Методический доклад Повседневная работа трубача

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
преподавателя
МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2»
Москалева Ильи Александровича
«Повседневная работа трубача»
сентябрь 2014 года
Начнем с того, что занятия должны быть ежедневными. Наиболее продуктивными являются утренние занятия, так как утром амбушюр является наиболее пластичным, из-за чего диапазон расширяется намного быстрее.
Начинать занятия нужно с разыгрывания. Сначала рекомендуется играть длинные ноты различными динамическими оттенками, например: рр; mf; ff; pp;sf; Причем последнее упражнение эффектно укрепляет мышцы, но играть его сразу нельзя, так как можно травмировать губные мышцы, играть нужно на разогретых губах. После этого можно немного отдохнуть, далее обязательно должны проигрываться гаммы, арпеджио, различными штрихами и ритмическими рисунками.
Особое внимание надо обратить на дыхание, постановку инструмента, постановку корпуса или посадку, и атаку звука.
Для более качественной атаки звука следует пользоваться следующими слогами:
Для нижнего регистра - то,
Для среднего регистра - ту,
Для высокого регистра - ти,
Для очень высокого регистра - тю, причем губы должны быть плотно сжаты.
После разыгрывания можно немного отдохнуть. Когда приступаете к основной фазе домашних занятий, то есть домашнее задание, обязательно читайте задание в дневнике. Поскольку обучение в музыкальной школе это совместная работа педагога с учеником, не стесняйтесь спрашивать, если что-то не понятно.
При разучивании произведений следует исключить проигрывание в быстром темпе, и наоборот - медленный темп способствует более качественному восприятию мелодии, усвоению ритмических и динамических оттенков и фигур. Если не получается какой-то отрезок произведения, обязательно пропойте его со счетом, кстати этому учат на уроках по сольфеджио занятия по которому ни в коем случае не следует пропускать, потому, что только на уроках сольфеджио вы приобретаете навык пения со счетом, чистоты интонирования и вообще сольфеджио очень интересный и очень нужный предмет.
Вернемся к разучиванию в медленном темпе. Кроме вышесказанного это способствует более
скоординированной работе пальцев, языка, дыхания. Если не получается все произведение, то его необходимо разучивать по частям, начиная с наименьшей, то есть: такт -мотив - фраза - предложение - часть - произведение.
з
Причем учить произведение надо осмысленно, чтобы исключить автоматическое заучивание.
Когда вы выучили текст произведения, проверьте качество выученного, проиграйте его маме, папе, друзьям. Если во время исполнения были остановки, или ошибки, то отдельно выучите эти места, после чего повторите произведение полностью.
Существует такое понятие как навык безостановочного проигрывания, это когда вы можете без остановок проиграть все произведение не останавливаясь для исправления ошибок, не теряя при этом темп и характер произведения, этот навык очень нужен при исполнении произведений на концертах, а так же ансамблевой игры. Чтобы развить навык ансамблевой игры, вы должны как можно чаще играть с концертмейстером, дуэты с педагогом, далее в духовом оркестре, ансамбле.
При домашних занятиях не следует забывать о том, что нагрузка должна быть постепенной, если вы устали, то лучше отдохните.
Завершать занятия можно повторением произведений которые вы играли раньше.
После занятий, я рекомендую делать массаж для губ: пощипывание губ - 1 минута, поглаживание губ - 1 минута.
4
В заключении мне хотелось бы напомнить вам о том, что музыкальный инструмент и мундштук должны быть исправными, и чистыми, а так же перед занятием необходимо чистить зубы и мыть руки.
5
15