Разработка открытого урока Штрихи, как средство выразительности на уроках общего фортепиано
Разработка открытого урока
Тема: «Штрихи, как средство выразительности на уроках общего фортепиано»
Исполнитель: ученик 2-го класса по классу виолончели Лебедев Олег.
Цель урока: закрепление понятий «выразительные средства музыки», «штрихи»; использование штрихов в музыкальных произведениях.
Задачи:
обучающие: продолжать изучать штрихи, уметь применять их на практике; отрабатывать умения и навыки в работе с нотным материалом.
развивающие: способствовать развитию интереса к музыке, через понимание роли штрихов при исполнении музыкального произведения.
воспитательные: воспитывать у учащегося основы культуры исполнителя и слушателя.
Оборудование: фортепиано.
Ход урока:
- Я начну наш урок со стихотворения К.Ибряева «Здравствуй, Родина моя!» (читаю монотонно, без эмоций).
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
«Ты скорей, дружок, расти»
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
«Здравствуй, Родина моя!»
- Понравилось стихотворение? Ответ:
-Я сейчас ещё раз его прочитаю, а ты скажи, какой вариант исполнения тебе понравился больше? (Читаю выразительно)
Ответ:
- Мне второй вариант тоже больше нравится, т.к. он прочитан с выражением, с интонацией. А что значит прочитать стихотворение с выражением, с интонацией? Ответ:
- В музыке тоже есть выразительные средства, при помощи которых, она приобретает свой стиль, свой характер. А что относится к выразительным средствам музыки? Что помогает композитору передать свой авторский замысел?
Ответ: темп, штрихи, ритм, динамические оттенки.
- Правильно. Но сегодня на уроке мы будем говорить о штрихах. Штрих, в переводе с немецкого, буквально линия, черта. Значит, штрихи – это приёмы звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющие выразительное значение. Какие штрихи ты знаешь? Ответ:
- А что такое legato? Non legato? Staccato? Ответ:
1. Геталова «Мишки в цирке» (этюд).
Добиваться чистого исполнения текста в характере с динамическими оттенками и точными штрихами (legato, staccato). Почему именно эти штрихи использовала композитор?
2. Руббах «Воробей».
Исполнение пьесы, работа над текстом, аппликатурой, штрихом.
- Я приготовила два стихотворения. Сейчас я их прочитаю и нужно определить, какое из 2-х подходит к нашему воробью.
1) На дворе трещит мороз,
Всех кусает он за нос.
А у наших дверей
Серый, шустрый воробей.
Зёрнышки клюёт проворно,
Пляшет и поёт проворно:
- Унывать я не привык. Чик-чирик!
2) Чики-рики, чик-чирик!
Воробьишка с ветки прыг.
Воробей, воробей
Во дворе он всех храбрей!
Берегись! Крадётся кошка!
Подразню её немножко.
А потом на ветку вмиг – прыг!
Ответ: Воробей из 1-го стихотворения.
Исполнение пьесы, работа над штрихом.
- Во 2-м стихотворении появляется новый персонаж - кошка. Как мы будем исполнять – показывать кошку?
Ответ: на legato, т.к. она крадется.
- А теперь давай исполним пьесу про храброго воробья и кошку.
Работа над штрихами и характером.
3. Варламов «На заре ты её не буди» (ансамбль).
Исполнение, исправление ошибок, работа над штрихом.
- Что это за произведение? – Романс.
- А романс – это вокальное произведение, песня. Следовательно, руки должны «петь», исполняя legato, т.к. руки – это наш «голос». Исполнение в ансамбле.
4. Геталова «В лесу» (чтение с листа).
Разбор, чтение нот.
- В этой пьесе использован новый штрих – портаменто (итал.-«перенос») – способ певучего исполнения. Звуки извлекаются подобно non legato, но более связно и подчеркивая каждую ноту, как-будто протягивая ее. В нотах обозначается горизонтальной черточкой под или над нотой.
Исполнить пьесу, соблюдая знаки и аппликатуру, стараясь выполнить штрих портаменто, передавая шаги людей на прогулке в лесу.
- Без штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение. Они играют очень важную роль в выразительности исполнения.