Парные звонкие и глухие согласные на конце слова 2 класс
Парные звонкие и глухие согласные на конце слова
Урок во 2 классе из раздела «Правописание»
Тип урока: вводный
Обучающие цели урока:
Содействовать овладению учащимися системой знаний о парных согласных.
Содействовать овладению учащимися практическими умениями и навыками проверки парных согласных на конце слова.
Воспитывающие цели:
Способствовать воспитанию положительного отношения к процессу обучения.
Способствовать формированию самостоятельности и самооценки.
Развивающие цели:
Содействовать формированию общеучебных и предметных компетенций.
Способствовать развитию коммуникативной культуры, осуществлению самоконтролю и самооценки.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой
Представьте, что солнышко посылает на вас свои тёплые лучики. Оно дарит их маме, папе, близким, всем, кто находится в этом классе. Пожелайте им мысленно любви и добра.
2. Минутка чистописания
На доске записаны буквы
б г д о т ж ш п з к с ф в
Посмотрите на ряд букв и найдите лишнюю.
Почему вы исключили именно эту букву? (о– гласная буква)
Дайте характеристику гласному звуку о .
Что можете сказать об оставшихся буквах? (они парные согласные)
Дайте характеристику согласным звукам.
Какие вы знаете согласные звуки?
Найдите пары по звонкости и глухости, запишите в тетради.
Взаимопроверка.
Сравните свою запись с правильным ответом на доске. Поднимите руки, у кого всё задание выполнено верно.
3. Постановка проблемы урока
Прочитайте слова
дом -хлеб
мир -снег
план -год
- По какому признаку я так сгруппировала слова?
Вывод делает учитель после ответов учащихся:
Слова, написание которых не расходится с произношением
Слова, написание которых вызывает у нас сомнение.
Если у нас слово вызывает сомнение, что же нас с ним нужно делать? (проверять)
В русском языке много слов, написание которых нужно проверять поопределённым правилам.
Прочитайте следующие слова:
дуп, холот, дожть, арбус
Как вы думаете, а в какой столбик нужно написать слова дуп, холот, дожть, арбус?
Почему? (слова написаны неверно и их нужно проверять)
А почему в тетрадях часто встречаются такие ошибки? (мы не умеем проверять такие слова)
4. Тема урока (целеполагание, опора на субъектный опыт ребенка)
Тема нашего урока «Парные согласные звуки на конце слова»
Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться правильно писать слова с парными согласными.)
В течение урока нам придётся ответить на вопросы:
На какие вопросы мы уже можем дать ответы?
Что надо проверять? (парные согласные: б п, в ф, г к, ж ш, з с, д т)
Где надо проверять? (на конце слова)
На какой вопрос мы пока не знаем ответа? (как надо проверять)
Работа в парах
1группа
голубь
мороз
народ
город
мёд
2 группа
голуби
морозы
народы
города
медок
Прочитайте слова и сравните их написание (работа на листочках)
В каком из этих столбиков парный согласный слышится отчётливо?
Как нужно изменить слова, чтобы произношение стало соответствовать написанию? (изменить по числам, поставить после согласного гласный звук)
Вспомните, какие слова называются проверочными и проверяемыми.
Слова какого столбика являются проверочными?
Почему?
Посмотрите на слова и сформулируйте правило, как проверить парный согласный на конце слова.
5. Физминутка
Я, ты, он, она
Вместе – дружная семья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Ведь у нас отличный класс.
Пожмём руки, развернёмся,
И вокруг мы повернёмся.
И, закрыв глаза, желанье
Загадаем мы сейчас.
Глаза дружно открываем,
Заниматься продолжаем.
6. Первичное закрепление
- При выполнении следующего задания нам поможет алгоритм
Алгоритм:
Читаю слово…
Слышу звук…
Изменяю слово…
Проверяю…
Пишу букву…
- Дети записывают слова, данные на доске, по цепочке с проговариванием.
след/т
ёж/ш
жёлудь/т
сторож/ш
дуб/п
велосипед/т
враг/к
клюв\ф
рог/к
медведь/т
7. Самостоятельная работа
В начале урока вы сказали, что слова дуп, холот, дожть, арбус записаны неверно. Запишите эти слова правильно. Докажите.
Самоконтроль
- Сравните свою запись с правильным ответом на доске. Поднимите руки, у кого всё задание выполнено верно.
8. Работа в группах
Задание:
Составить цепочку из 6 слов, которые оканчиваются на парный согласный.
Обменяться листочками между группами, проверить, подобрав проверочные слова.
Оценить правильность выполнения работы предыдущей группы
при помощи шкалы контроля. п.
9. Итог урока
А теперь мы с вами составим кластер
Составление кластера
Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости и глухости?
В какой части слова эти парные согласные звуки вызывают у нас сомнение при написании?
Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?
Как проверить парные согласные звуки на конце слова?
10 Рефлексия:
Продолжи фразу:
Сегодня я понял(а), что…
Самое трудное для меня было…