24.05.2010г.
Свидетельство о повышении квалификации
№ 1326
3.
«Введение в информационные и образовательные технологии ХХI века»
Свидетельство
от 17 мая 2010г
4.
«Основы религиозных культур и светской этики»
72ч
С 14.02.2012г.
по 28.02.2012г.
Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации № 485
II.4. Транслирование собственного педагогического опыта
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогического работника организации*
Показатели
2010/2011 Учебный год
2011/2012 Учебный год
2012/2013 Учебный год
2013/2014 Учебный год
2014/2015 Учебный год
РМО
Учителей начальных классов
Семинар: «Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога»
(выступление, доклад)
«Формирование
системы
духовно – нравственного воспитания
в контексте требований ФГОС»
(доклад)
Мастер класс на тему: «Становление личности через компетентност-ный подход в обучении и воспитании»
ШМО учителей начальных классов
Открытые уроки на уровне образовательного учреждения в рамках ЕМД:
урок – исследования по окружающему миру на тему: «Кто такие птицы?»
урок литературного чтения 2 класс «Песенки Винни – Пуха. Б.Заходер»
Открытые уроки на уровне образовательного учреждения в рамках ЕМД:
Урок на тему "Развитие и размножение животных"
3 класс.
В рамках предметной неделе по русскому языку: турнир знатоков между 3-ми классами:
Внеклассное мероприятие по русскому языку:
"Мой верный друг, язык мой русский! )
«Дифференциро-ванный подход в обучении учащихся младших классов»
(доклад)
Работа рук. ШМО
нач. кл
«Внеурочная деятельность – основа развития познавательных и творческих способностей младших школьников»
(доклад)
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный план начального общего образования.
(доклад)
«Обновление содержания общего образования посредством введения ФГОС. Формирование универсальных учебных действий (УУД)
в начальной школе в рамках ФГОС НОО»
( доклад)
В рамках предметной неделе по математике
Внеклассное занятие
Педсовет
Круглый стол:
«От чего и от кого зависит качество образования в нашей школе»
Круглый стол «Психолого – педагогическая компетентность учителя» (проведение открытого мероприятия)
Областная научно – практическая конференция по проблеме «Инновационные практики социализации учащихся в сфере дополнительного образования в рамках стратегий ФГОС»
«Развитие познавательных и творческих способностей младших школьников в рамках внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС»
(выступление)
Проблемы возникающие в моей профессиональной деятельности:
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины этого многозначны, решать проблемы, связанные с ними, одним махом невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Среди детей, поступающих в первый класс, полностью здоровы лишь немногие. В 2013 году я набрала 1 класс. Из 24 детей 2 человек направлены на ПМК, трое детей имеют задержку речевого развития, один ребенок очень часто болеет. Поэтому основой в своей работе считаю помощь каждому ребенку в умении проявить и развить свою индивидуальность на уроке. Давно замечено, чем младше ребенок, тем больше он стремится делать добрые дела, помогать всем, кто нуждается в помощи, чтобы не дать зачахнуть росткам благородства, ребенку необходимы «тренировки» в нравственном воспитании. Поэтому продумываю содержание учебного материала и методы его подачи.
Еще одна из проблем возникшая в моей профессиональной деятельности - недостаточный уровень контроля со стороны родителей (вследствие загруженности на работе, есть неполные семьи). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы с учащимися класса. Провожу первое родительское собрание за полгода до поступления в школу, на котором рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Каждый родитель получает памятку, в которой указано, какие школьные принадлежности потребуются первокласснику к началу учебы. В течение полугода будущие школьники проходят подготовительный период. В это время ближе знакомлюсь с родителями, стараюсь ответить на их многочисленные вопросы, даю практические советы. На своем опыте убедилась, что не следует запугивать родителей разговорами о сложностях, о большой учебной и трудовой нагрузке первоклассников. Посещая семьи, стараюсь выяснить взаимоотношения между членами семьи, их интересы и возможности. В дальнейшем это позволяет мне привлечь родителей к активной работе с классом, сформировать родительский комитет.
По результатам педагогической деятельности была награждена:
№п/п
Название документа
Содержание
Кем выдан
Когда выдан
1.
Благодарственное письмо
За организацию школьного тура среди учащихся
4 –ых классов V Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры
Председатель центральной мет. комиссии олимпиады, Склярова Т.В.
2012г.
2.
Сертификат
Всероссийский открытый конкурс «Ученик года»
Председатель орг. комитета конкурса Филиппова Т.В.
2013г
3.
Благодарственное письмо
За активное участие в жюри школьной ученической научно – практической конференции «Мой первый шаг в науку»
Директор МБОУ Новобатайской СОШ №9
Даций Г.А.
2014г.
4.
Грамота
За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников.
Директор МБОУ Новобатайской СОШ №9
Даций Г.А.
2014г.
5.
Грамоты, дипломы, благодарственные письма, свидетельства.
За организацию и проведение различных олимпиад, конкурсов.
За подготовку победителей и участников.
Председатели орг.комитета и руководители проектов.
2011 -2015г.
Перспективы творческого и профессионального развития
В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах. А так же наблюдать, фиксировать наблюдения, изучать факты, жизненные события, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников.
Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, удобного в данный момент для нас. Я стремлюсь уважать незнание и непонимание ребенка, стараюсь найти их причины, а не требовать слепого исполнения всех приказов, только так можно вырастить независимого самостоятельного человека. «Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, - это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он порой прячет свое «Я» под маской.
Итак, терпение + терпимость + безусловное приятие любого ребенка - вот формула моей педагогической работы. Трудно? А как же иначе? Таково уж наше высочайшее предназначение на Земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе, вечное»
Хорошо, что судьба посылает мне солнечных девочек и мальчиков,
они делают мою жизнь счастливой.
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решилась учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смогла полюбить!
Учитель начальных классов МБОУ Новобатайской СОШ №9 _________Мосинцева Е.М.
Директор МБОУ Новобатайской СОШ №9 ________Даций Г.А.
·