РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Мендикова Наталья Александровна
МОУ ДОД Детская школа искусств р.п. Тельма
РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
1. Введение
Культура работы над фортепианной техникой требует обобщения и систематизации технических навыков. Игровые движения, различные пианистические приемы приобретаются учащимися постепенно. Большое значение в техническом и музыкальном продвижении ученика имеют многие компоненты – это и правильная посадка за инструментом, и приемы звукоизвлечения, исключающие лишние движения, и, конечно, сильные пальцы. Для того чтобы пальцы укреплялись, нужно играть именно пальцами, соблюдая три важных условия: 1) удар пальца не должен подменяться каким-либо побочным движением руки; пальцы действуют самостоятельно – рука при этом остается свободной, 2) подъем пальца, которому предстоит играть, производится с взятием предыдущего звука; никаких повторных подъемов пальца перед игрой допускать нельзя, 3) значительный подъем пальца перед игрой и точная направленность его в центр клавиши – рука свободная.
Выполняя эти три важных условия, необходимо помнить о том, что сила звука зависит от силы пальцевого удара. А так как пальцы у детей довольно слабые, то и звук получается недостаточно большим. Ничего страшного в этом нет. Со временем, в процессе занятий, пальцы окрепнут, и будут извлекать звук необходимой силы. Главное – удастся избежать тряски рук, которая так часто преследует учеников.
Чтобы руки развивались гармонично, необходимо с самого начала прививать ощущение двух рук – десяти пальцев, так как «зеркальное» расположение рук на клавиатуре дает десять отличных друг от друга индивидуальных положений.
Если вводить все виды техники еще в донотный период, чередуя упражнения на инструменте с гимнастикой рук, то можно постепенно подготовить ученика к исполнению гамм, аккордов, арпеджио, двойных нот, репетиций и трелей.
В работе над этюдами все эти упражнения закрепляются и помогают преодолевать технические трудности.
2. Технические задачи в работе над этюдами К.Черни (редакция Г.Гермера) ч. I
2.1 Этюд №1 (позиционная игра)
Этюд на «мелкую» технику, предназначен для развития правой руки.
Основан на движении шестнадцатых в пределах пятипальцевой позиции, за исключением последнего такта, где используется гаммообразный пассаж в основной тональности (C-dur). В партии левой руки повторяется разрешение неполного доминантового септаккорда в тоническую терцию (D7-T3).
Аппликатурная закономерность для пятипальцевой позиции заключается в следующем: ноты подряд – пальцы подряд; через ноту – через палец.
В стадии разбора необходимо следить не только за аппликатурой, но и за интонированием шестнадцатых в партии правой руки. Оно основано на затактовой системе. Подобное интонирование обеспечит ровное звучание шестнадцатых, а также предотвратит «забалтывание» в конечной стадии. Для достижения четкости, беглости в исполнении шестнадцатых следует учить этот этюд следующими способами: 1) в медленном темпе: с высоким поднятием каждого пальца, штрихом – staccato, пунктирным ритмом, «трелями», 2) в подвижном темпе: без высокого поднятия пальцев с ощущением цепких кончиков, используя объединяющее движение - во время движения мелодии вверх кисть рисует нижнюю часть круга, вниз – верхнюю. с хорошим ощущением высоких первого и пятого пальцев.
Гаммообразный пассаж учить по позициям, предварительно поиграв упражнения на подкладывание первого пальца, и способом вычленения (двумя руками), перемещаясь по клавиатуре.
Очень важно чередовать работу в медленном темпе с высоким поднятием пальцев с работой в подвижном темпе, предусматривающем большую нагрузку на объединяющие движения.
Способы игры в быстром темпе должны претерпеть существенное видоизменение по сравнению с игрой в медленном темпе. Для того чтобы играть быстро, нужно играть «близко»; чтобы рука не уставала, необходимо научиться «отдыхать» во время игры. К быстрому темпу нужно переходить постепенно.
По мере выучивания увеличивается продолжительность отрывков, а также темп. Именно в это время нужно приспособиться к «рельефу» этюда, позаботиться об экономности в движении пальцев (без потерь в четкости и звонкости).
Работая над прибавлением темпа способом «пробежек», постепенно укрупнять построения: с остановкой на каждом аккорде, через аккорд и т.д.
Для того, чтобы этюд прозвучал цельно, нужно усилить динамику к последнему пассажу, постепенно прибавляя вес руки.
С учащимися, которые быстрее продвигаются в техническом плане, на освоение пятипальцевой позиции и гаммообразных пассажей можно учить этюд №1 из II тетради. В этом этюде к перечисленным техническим задачам добавляются скачки в гаммообразной секвенции, которые нужно поучить тремя способами: 1) с остановкой на первой ноте следующего звена секвенции, 2) с переносом первой ноты следующего звена секвенции на одну или две октавы вниз, 3) постепенно укрупняя построения от одной точки опоры до другой.
На основе данной секвенции хорошо запоминается аппликатурная система.
2.2. Этюд №8 (двойные ноты)
Этюд на двойные ноты (терции). Играя терции нужно ощущать полную самостоятельность и свободу пальцев – уметь эту свободу привести к синхронным движениям двух пальцев. Для этого этюд полезно поучить следующими способами: 1) играть только мелодический голос с ощущением движения, используемого в пятипальцевой позиции, 2) разными штрихами (чередуя), 3) двумя руками разной динамикой, 4) одной рукой с ощущением наклона ладони к ярко звучащему голосу, 5) двумя руками – одному голосу подпевать, 6) упражнение «Подружки», 7) игра двойных нот следующей аппликатурой: 2-4; 1-5; 2-3; 1-4:
2.3. Этюд №11 (трель)
Этюд на исполнение трели.
Над трелями необходимо работать в медленном темпе. Учить нужно в определенной ритмической структуре, лучше всего триолями, так как они предполагают чередование ударений на разные пальцы, участвующие в трели. Переходить к быстрому темпу следует в тех же ритмах; ритм в данном случае служит стимулятором скорости. В медленном темпе пальцы самостоятельны, их следует закруглить. Движения в данном случае становятся более энергичными. В быстром темпе работа пальцев сочетается с вращательными движениями предплечья. При этом пальцы как-бы держатся за клавиши – подъема никакого. При исполнении трелей нужно помнить о том, что прием игры зависит от характера музыки, а также от того, в какой части произведения находится.
Если трель звучит в кульминации и требуется звук большой силы, то играть нужно только пальцами.
Если требуется легкий, полетный звук, то прибавляется ротационное движение руки с хорошим ощущением кончиков пальцев.
В данном этюде трель играется на объединяющем движении.
В партии левой руки используется техника исполнения двойных нот. Для того, чтобы первый палец играл тихо, необходимо использовать затактовую фразировку.
2.4. Этюд №27 (репетиции)
Этюд на технику исполнения репетиций.
Для успешного исполнения репетиций необходимы цепкие кончики пальцев. Направление пальцевого удара является движение «к себе», под ладонь. Действие пальцев напоминают «царапанье». Обойтись без упражнений в медленном темпе здесь нельзя, хотя медленный темп еще не гарантирует отчетливости звучания в быстром. Медленный темп нужен для оттачивания пальцевого удара. При переходе к быстрому темпу чаще всего не удается сразу добиться безотказного звучания всех нот. Это происходит по следующей причине: репетиции в быстром темпе исполняются с использованием двойной репетиционной механики, т.е. каждый следующий звук берется до полного подъема клавиши. В медленном темпе эту особенность учесть нельзя. Поэтому к исполнению репетиций можно приспособиться лишь в быстром темпе, ощущая легкую вибрацию кисти. По мере продвижения к первому пальцу кисть движется вверх. Каждую группу шестнадцатых начинать с небольшого взмаха, который необходим для приобретения «инерции» движения.
2.5. Этюд №30 (аккорды)
Исполнение аккордовой техники в этом этюде сочетается с пунктирным ритмом. Работа над исполнением аккордов делится на два этапа:
Сначала пальцы при низкой кисти касаются клавиши; аккорд берется коротким энергичным движением – толчком всей руки. Кисть в это время идет вверх, а пальцы как бы «хватают» клавиши. Рука отрывается от клавиатуры. Затем готовится следующее взятие – пальцы «ложатся» на клавиши следующего аккорда и т.д.
Второй этап более сложный. Переходить к нему можно только после усвоения первого. Аккорды берутся сверху без предварительного касания клавиши. От первого этапа должно остаться ощущение погружения веса руки в клавиатуру и пальцевая хватка.
Исполнение аккордов пунктирным ритмом основано на принципе «разделения труда». Короткий по длительности аккорд берется пальцами «к себе». Длинный – толчком всей руки «от себя». С увеличением темпа эти движения сближаются. Короткий аккорд следует исполнять на пиано. Рука берет каждую следующую пару аккордов сверху. Скачки учить вышеуказанным способом.
В конце этюда используется пассаж на длинное арпеджио, виртуозное исполнение которого требует не подкладывания первого пальца legato, а плавных гибких переносов руки из позиции в позицию с минимальным поворотом локтя.
Для прибавления темпа учить по позициям и способом «наращивания» пассажа.
2.6. Этюд №31 (арпеджио)
Важное условие в исполнении короткого арпеджио – певучее legato, исключающее толчки рукой на каждом звуке. Для этого необходимо «взятие» каждым пальцем своей клавиши и объединяющее движение кисти от первого к пятому пальцу, постепенное «собирание» пальцев к концу мотивов. Для прибавления темпа нужно учить по позициям с остановкой на первом пальце, постепенно увеличивая расстояние от одной опорной точки до другой. Для развития подвижности первого пальца, который в данном виде техники является стимулятором скорости.
2.7. Этюд №45 (гаммообразные и ротационные движения)
В этом этюде сочетается игра гаммообразных пассажей с ротационным движением в скрытом двухголосии. Гаммообразные пассажи учить следующим образом: 1) в медленном темпе, с осознанием затактовой фразировки, 2) штрихом staccato, 3) «трелями», 4) пунктирным ритмом, 5) с применением объединяющего движения, приспосабливаясь к рельефу мелодической линии, 6) способом «вычленения», играя трудные мотивы двумя руками, перемещаясь по клавиатуре, 7) по позициям, 8) с остановкой на сильных долях, с ощущением опорных нот.
Ротационное движение в скрытом двухголосии необходимо отработать сначала на упражнениях: «Вкручивание и выкручивание лампочки».
Затем перенести эти ощущения на клавиатуру, каждый раз открывая ладонь к ноте более подвижного голоса. Для того чтобы первый палец играл близко и тихо, надо представлять затактовую фразировку.
В таком случае первый палец будет играть «с клавиши», а мелодическая нота «сверху». Для более ясного представления звучания скрытого двухголосия можно поиграть его двумя руками: правая рука – штрихом legato (на форте), левая рука – staccato (на пиано).
Прибавлять темп в этюде нужно постепенно. Начинать с трудных эпизодов, используя все вышеуказанные способы. Играя гаммообразные пассажи в быстром темпе, помнить о наклонах ладоней и корпуса (правило смычка), помогающих объединению, более цельному исполнению. В партия левой руки аккомпанемент вальсового типа. Бас играется сверху – весом руки; вторая и третья доли – тихо (на одном движении от баса).
Еще один аккомпанемент классического типа, часто встречающийся в нотной литературе – «альбертиевы басы» - учится следующими приемами: 1) аккордами, 2) Staccato, legato (движение от локтя), 3) пунктирным ритмом, 4) «трелями», 5) с ощущением затактовой группировки, 6) с задержанием нижней ноты, 7) с задержанием средней ноты, 8) с задержанием верхней ноты.
3. Технические задачи в работе над этюдами К.Черни ор. 299
3.1. Этюд №3 (арпеджио)
В техническом развитии пианиста работа над арпеджио занимает большое место. Систематическое совершенствование в их исполнении способствует приобретению активности пальцев, гибкости и пластичности рук, гармонического мышления, ощущения ладотональности.
При разборе текста этюда следует обратить внимание на верное интонирование короткого арпеджио. Воспроизведению правильного интонирования поможет «чуткое» прикосновение первого пальца. Аппликатурная дисциплина – необходимое условие любого разбора. Текст этюда следует разбирать и проучивать по четыре такта, каждые из которых заканчиваются на динамическом подъеме. С девятого такта логичней вести работу над текстом по два такта. Ученик должен обратить внимание на тональное сопоставление в тактах: 9-10 (C-dur - D); 11-12 (a-moll - D(н)); 13-14 (F-dur – D), а в дальнейшем, в 15-м такте, обратить внимание на действующую доминанту.
Соблюдение legato в партии левой руки обязательно. Оно дает возможность услышать ансамбль двух голосов и более цельно ощутить подход к кульминации этюда. Кульминация этюда распределена с 21-го по 24-й такты.
Темп presto, который необходим при исполнении «готового» этюда, диктует четкость, ясность артикуляции, легкость legato, цепкость кончиков пальцев, собранность фаланг, гибкость запястья. Это те моменты, которые должны быть в ощущении ученика при озвучивании текста этюда.
Для достижения цепкости в кончиках пальцев, четкости и ясности в артикуляции целесообразно поработать над арпеджио штрихом staccato, непременно пальцевым staccato при объединяющей гибкой кисти, которая будет (в союзе со слухом) отвечать за сохранение верной интонационности в арпеджио. Проучивание на staccato целесообразно вести в среднем, среднеподвижном темпе. Естественно, что для возникновения нужного ощущения у ученика, педагог может обращаться к тем или иным образным сравнениям.
Ровность исполнения арпеджио зависит, прежде всего, от устойчивости и цепкости 3 и 5 пальцев.
Гибкое, пианистичное исполнение шестнадцатых на одном движении руки от плеча (как бы на одном крыле) в сочетании с гибким запястьем, по рисунку мелодического контура – необходимое условие для достижения быстрого темпа. В момент пауз рука всякий раз должна запастись новым потенциалом движения. Темп для сценического исполнения должен быть выбран не предельно быстрый, он должен быть в качестве контрольного. К контрольному темпу необходимо прибегать с предварительным настроением на сценическое выступление, т.е. с предварительной моральной подготовкой. «Дорабатывать» этюды целесообразно чередуя исполнение в подвижном и среднеподвижном темпах.
3.2. Этюд №29 (параллельное движение)
В этом этюде сочетается несколько видов техники: гаммообразные пассажи, параллельное движение в интервале, короткое арпеджио, элементы длинного арпеджио, скачки в партии левой руки. Характер этюда – стремительно легкий, динамичный. Темп – очень скорый. Несколько кульминационных точек (такты 14-16 и 26) предусматривают яркое, насыщенное, напряженное по динамике окончание: расходящаяся Ми-мажорная гамма заканчивается резким, тоническим аккордом.
Средняя часть этюда (с 8-го по 19-й такты) – отклонение в H-dur. В этой части необходимо обратить внимание на интонационную выразительность гаммообразных пассажей партии правой руки. Такое проучивание поможет грамотному разбору текста и скорейшему запоминанию его наизусть. В этом же разделе следует обратить внимание на гармоническую поддержку левой рукой. Заложенная в ней основа является метро-ритмическим дирижером. И то, и другое – необходимые требования при исполнении ансамбля рук.
В работе над преодолением технических трудностей в параллельном движении необходимо применять контрастный штрих. Например: левая рука исполняет свою гамму штрихом staccato, а правая рука – legato, затем поменять штрихи. В арпеджио необходима правильная интонационность.
Для быстрого темпа предусматривается укрупненность в интонационности. В правой руке запястье должно быть гибким и следовать за звуковысотным рельефом. Проинтонированное исполнение текста в 28-м такте поможет синхронному исполнению в быстром темпе. Текст в этом месте необходимо учить каждой рукой, распределяя нагрузку на активные кончики пальцев и осознано-выразительную гибкость кисти.
Проучивание с ритмическим изменением способствует более точной фиксации пятых и четвертых пальцев на скачках, что тоже немаловажно для достижения чистой игры при быстром темпе.
В 20-м такте этюда в партии левой руки встречаются скачки, интервалы между которыми нужно правильно интонировать и воспроизвести пианистично:
После взятия верхнего звука рука должна идти вниз с тем, чтобы на этом же движении взять остинатный звук и следующим движением сверху – следующий верхний звук.
Для данного этюда трудностью будет являться темповое единство: гаммообразные движения обеих рук (при параллельном исполнении в интервал) провоцирует на темповую устремленность. Поэтому очень важен ансамбль рук: динамичность и устремленность пассажей партии правой руки в сочетании с гармонической и метро-ритмической осмысленностью партии левой руки должны сдерживать попытку параллельного движения к смене темпа.
4. Соотношение музыкальных и технических задач в процессе обучения
Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду ту сумму умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов прошлого в своей книге «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре».
Пианист должен представить себе внутренним слухом то, к чему он будет стремиться, должен как бы «увидеть» произведение в целом и в деталях, почувствовать, понять его стилистические особенности, характер, темп и прочее. Контуры исполнительского замысла уже с самого начала указывают главное направление технической работы.
Как бы далеко от музыки ни уводила пианиста необходимость учить медленно, крепко, он всегда должен иметь перед собой музыкальный идеал. Не терять идеал из виду; всегда стремиться к содержательному исполнению - вот основная установка для работы над техникой! И тогда встречающиеся на пути пианиста многочисленные и кажущиеся такими непреодолимыми тернии окажутся побежденными, и работа над техническим воплощением музыкального замысла будет успешной. Если же мысленный идеал отсутствует или исчезает, техническая работа пианиста превращается в рисование вслепую, с закрытыми глазами. Увидеть, что должно получиться, - основа технической работы преподавателя и ученика. Соотношение музыкальных и технических задач в процессе обучения, их последовательность и взаимодополняемость, приводят к более высокому результату.


















15