Доклад Штрихи, как средство выразительности
Доклад
Тема: Штрихи, как средство выразительности на уроках общего фортепиано
Выполнила: Зубова А.А.
2016 г.
«Любите и изучайте великое искусство
музыки. Оно откроет вам целый мир высоких
чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде, силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Д. Шостакович
Трудно не согласиться с этими словами. Но что нужно сделать, чтобы искусство не было отдалено от ребенка, а стало частью его жизни и души? Как сделать урок общего фортепиано – интересным уроком познания себя и окружающего мира, уроком творчества? Ответить на этот вопрос мы сможем тогда, когда научим детей любить музыку, тогда, когда дети начнут ее чувствовать и понимать. И педагогу необходимо создать все условия, чтобы дети хотели постигнуть таинство музыки.
«Через музыку проникнуть в душу!
Через музыку понять себя!
Сердцем красоту ты должен слушать –
Истину откроешь для себя!»
Природа штриха, как и природа звука, вытекает из такой разнообразной звуковой палитры жизненных и природных явлений. Человек с древних времён до наших дней продолжает видеть, слышать, ощущать и созерцать прекрасные, нерукотворные картины: непрерывно струящийся поток воды в ручейке, перестук моросящего дождя, хлёсткие, щелкающие удары прыгающих градинок, завывание зимней вьюги. Протяжное, короткое, раздельное… И каждый раз, при создании нового музыкального инструмента, рождался не только новый, доселе неизвестный, тембр звука, но и свой особенный прием игры, т.е. штрих, который становился естественным для данного инструмента.
Штрих (нем.Strich, буквально - линия, черта)- приём звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющий выразительное значение.
Многие термины являются одинаковыми, как в музыке, так и в изобразительном искусстве. Один из таких терминов - штрих. Мы говорим об уверенных штрихах в рисунке, о штриховке, но штрихи в музыке - это совсем не то, что карандашный штрих. Так называются способы извлечения музыкальных звуков голосом или на инструменте. Вот основные штрихи:
легато (legato)
нон легато (non legato)
стаккато (staccato).
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение. Они играют очень важную роль не только в выразительности исполнения, но и правильное их применение часто облегчает выполнение технических задач.
Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное, плавное исполнение музыки. В нотах штрих legato обозначается лигой. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим. Очень важно при игре legato направлять внимание ученика на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев, а также плавного переноса веса с пальца на палец без перерывов между звуками. Вместе с тем кисть руки не должна быть зажатой, неподвижной, окаменелой. Для этого на уроках мы используем упражнения на 2х, 3х звуках.
Legato - важное средство выразительности в игре на фортепиано, которое придаёт звуку протяжённость и певучесть. Чтобы избежать «ударности» звука, добиваться его певучести, «вокальности» на начальном этапе обучения мы сравниваем руки с голосом, что руки не играют, а «поют». Если есть стихотворный текст в пьесе, то обязательно сопровождаем игру пением.
Нон легато (итал. Non legato «раздельно», не связно). В нотах не обозначается никак. Как правило, в начале обучения ученики играют именно non legato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания. Здесь мы говорим о том, что руки должны «дышать» перед каждым звуком.
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Противоположность legato. Мастерство исполнения этого штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению легкость, грациозность, утончённость. При исполнении staccato палец ударяет по клавише и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на компьютерной клавиатуре или с птичкой, клюющей зерна. В нотах staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней.
С раннего детства взрослые учат детей выразительно рассказывать стихотворения и говорят о том, что монотонное, не эмоциональное чтение не интересно, скучно, не передаёт и полностью не раскрывает внутреннего содержания стихотворения, всего того, что хотел рассказать читателям автор. Разбирая музыкальную пьесу, мы говорим о её содержании, фантазируем, «рисуем» картинку или образ словами, а затем переносим эту картинку в наше исполнение. Тщательно разбираем все средства выразительности, помогающие нам передать авторский замысел: штрихи, динамические оттенки, темп, ритм.
При работе над музыкальным произведением нужно быть очень точным в исполнении штрихов, нельзя проявлять небрежность. Часто учащиеся играют non legato вместо staccato, legato заменяют non legato, что гораздо легче выполнимо, но не совсем будет способствовать передаче музыкальных образов. Например, исполняя колыбельную, нужно следить за плавностью мелодической линии, её певучестью, словно нежная, ласковая мама, которая убаюкивает своего малыша. А исполняя пьесу про ёжика, помнить о его колючих иголках и изобразить их с помощью staccato. Если изучаем марш, то никак не обойтись без штриха non legato, который будет точно передавать человеческие шаги.
Точность в исполнении штрихов воспитывается с первых лет обучения на фортепиано и требует внимательного и тщательного вслушивания в звучание каждого вида штриха.