Педагогические чтения Проектно-исследовательская деятельность как ресурс развития личности педагога и ребёнка








Проектно-исследовательская деятельность
как ресурс развития личности педагога и ребёнка











Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно Дай мне приглядеться Потрогать и подержать в руках Послушать Понюхать И может быть попробовать на вкус О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!

Подготовка ребёнка к проектно - исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Актуальность данной темы подтверждается следующими противоречиями:
1.Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока.
2.Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся.
3.Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями  и трудностью их интегрирования в учебный процесс.
Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы:
Низкий уровень развития поисковой деятельности учащихся в начальной школе.
Гипотеза
Система формирования основ проектно-исследовательской деятельности будет эффективной если:
- она включает изучение и анализ степени обученности проектно-исследовательской деятельности;
- направлена на формирование мотивации к занятиям по проектно-исследовательской деятельности;
-  характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Новизна
Проектно-исследовательские приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

1
Практическая значимость
Учитывая безусловные достоинства проектно-исследовательского метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.
Цель:
Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Задачи:
1.Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме.
2.Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы.
3.Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели.
4.Изучить теоретические основы новой технологии.
5.Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов.
6.Ознакомить учащихся с проектно-исследовательской деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе.
7.Исследовать результативность применения метода проекта через внеклассную деятельность.
8.Использовать метод проекта в классно-урочной деятельности.
Перспективы:
1.Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний.
2.Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме.
3.Умение планировать работу над проектами.
4.Умение сотрудничать друг с другом при выполнении исследований и проектов; доводить начатое дело до конца.
Учебно- исследовательская деятельность требует поддержки и контроля качества. Большую роль играют тренинговые занятия, на которых учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
2
готовить тексты собственных сообщений;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он
будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
3
В классе было проведено анкетирование с целью изучения интересов детей. Выяснилось, что 5 человек интересуются миром растений, 10 человек – миром животных, остальным интересен космос, история. Учитывая интересы детей, мы приступили к выполнению проектов.
Остановлюсь на некоторых из них.
1) Первый проект, который мы начали выполнять с детьми, - «Знакомые незнакомцы». У детей возник вопрос: «А что мы знаем о животных, которые всегда рядом с нами?» Разбившись на группы, ребята собирали информацию, наблюдали за кошками и собаками. Искали пословицы и поговорки о них, читали научную и художественную литературу, выполняли рисунки. Продуктом исследования стала презентация, которую используют учителя на уроках окружающего мира и классных часах.
2) Потом у детей возникла проблема: «Как помочь птицам зимой?» И дети выполняли проекты «Птичья столовая». Это были индивидуальные проекты, целью которых было выяснить, из чего можно сделать «столовую» для зимующих птиц, к каким кормушкам чаще прилетают птицы, что это за птицы, какие «блюда» предпочитают они. На защите своих проектов ребята давали ответы на эти вопросы и показывали птичьи столовые, изготовленные из различных материалов самостоятельно или с помощью родителей.
3) Проект «Цветок для мамы». Цель которого - вырастить самостоятельно в подарок цветок к Международному женскому дню. Предварительно проконсультировавшись с учителем биологии, дети набрали отростков цветов, разбились на группы (по предпочтению какому-то цветку) и занялись выращиванием. Они завели дневники наблюдений и фиксировали каждое изменение. Одновременно искали литературу по изучению условий, наиболее благоприятных для их цветка, и опытным путём доказывали их. К празднику каждый ребёнок подарит маме цветок в подарок.
4) Исследовательская работа «Сколько весит здоровье ученика?» Выполняя эту работу, ребята доказали, что тяжёлый портфель вредит здоровью ученика и предложили пути решения данной проблемы.
5) По окружающему миру по теме «Одежда» ребята рассказывали из истории одежды с помощью картинок, а так же показали выставку мод в рисунках и аппликациях.
6) Среди проектов, вызвавших у учащихся третьего класса познавательный интерес, можно назвать и «Режим дня».
Это широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни.
Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с днём своих одноклассников, родителей и делали выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно гигиенических правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Затем каждый разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и презентовал. Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность
проекта.
4
7) Тема «Растения». Один из проектов в 3 классе предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц.
8) По технологии ребята так же выполняют учебные проекты, один из них «Сказка из пластилина».
При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:
-интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
-возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
-помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
-сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;
-создание комфортной обстановки.
Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы медикам, учителям-предметникам, библиотекарям. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.
Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Литературные источники:
Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)
Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.
Бордовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
http://www.it-n.ru
5










15