Программа индивидуальных занятий Математика для всех 5 класс


Муниципальное бюджетНОЕ общеобразовательное учреждение
солодчиНСКАЯ ОСНОВНАЯ общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР Полякова Н.В.
«____» _________ 201__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы______ Бессонов А.И.
«___»____________201__г.
Программа
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
«Математика для всех»
5 класс , основной уровень
на 2014/2015 учебный год
Срок реализации программы – 1 год.

Составитель: Андреева Светлана Геннадьевна, учитель математики первой квалификационной категории
c.Солодча.Программа индивидуальных занятий
«Математика для всех» для учащихся 6-х классов, 17 часов.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.Для активизации познавательной деятельности учащихся и  поддержания интереса к математике вводится данный курс «Математика для всех», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них  есть способности и таланты,  надо в это верить, и развивать их..Цели обучения.
Развитие логического и алгоритмического мышления.
Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.
Выработка навыков устной монологической речи.
Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
Организация учебных занятий.Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо  систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий  должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения.
Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
Дидактические игры.
Требования к математической подготовке.В результате изучения курса «Математика для всех» учащиеся должны уметь решать логические задачи, различного вида занимательные задачи, разгадывать магические квадраты и кроссворды,  иметь навыки быстрого счета.
Основное содержание программы
Программа включает в себя несколько блоков.
Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике».
Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.
Второй блок – «Из истории математики».
В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.
Третий блок – «Занимательные задачи».
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.
Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.
Четвёртый блок – «Старинные задачи».
В четвёртом блоке учащиеся познакомятся со старинными задачами и их решениями: из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого (1703 год), из «Арифметики» Л. Н. Толстого, индийские (3 - 4, 11 века) и другие.
Цель: учить рассуждать, развивать творческое мышление, расширять кругозор, познакомить с задачами Л. Н. Толстого, Л. Ф. Магницкого, С. А. Рачинского и другими старинными задачами.
Формы: экскурсы в прошлое (работа с энциклопедией в Интернете), сообщения учащихся, мини-рефераты.
Пятый блок – «Прикладная математика».
Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.
Формы: развивающие игры, лекции, оригами.
Тематический поурочный план курса «Математика для всех»,
(17 ч, 1 ч в неделю)

п\пТема занятия Источник Дата
проведения занятия
План Факт
Подготовка к олимпиаде по математике. 5 часов. 6.09-4.10 1 Решение задач по теме «Нумерация чисел». Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». 2 Решение задач по теме «Арифметические действия над натуральными числами и нулём». Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». 3 Решение задач по теме «Уравнения и неравенства». Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». 4 Решение задач по теме «Делимость натуральных чисел». Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». 5 Логические задачи. Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». Из истории математики. 5 часов 11.10-15.11 6 Старые русские меры длины, площадей. С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». 7 Старые русские меры веса (массы) и объёма. И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики». 8 Денежная система русского народа. И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики». 9 Как умножали в Древней Индии. С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». 10 Умножение по способу египтян и русских крестьян. И. Я. Депман и др. «За страницами учебника математики». Занимательные задачи. 9 часов. 22.11-7.02 11 Задачи на перекладывание спичек. С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». 12 Задачи на перекладывание спичек. С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». 13 Задачи на перекладывание спичек. С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.».
Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». 14 Расшифровка ребусов. Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». 15 Расшифровка ребусов. Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». 16 Задачи на переливания. С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». 17 Задачи на взвешивания. С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 кл.». Литература.
И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.
Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 1975 г.
Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М. «наука» 1975 г.
Дополнительные главы 7-8,9,10 кл М. « Просвещение» 1977г.
Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности» М.«Наука» 1976 г.
Л.Я. Савельев «Комбинаторика и вероятность» М «Наука» 1975 г.
Газета «Математика». 2000-2008 г.
« Я  иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое сентября»,2000 г.
Приложение 4.
Лист фиксирования изменений и дополнений в Рабочей программе
Дата внесения изменений Содержание Реквизиты документа (дата, № приказа) Подпись лица, внесшего запись