Творческий проект Особенности методики преподавания английского языка в профессионально-техническом учебном заведении


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Кафедра филологии







Тема проекта: «Особенности методики преподавания английского языка в профессионально-техническом учебном заведении»





Проект
слушателя курсов
«учителя английского языка»
МАКСИМЕНКО КСЕНИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ


Научный руководитель –.















Симферополь - 2014






Введение

Выбранная мною тема для творческого проекта «Особенности методики преподавания английского языка в профессионально-техническом учебном заведении» не случайна. Мною ведется преподавание английского языка в КПРТУЗ КВПУСиД (Крымском республиканском профессионально-техническом учебном заведении «Керченское высшее профессиональное училище судостроения и деревообработки») на протяжении 4,5 лет. Наше училище готовит выпускников по следующим профессиям: сварщики, сборщики КМС, столяра, парикмахеры и продавцы.
В современном обществе стремительно растет потребность в изучении английского языка, увеличивается количество сфер не только повседневного, но и профессионального общения. Это требует наличия у участников значительного запаса специализированной лексики и умения её правильно использовать, а также определенного объёма фоновых знаний, которые необходимы для эффективной коммуникации в каждой конкретной сфере и в тех сферах, по которым наше училище ведет подготовку в частности. Также владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.
Мотивированно–сознательному изучению иностранного языка способствует и интерференция иноязычных слов в русскую речь, и внедрение информационных технологий не только в образовательный процесс, но и производство, и уверенность в том, что полученные знания пригодятся в будущей профессиональной деятельности.
Обучение иностранному языку в училище направлено на то, чтобы поддержать именно профессиональную подготовку учащихся, помочь им в осознании важности выбранной профессии, раскрыть новые возможности применения своих знаний по английскому языку в профессиональных целях. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку является сильным мотивационным фактором в освоении профессии. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и преподнести им его изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.
Организация учебного процесса в училище имеет свои специфические условия, которые накладывают свои особенности на процесс обучения иностранному языку. К этим условия можно отнести следующие:
- в училище учащиеся получают профессию и среднее образование. Большое внимание уделяется производственному обучению в виде длительной практики;
- экзамен по иностранному языку в профессиональном училище не проводится. В диплом об окончании училища выставляется итоговая
положительная оценка за весь курс обучения. Это обстоятельство снижает мотивацию в обучении иностранному языку, поскольку многие учащиеся с большей ответственностью относятся к тем предметам, по которым им придется сдавать экзамен;
- разный уровень владения иностранным языком в группе (учебные группы в училище комплектуются по производственному принципу) является еще одним обстоятельством, которое необходимо принимать во внимание;
- в процессе обучения иностранным языкам необходим учет профессиональной направленности училища для привлечения соответствующих учебных материалов на иностранном языке. В этих условиях поддержание имеющегося у учащихся уровня владения языком и успешное изучение нового языкового материала, а также создание новых навыков и умений представляет собой довольно сложную методическую проблему.
Острота проблемы преподавания определяется еще и особенностью контингента воспитанников училища, среди которых преобладают учащиеся с низким уровнем подготовки, учащиеся из неблагополучных семей, а также подростки девиантного поведения и сироты, многие из которых конфликтны,  не умеют общаться со сверстниками и взрослыми людьми, агрессивны к окружающему миру.
Вместе с тем изменения в сфере образования затрагивают и педагогов училищ, которые также должны совершенствовать свою профессиональную деятельность. Здесь многое зависит от готовности и способности преподавателя изменить свою деятельность, осваивать новое.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения английскому языку в профессионально-техническом училище.
Предмет исследования составляют методики и технологии преподавания английского языка в профессионально-техническом училище, являющиеся наиболее оптимальными для данного учебного заведения.
Актуальность выбранной работы обусловлена тем, что преподавание иностранного языка в училище имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в осуществлении учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Новизна проекта заключается в том, что в нем проанализированы общие особенности обучения иностранному языку в училище и соотнесены с направлениями профессиональной подготовки того училища, в котором ведется преподавание.
Цель работы – изучение оптимальных методик преподавания английского языка с последующим применением на уроках в училище.
Цель работы определила задачу необходимости изучения и внедрения наиболее оптимальных и эффективных моделей обучения.








Основная часть

Особенностью обучения иностранному языку в училище является то, что учебный материал должен иметь профессионально-ориентированный характер, учебные тексты должны быть функциональными и содержательными. Дидактическая эффективность, наглядность, простота и профессиональная ориентированность материала – главное требование для учащихся профессионально-технического учебного заведения, находящихся на начальном и среднем этапах изучения английского языка.
Важно, чтобы соответствующим образом был оборудован и кабинет английского языка, в котором должны быть стенды с профессиональной лексикой по каждой профессии, плакаты, рисунки, инструменты, к которым приходится обращаться в течение урока.
На уроках английского языка в дополнение к учебнику мною используются материалы по профессиональной направленности: например, журналы на английском для парикмахеров, где описаны последние новинки моды, множество фотографий и иллюстраций с уроками стрижек, причесок и прочей полезной информацией. Для продавцов – статьи про товары, продукты, магазины на английском. Для сварщиков – пособие «Английский для сварщиков», направленное на развитие навыков устной речи и чтения литературы по специальности на английском языке. В пособие включены аутентичные тексты на английском языке по основной сварочной тематике, снабженные упражнениями и заданиями, направленными на развитие навыков чтения, реферирования и аннотирования с литературы по специальности, а также навыков ведения беседы на специальные темы. Пособие снабжено иллюстративным и справочным материалами.
Основной путь работы с учениками - помочь им обрести веру в себя, в свои силы. Исходя из этого, необходимо давать им посильные задания, с которыми они могут справиться. Так создастся ситуация успеха, и ученик добивается положительных результатов. После этого он сам начинает хотеть учиться.
Какие методы обучения применяются мной на уроках иностранного языка? Прежде всего, для обеспечения легкости запоминания и прочности усвоения всей вводимой учебной информации используется методика повторения старого и ввода нового материала. Это достигается с помощью многократного повторения одних и тех же либо типовых производственных ситуаций. Например:
- определения размеров и количества предметов The shelf is 1 m long.
- описания формы предметов What shape is it? It’s triangular.
- пояснения и уточненияWhich spanner? The long one.
- определения материалаWhat’s it made of? It’s made of steel.
- описания свойств материалаSteel is a tough material.
- выяснения неисправностей What’s wrong with the car? The tyre is flat. 
- ситуации наименования предмета What’s this called? It’s called a wheel.
Мозговая атака (brainstorming) – такой вид работы, который позволяет генерировать большое количество идей, ассоциаций, связей. Этот прием позволяет заставить учащихся размышлять, путем мозговой атаки учащиеся называют все, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Высказывания фиксируются на доске. Затем делается обобщение.
Перекрестная работа (сross over group) – такой вид групповой деятельности, при котором группа делится на подгруппы и обсуждает полученные знания. Через некоторое время ученик (или 2 ученика) подгруппы А может присоединиться к подгруппе В, а ученик группы В - к подгруппе С и т.д. В итоге почти все учащиеся обмениваются идеями, и учителю остается только обобщить тему.
Управляемое чтение (guided reading) – вид чтения, при котором учитель направляет учеников на чтение специальных отрывков из текстов с определенной целью (например, найти примеры употребления грамматических явлений или подтвердить какую-то мысль). В слабых группах очень здорово проходит такой вид работы, как поиск в тексте предложений, которые учитель произносит по-русски. Ребята очень активно включаются в эти упражнения.
Мини-лекция (mini-lecture). Материал в виде лекции разбивается на несколько частей. На доске написаны ключевые слова и выражения. Учащиеся прослушивают часть и передают ее содержание, пользуясь опорами на доске. Каждый ученик получает возможность высказаться по данной теме. После этого можно выполнить упражнения в учебнике или по карточкам.
Избирательное прослушивание (Selective listening). Звучит текст, делаются паузы. Учащимся дается задание:
Написать глагольные формы в каждом предложении.
Узнать имя героя, дату или какую-то деталь и пр.
Игры. Мимические игры (mimic gam
·es) эффективны в парах или группах, когда учащиеся готовят мимическую сценку.
What is my job? (Act without speaking.) Дать учащимся время выбрать себе работу и подумать, как ее изобразить. Обратить внимание учащихся на артикль a/an перед названием работы, когда они угадывают профессию.
What am I playing? Choose a game or a musical instrument. Mime it to the other pupils. They will say what you are playing. Учитель обращает внимание на использование артикля с названиями музыкальных инструментов, но не с названиями спортивных игр.
Игра «Кто я?» Ученику на спину приклеивается листок с названием профессии (именем актера, политического деятеля и т.п.), а он пытается угадать, кто он, задавая группе вопросы.
Игра «Question box». Эта игра очень успешно проходит на всех уровнях отработки вопросительных структур. Учащимся предлагается написать по три вопроса желательно разных типов) на отдельных листочках и положить их в коробку. (Have you ever? Did you? When do?) Перед тем, как учащиеся положат свои вопросы в коробку, их следует проверить. Затем учащиеся достают вопросы и отвечают на них Если ученик не может ответить на вопрос, он говорит: I’d rather not answer. Затем он кладет вопрос в коробку и берет другой (но только один раз, как на экзамене).
Игра-викторина (quiz). Выбирается тема, например, «Знаете ли Вы Британию?», по которой придумываются категории вопросов: «Культура», «История», «Политическое устройство», «Выдающиеся люди» и пр. В каждой категории – по несколько вопросов разного уровня, например, от 10 баллов за самый легкий вопрос и до 50 баллов за самый сложный. Команды выбирают себе название. Право первого хода разыгрывается путём жеребьёвки. Команда выбирает вопрос любой категории. Если команда не отвечает правильно, то другая команда может дать ответ и получить для своей команды дополнительный балл. В случае, если команды набрали одинаковое количество баллов, разыгрывается дополнительный раунд до первого правильного ответа.
Мультимедийные технологии (multimedia technologies). Использование компьютерных технологий как дополнение к основным методам обучения разнообразит образовательный процесс, делает его интереснее и понятнее. На уроках в училище это особенно необходимо, чтобы, во-первых, не ослабевал интерес учащихся к изучению языка и, во-вторых, чтобы интенсифицировать процесс обучения, повысить мотивацию. Сюда можно отнести, например, просмотр фильмов о стране изучаемого языка, подготовка презентаций, выполнение дифференцированных тестовых заданий на компьютере. Важно, чтобы работа с мультимедийными технологиями была четко продумана и дозирована.
Все вышеописанные методы применялись на уроках и вызывают наибольший интерес у учащихся.
Как известно, на уроках иностранного языка может возникать множество проблем, особенно на уроках в училище, где общий уровень подготовленности учащихся низок, у них слабо развита мотивация к изучению иностранного языка, у таких учащихся часто наблюдаются трудности в выражении своих мыслей не только на иностранном, но даже на родном языке.
Необходимо искать пути преодоления возможных проблем, возникающих при проведении уроков. Самые распространенные проблемы - боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика. Для того, чтобы максимально минимизировать данное отрицательное явление, достаточно создать атмосферу доброжелательности и доверия.
Необходимо шире использовать коллективные формы работы (парные, групповые, проектные), где успех каждого зависит от успеха всей группы. Этот вид работы также сильно увеличивает количество практики речи в классе. В такой работе учащиеся хоть и допускают много ошибок, но ошибки - неизбежная часть обучения. Наиболее серьезные со временем исчезают. Работа в группах расковывает речь учащихся, так как быстрота выражения мыслей превалирует над точностью и правильностью. Такая работа помогает учащимся приобретать коммуникативные навыки речи. Они не испытывают чувство неполноценности из-за того, что делают ошибки.
Для того, чтобы все учащиеся имели как можно больше возможностей и времени для общения на уроке, надо, как уже было сказано, использовать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок. Подобные формы очень нравятся детям, такие задания разнообразят урок, способствуют заинтересованности всех учащихся, снимают речевое напряжение.
Еще одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранного языка является дифференцированный подход в обучении. У каждого начинающего учителя эта проблема вызывает трудности.
Чтобы правильно понять причины неравномерной успеваемости учеников, необходимо выявить причины отставания каждого и разобраться в них. Эти причины различны: низкий уровень предшествующей подготовки ученика, пропуск урока по болезни или другой уважительной причине, невнимательность на уроке, непонимание объяснений учителя, недостаточный интерес учащегося к предмету.
Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени. Поэтому основными задачами дифференцированного подхода считается удовлетворение потребностей и сильных, и слабых учащихся с учётом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




















Заключение

Преподавание английского языка в профессиональном училище имеет свои особенности. Во многом это зависит от контингента училища, который имеет некоторые типичные черты, определяемые, прежде всего, академической неуспеваемостью, неприятием школьной жизни в целом, конфликтными отношениями с учителями и специфическими особенностями, которые всегда конкретны в данном регионе, городе, населенном пункте.
Разумеется, училище не может решить всех проблем этой группы молодежи. Но оно реализует их право на образование, тем самым давая дополнительный шанс найти свое место в обществе, применить свои способности и знания на рынке труда, а значит, улучшить экономические, социальные и культурные условия своей жизни.
Важно, чтобы в процессе обучения реализовывались принципы обретения веры в себя, посильности заданий и постепенного наращивания трудностей. Материал распределяется исходя из того, что эффективность обучения выше, когда учащиеся имеет дело с небольшими порциями материала, отрабатывающими определенные навыки, чем когда эти порции большого объема и неопределенной структуры. В результате у каждого ученика появляется чувство уверенности в своих силах и вера в достижимость поставленных целей. Преподаватель должен всячески способствовать укреплению такого рода уверенности учащихся и при дозировке нового материала не выходить за пределы реальных возможностей.
В современных условиях необходимо больше внимания уделять развитию творческих способностей учащихся, их познавательных потребностей. Интересные технологии и методы – один из важнейших компонентов учебного процесса, помогающих сделать обучение разнообразнее и увлекательнее.

Вопрос о выборе методов проведения урока – каждодневный, практический. Учитель должен выбрать из множества современных методов обучения иностранному языку те, которые наилучшим образом соответствуют не только его темпераменту, интеллекту и желаниям, но и особенностям того учебного заведения, где он работает. При этом он должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его интересы, способности.
В решении задач, определенных программой, значительная роль отводится учителю. Умение учителя заинтересовать учеников преподаваемым предметом, выбрать и умело применить наиболее эффективные формы и приемы обучения определяет конечный результат обучения и воспитания учащихся, а также способствует саморазвитию и самообразованию.
























Список литературы

Андронкина Н.М. Проблемы обучения общению в преподавании иностранного языка как специальности // Обучение иностранным языкам в школе и вузе. – 2001. – № 8. – С. 150-160.
Бонаме Д. Английский язык для технических училищ. – М.: Высшая школа, 1989. – 287 с.
Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным
языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. – 2001. – №4. – C. 47-57.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Академия, 1987. – 235 с.
Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 176 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2001. – 464 с.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. –
263 с.
Рожкова Ф.М. Вопросы обучения иностранным языкам в средних профессиональных училищах. – М.: Высшая школа, 1994. – 184 с.
Самоукина И.Д. Организационно-обучающие игры в образовании. – М.: Народное образование, 1996. –268 с.
Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Высшая школа, 2002. – 288 с.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15