Контрольная работа по дисциплине маркетинг для заочного отделения
Федеральное агентство морского и речного транспорта
ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Котласский филиал
Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова»
(КФ ФГБОУ ВПО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»)
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА КУРСА И ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДИСЦИПЛИНА «МАРКЕТИНГ»
Котлас, 2015 год СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ
Тема 1. Концепция маркетинга
Студент должен
иметь представление:
- об истории возникновения и основных этапах развития маркетинга;
знать:
- концепции рыночных отношений, их характерные признаки.
Рассмотреть такие вопросы как:
Возникновение и основные этапы развития маркетинга;
Цели, задачи и функции маркетинга;
Основные концепции развития рыночных отношений;
Изучить особенности производственного маркетинга, сбытового маркетинга, социального маркетинга.
Тема 2. Классификация маркетинга. Комплекс маркетинга
Студент должен
знать:
- элементы классического комплекса маркетинга, структуру маркетинговой деятельности;
- классификацию маркетинга.
Основные виды маркетинга:
- по сфере применения: микро-, макро-, мета-, микс-, социальный маркетинг;
- по приоритетности задач: дифференцированный, недифференцированный, функциональный, товарно-ориентированный, потребительно-ориентированный, интегрированный и концентрированный.
Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка: массовый, сегментированный и множественный. Отличительные особенности. Краткая характеристика отдельных видов маркетинга.
Классический комплекс маркетинга. Ключевые элементы: товар, цена, распространение (сбыт), стимулирование (продвижение товара): понятие и назначение.
Тема 3. Объекты и субъекты маркетинговой деятельности
Студент должен
знать:
- объекты маркетинга, их классификацию;
- классификацию субъектов маркетинга;
- организационные структуры служб маркетинга;
уметь:
- устанавливать основные виды потребностей;
- анализировать повеление покупателей;
- разрабатывать должностные характеристики маркетолога.
Основные объекты: нужда, потребность, спрос. Классификация потребностей, их краткая характеристика. Виды спроса, краткая характеристика каждого вида. Типы маркетинга в зависимости от спроса.
Основные субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность. Службы и отделы маркетинга в организациях. Положение об отделе маркетинга, требования к специалисту по маркетингу. Организационные структуры служб маркетинга.
Потребители – понятие, классификация по признакам.
Тема 4. Окружающая среда маркетинга
Студент должен
знать:
- понятие окружающей среды маркетинга, виды, и краткую характеристику факторов окружающей среды маркетинга;
уметь:
- анализировать окружающую среду организации.
Окружающая среда маркетинга: понятие, виды, факторы, формирующие окружающую среду.
Микросреда маркетинга: понятие, факторы,. Характеристика контролируемых факторов микросреды.
Макросреда маркетинга: понятие, и неконтролируемые факторы макросреды маркетинга. Разновидности макросреды: социальная, экономическая, природная, правовая, научно-техническая, конкурентная, культурная.
Тема 5. Сегментирование рынка
Студент должен
знать:
- основные понятия сегментирования, его назначение, критерии выбора сегмента;
- понятие и способы позиционирования товара на рынке.
Основные понятия: сегментирование, сегмент, ниша рынка. Назначение сегментирования, принципы сегментирования потребительских рынков. Критерии выбора лучшего сегмента количественные параметры, прибыльность, защищенность сегмента от конкурентов и т. д..
Позиционирование товаров: понятие, значение, условия правильного позиционирования товара на рынке.
Тема 6. Конкуренция и конкурентоспособность товаров и организации
Студент должен
знать:
- виды конкуренции, их характерные признаки, методы оценки конкурентоспособности;
уметь:
- оценивать конкурентоспособность организаций и выявлять ее конкурентные преимущества.
Основные понятия: конкуренция, конкурентоспособность и конкурентная среда.
Конкуренция: виды, характерные черты, ее необходимость в рыночных условиях. Конкурентная среда: условия возникновения, способы создания, поддержания. Антимонопольное законодательство.
Конкурентоспособность товаров и организаций, критерии конкурентоспособности и методы оценки конкурентоспособности.
Тема 7. Товар. Товарная политика
Студент должен
знать:
- классификацию товаров: понятие, виды, этапы ЖЦТ
- назначение товарной политики организации.
Товар: понятие, уровни и классификация товаров. Жизненный цикл: понятие, основные этапы, виды ЖЦ. Понятие товарного ассортимента и номенклатуры.
Упаковка товара, как инструмент маркетинга. Понятие марки и марочной политики.
Товарная политика организации, ее значение.
Тема 8. Ценовая политика
Студент должен
знать:
- классификацию цен;
- цели и стратегии ценообразования;
- направления ценовой политики;
уметь:
- анализировать ценовую политику;
- собирать информацию для расчета исходной цены.
Основные понятия: цена, методы и стратегии ценообразования.
Классификация цен. Факторы, влияющие на формирование цен. Основные этапы расчета исходной цены. Виды скидок.
Особенности ценообразования для новых товаров и эксклюзивных товаров.
Тема 9. Сбытовая политика
Студент должен
знать:
- цели и задачи сбытовой политики;
- виды и уровни каналов распространения;
- виды и типы торговых посредников;
уметь:
- оценивать эффективность сбытовой политики.
Основные понятия: сбыт, распределение, сбытовая политика. Цели и задачи сбытовой политики. Каналы распространения их виды, функции. Критерии выбора каналов распространения.
Торговые посредники, их виды и типы. Краткая характеристика посредников разных типов. Анализ и оценка эффективности сбытовой политики.
Тема 10. Формирование спроса и стимулирование сбыта
Студент должен
знать:
- основные методы и способы ФОССТИС;
уметь:
- применять методы ФОССТИС.
Методы формирования спроса: реклама, пропаганда, «паблик рилейшнз».
Способы стимулирования сбыта. Личная продажа: ее достоинства и недостатки.
Методы прогнозирования потребностей на рынке: назначение, разновидности, возможности.
Тема 11. Реклама
Студент должен
знать:
- цели, виды, и задачи рекламы;
- правовую основу рекламной деятельности;
- порядок организации рекламной компании;
уметь:
·- организовывать и оценивать рекламную компанию.
История возникновения рекламы в России и за рубежом. Реклама: понятие, назначение, цели и функции. Требования к рекламе, правовые основы рекламной деятельности. Классификация рекламы. Потребительское восприятие рекламы. Организация рекламной компании. Методы оценки эффективности рекламной компании.
Тема 12. Маркетинговые исследования рынка
Студент должен
знать:
- цели, задачи, объекты исследований;
- схему проведения исследований;
- виды маркетинговой информации и принципы ее отбора;
уметь:
- собирать информацию;
- проводить исследования;
- анализировать полученные результаты.
Маркетинговые исследования: понятие, цели, задачи и объекты. Возникновение и развитие исследований, их виды. Схема маркетинговых исследований, анализ полученных результатов и их применение на практике.
Маркетинговая информация: источники и принципы отбора. Классификация маркетинговой информации.
Методы маркетинговых исследований, возможности их применения.
Комплексные исследования товарных рынков.
Тема 13. Строение и планирование маркетинга
Студент должен
знать:
- виды стратегий;
- этапы стратегического планирования;
- виды маркетингого контроля;
- разделы бизнес-плана;
уметь:
- составлять план маркетинга в бизнес-плане.
Направления и виды стратегий маркетинга. Стратегическое планирование: понятие, основные этапы планирования. Маркетинговый контроль: понятие, виды, значение.
Бизнес-план: виды, значение. Основные разделы бизнес-плана, план маркетинга, как раздел бизнес-плана.
Стратегический анализ, его схема.
Требования к оформлению контрольной работы
Работа включает в себя одно теоретическое и несколько практических заданий.
Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата А 4 (210 * 297 мм), размер шрифта 14; междустрочный интервал 1 – 1,5. По левой стороне листа оставляется поле размером 20 мм, по остальным сторонам – 10 мм. Все листы контрольной работы должны быть сброшюрованы или подшиты и пронумерованы в верхней части страницы по центру арабскими цифрами (на титульном листе номер не проставляется). В работе не допускаются произвольные сокращения и использование чернил красного цвета. В конце работы проставляется дата выполнения и подпись студента.
Структурными элементами текста контрольной работы могут быть разделы, подразделы или главы, пронумерованные арабскими цифрами. Каждый структурный элемент должен иметь заголовок в точном соответствии с его наименованием в содержании и начинаться с новой страницы.
Вариант контрольной работы определяется преподавателем по последней цифре зачетной книжки. Работы, выполненные по другому варианту, возвращаются без проверки.
Материал в контрольной работе располагается в следующей последовательности:
Титульный лист (заполняется по единой форме);
Содержание (указываются названия разделов и номера страниц, с которых начинается их изложение);
Основная часть (раскрывается теоретический вопрос, и приводиться решение задач)
Приложения (приведенные и используемые в тексте таблицы, рисунки, схемы, сноски);
Список используемой литературы.
Преподаватель проверяет контрольную работу в установленные сроки, при необходимости может сделать замечания и возвратить студенту работу для внесения исправлений и доработок. Только при наличии зачтенной контрольной работы студент допускается к сдаче зачета по дисциплине.
Задания для контрольной работы.
Последняя цифра в зачетной книжке
Теоретическая часть
0
Основные понятия и концепции маркетинга
1
Окружающая среда маркетинга
2
Сегментация рынка, выбор целевых и позиционирование товара
3
Конкуренция и конкурентоспособность товаров и организации
4
Ценовая политика
5
Сбытовая политика
6
Товар и товарная политика
7
Формирование спроса и стимулирование сбыта
8
Реклама и ее особенности
9
Строение и планирование маркетинга
Практическая часть
Практическое задание № 1.
Установление основных видов потребностей.
Цель работы:
закрепление основных понятий на примерах
развитие логического мышления
ЗАДАНИЕ
Рассмотрите основные понятия маркетинга.
К предлагаемым примерам нужды приведите примеры потребности, запроса и товара
А) физическая нужда вода, одежда;
Б) социальная нужда общение;
В) индивидуальная нужда новые знания.
Практическое задание № 2.
Разработка должностных инструкций маркетолога.
Цель работы:
закрепление основных вариантов внедрения отдела маркетинга на предприятии на примерах
развитие логического мышления
ЗАДАНИЕ
Изобразите организационную структуру вашего предприятия.
Охарактеризуйте предприятие (для ПБОЮЛ - себя) по следующим позициям:
имидж организации;
концепция предоставляемых услуг;
качество представляемых услуг;
мощность производственной (учебной) базы;
стабильность финансово – экономического положения;
уровень рекламной деятельности;
уровень стимулирования сбыта (в части работников училища);
эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения.
Рассмотрите основные возможные, на ваш взгляд, варианты внедрения службы маркетинга.
Предложите и изобразите на схеме организационной структуры оптимальный вариант внедрения на предприятие службы маркетинга; объясните - почему этот вариант оптимальный.
Опишите цели, задачи и функции работников службы маркетинга.
Практическое задание № 3.
Анализ маркетинговой среды организации.
ЗАДАНИЕ
Опишите факторы, формирующие макросреду и микросреду вашей организации
Выделите позитивное и негативное влияние выделенных факторов.
Практическое задание № 4.
Оценка конкурентоспособности организации
Цели работы:
Оценить конкурентоспособность конкретного предприятия в качестве базы для предложения будущих стратегий развития.
Научиться применять теоретические знания по теме «Конкуренция» при оценке конкретного предприятия;
Использовать знания, полученные при изучении других дисциплин («менеджмент», «управление персоналом», «деловое общение», «правовые основы предпринимательской деятельности») при проведении оценки конкурентоспособности предприятия;
ЗАДАНИЕ
Какие виды конкурентов у вашего предприятия есть на рынке? Описать их.
Каковы текущие стратегии используются Вами для достижения целей? (описать стратегию, если необходимо – провести опрос).
Каковы основные цели конкурентов?
Какими средствами располагают конкуренты, чтоб реализовать свои стратегии? Каковы вероятные будущие стратегии конкурентов?
Сделайте вывод, конкурентоспособно ли Ваше предприятие?
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 615