Контрольная работа по дисциплине маркетинг для заочного отделения



Федеральное агентство морского и речного транспорта
ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Котласский филиал
Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова»
(КФ ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ














МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА КУРСА И ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


ДИСЦИПЛИНА «МАРКЕТИНГ»














Котлас, 2015 год СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ


Тема 1. Концепция маркетинга

Студент должен
иметь представление:
- об истории возникновения и основных этапах развития маркетинга;
знать:
- концепции рыночных отношений, их характерные признаки.

Рассмотреть такие вопросы как:
Возникновение и основные этапы развития маркетинга;
Цели, задачи и функции маркетинга;
Основные концепции развития рыночных отношений;
Изучить особенности производственного маркетинга, сбытового маркетинга, социального маркетинга.


Тема 2. Классификация маркетинга. Комплекс маркетинга

Студент должен
знать:
- элементы классического комплекса маркетинга, структуру маркетинговой деятельности;
- классификацию маркетинга.

Основные виды маркетинга:
- по сфере применения: микро-, макро-, мета-, микс-, социальный маркетинг;
- по приоритетности задач: дифференцированный, недифференцированный, функциональный, товарно-ориентированный, потребительно-ориентированный, интегрированный и концентрированный.
Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка: массовый, сегментированный и множественный. Отличительные особенности. Краткая характеристика отдельных видов маркетинга.
Классический комплекс маркетинга. Ключевые элементы: товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара): понятие и назначение.

Тема 3. Объекты и субъекты маркетинговой деятельности

Студент должен
знать:
- объекты маркетинга, их классификацию;
- классификацию субъектов маркетинга;
- организационные структуры служб маркетинга;
уметь:
- устанавливать основные виды потребностей;
- анализировать повеление покупателей;
- разрабатывать должностные характеристики маркетолога.

Основные объекты: нужда, потребность, спрос. Классификация потребностей, их краткая характеристика. Виды спроса, краткая характеристика каждого вида. Типы маркетинга в зависимости от спроса.
Основные субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга в организациях. Положение об отделе маркетинга, требования к специалисту по маркетингу. Организационные структуры служб маркетинга.
Потребители – понятие, классификация по признакам.


Тема 4. Окружающая среда маркетинга

Студент должен
знать:
- понятие окружающей среды маркетинга, виды, и краткую характеристику факторов окружающей среды маркетинга;
уметь:
- анализировать окружающую среду организации.

Окружающая среда маркетинга: понятие, виды, факторы, формирующие окружающую среду.
Микросреда маркетинга: понятие, факторы,. Характеристика контролируемых факторов микросреды.
Макросреда маркетинга: понятие, и неконтролируемые факторы макросреды маркетинга. Разновидности макросреды: социальная, экономическая, природная, правовая, научно-техническая, конкурентная, культурная.


Тема 5. Сегментирование рынка

Студент должен
знать:
- основные понятия сегментирования, его назначение, критерии выбора сегмента;
- понятие и способы позиционирования товара на рынке.

Основные понятия: сегментирование, сегмент, ниша рынка. Назначение сегментирования, принципы сегментирования потребительских рынков. Критерии выбора лучшего сегмента количественные параметры, прибыльность, защищенность сегмента от конкурентов и т. д..
Позиционирование товаров: понятие, значение, условия правильного позиционирования товара на рынке.

Тема 6. Конкуренция и конкурентоспособность товаров и организации

Студент должен
знать:
- виды конкуренции, их характерные признаки, методы оценки конкурентоспособности;
уметь:
- оценивать конкурентоспособность организаций и выявлять ее конкурентные преимущества.

Основные понятия: конкуренция, конкурентоспособность и конкурентная среда.
Конкуренция: виды, характерные черты, ее необходимость в рыночных условиях. Конкурентная среда: условия возникновения, способы создания, поддержания. Антимонопольное законодательство.
Конкурентоспособность товаров и организаций, критерии конкурентоспособности и методы оценки конкурентоспособности.


Тема 7. Товар. Товарная политика

Студент должен
знать:
- классификацию товаров: понятие, виды, этапы ЖЦТ
- назначение товарной политики организации.

Товар: понятие, уровни и классификация товаров. Жизненный цикл: понятие, основные этапы, виды ЖЦ. Понятие товарного ассортимента и номенклатуры.
Упаковка товара, как инструмент маркетинга. Понятие марки и марочной политики.
Товарная политика организации, ее значение.

Тема 8. Ценовая политика

Студент должен
знать:
- классификацию цен;
- цели и стратегии ценообразования;
- направления ценовой политики;
уметь:
- анализировать ценовую политику;
- собирать информацию для расчета исходной цены.

Основные понятия: цена, методы и стратегии ценообразования.
Классификация цен. Факторы, влияющие на формирование цен. Основные этапы расчета исходной цены. Виды скидок.
Особенности ценообразования для новых товаров и эксклюзивных товаров.

Тема 9. Сбытовая политика

Студент должен
знать:
- цели и задачи сбытовой политики;
- виды и уровни каналов распространения;
- виды и типы торговых посредников;
уметь:
- оценивать эффективность сбытовой политики.

Основные понятия: сбыт, распределение, сбытовая политика. Цели и задачи сбытовой политики. Каналы распространения их виды, функции. Критерии выбора каналов распространения.
Торговые посредники, их виды и типы. Краткая характеристика посредников разных типов. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики.



Тема 10. Формирование спроса и стимулирование сбыта

Студент должен
знать:
- основные методы и способы ФОССТИС;

уметь:
- применять методы ФОССТИС.

Методы формирования спроса: реклама, пропаганда, «паблик рилейшнз».
Способы стимулирования сбыта. Личная продажа: ее достоинства и недостатки.
Методы прогнозирования потребностей на рынке: назначение, разновидности, возможности.



Тема 11. Реклама

Студент должен
знать:
- цели, виды, и задачи рекламы;
- правовую основу рекламной деятельности;
- порядок организации рекламной компании;
уметь:

·- организовывать и оценивать рекламную компанию.

История возникновения рекламы в России и за рубежом. Реклама: понятие, назначение, цели и функции. Требования к рекламе, правовые основы рекламной деятельности. Классификация рекламы. Потребительское восприятие рекламы. Организация рекламной компании. Методы оценки эффективности рекламной компании.


Тема 12. Маркетинговые исследования рынка

Студент должен
знать:
- цели, задачи, объекты исследований;
- схему проведения исследований;
- виды маркетинговой информации и принципы ее отбора;
уметь:
- собирать информацию;
- проводить исследования;
- анализировать полученные результаты.

Маркетинговые исследования: понятие, цели, задачи и объекты. Возникновение и развитие исследований, их виды. Схема маркетинговых исследований, анализ полученных результатов и их применение на практике.
Маркетинговая информация: источники и принципы отбора. Классификация маркетинговой информации.
Методы маркетинговых исследований, возможности их применения.
Комплексные исследования товарных рынков.



Тема 13. Строение и планирование маркетинга

Студент должен
знать:
- виды стратегий;
- этапы стратегического планирования;
- виды маркетингого контроля;
- разделы бизнес-плана;
уметь:
- составлять план маркетинга в бизнес-плане.

Направления и виды стратегий маркетинга. Стратегическое планирование: понятие, основные этапы планирования. Маркетинговый контроль: понятие, виды, значение.
Бизнес-план: виды, значение. Основные разделы бизнес-плана, план маркетинга, как раздел бизнес-плана.
Стратегический анализ, его схема.

Требования к оформлению контрольной работы


Работа включает в себя одно теоретическое и несколько практических заданий.
Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата А 4 (210 * 297 мм), размер шрифта 14; междустрочный интервал 1 – 1,5. По левой стороне листа оставляется поле размером 20 мм, по остальным сторонам – 10 мм. Все листы контрольной работы должны быть сброшюрованы или подшиты и пронумерованы в верхней части страницы по центру арабскими цифрами (на титульном листе номер не проставляется). В работе не допускаются произвольные сокращения и использование чернил красного цвета. В конце работы проставляется дата выполнения и подпись студента.
Структурными элементами текста контрольной работы могут быть разделы, подразделы или главы, пронумерованные арабскими цифрами. Каждый структурный элемент должен иметь заголовок в точном соответствии с его наименованием в содержании и начинаться с новой страницы.
Вариант контрольной работы определяется преподавателем по последней цифре зачетной книжки. Работы, выполненные по другому варианту, возвращаются без проверки.

Материал в контрольной работе располагается в следующей последовательности:
Титульный лист (заполняется по единой форме);
Содержание (указываются названия разделов и номера страниц, с которых начинается их изложение);
Основная часть (раскрывается теоретический вопрос, и приводиться решение задач)
Приложения (приведенные и используемые в тексте таблицы, рисунки, схемы, сноски);
Список используемой литературы.

Преподаватель проверяет контрольную работу в установленные сроки, при необходимости может сделать замечания и возвратить студенту работу для внесения исправлений и доработок. Только при наличии зачтенной контрольной работы студент допускается к сдаче зачета по дисциплине.


Задания для контрольной работы.

Последняя цифра в зачетной книжке
Теоретическая часть

0
Основные понятия и концепции маркетинга

1
Окружающая среда маркетинга

2
Сегментация рынка, выбор целевых и позиционирование товара

3
Конкуренция и конкурентоспособность товаров и организации

4
Ценовая политика

5
Сбытовая политика

6
Товар и товарная политика

7
Формирование спроса и стимулирование сбыта

8
Реклама и ее особенности

9
Строение и планирование маркетинга







Практическая часть


Практическое задание № 1.

Установление основных видов потребностей.

Цель работы:
закрепление основных понятий на примерах
развитие логического мышления


ЗАДАНИЕ
Рассмотрите основные понятия маркетинга.
К предлагаемым примерам нужды приведите примеры потребности, запроса и товара

А) физическая нужда вода, одежда;
Б) социальная нужда общение;
В) индивидуальная нужда новые знания.



Практическое задание № 2.

Разработка должностных инструкций маркетолога.

Цель работы:
закрепление основных вариантов внедрения отдела маркетинга на предприятии на примерах
развитие логического мышления


ЗАДАНИЕ
Изобразите организационную структуру вашего предприятия.
Охарактеризуйте предприятие (для ПБОЮЛ - себя) по следующим позициям:
имидж организации;
концепция предоставляемых услуг;
качество представляемых услуг;
мощность производственной (учебной) базы;
стабильность финансово – экономического положения;
уровень рекламной деятельности;
уровень стимулирования сбыта (в части работников училища);
эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения.
Рассмотрите основные возможные, на ваш взгляд, варианты внедрения службы маркетинга.
Предложите и изобразите на схеме организационной структуры оптимальный вариант внедрения на предприятие службы маркетинга; объясните - почему этот вариант оптимальный.
Опишите цели, задачи и функции работников службы маркетинга.




Практическое задание № 3.

Анализ маркетинговой среды организации.


ЗАДАНИЕ
Опишите факторы, формирующие макросреду и микросреду вашей организации
Выделите позитивное и негативное влияние выделенных факторов.



Практическое задание № 4.

Оценка конкурентоспособности организации

Цели работы:
Оценить конкурентоспособность конкретного предприятия в качестве базы для предложения будущих стратегий развития.
Научиться применять теоретические знания по теме «Конкуренция» при оценке конкретного предприятия;
Использовать знания, полученные при изучении других дисциплин («менеджмент», «управление персоналом», «деловое общение», «правовые основы предпринимательской деятельности») при проведении оценки конкурентоспособности предприятия;



ЗАДАНИЕ

Какие виды конкурентов у вашего предприятия есть на рынке? Описать их.
Каковы текущие стратегии используются Вами для достижения целей? (описать стратегию, если необходимо – провести опрос).
Каковы основные цели конкурентов?
Какими средствами располагают конкуренты, чтоб реализовать свои стратегии? Каковы вероятные будущие стратегии конкурентов?
Сделайте вывод, конкурентоспособно ли Ваше предприятие?










13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 615