Рабочая программа по внеурочной деятельности Красота в искусстве и в жизни (8 класс)
Пояснительная записка.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание и социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Курс имеет духовно – нравственную направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных условиях. Формирование духовно – нравственной культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития человеческого сознания. Курс носит личностно-развивающий и деятельностный характер.
Спецификой программы является подход, учитывающий возрастные особенности младшего школьника, предполагающие личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта своей деятельности и поведения. На занятиях создается эмоционально-положительная творческая атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми и с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские, игровые, практические, творческие задания.
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, деловые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки на природу.
Цель – обеспечить благоприятные условия для развития духовности мыслей и поступков, для становления нравственных чувств, облика, позиции, поведения.
Задачи:
- воспитывать чувства прекрасного;
-содействовать обогащению духовного мира рёбёнка;
-способствовать реализации идеалов красоты в значимой для детей деятельности;
-познакомить с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел;
-способствовать приобретению опыта восприятия искусства и художественного творчества.
Педагог, работающий по этой программе, опирается на следующие воспитательные принципы:
- принцип развивающего воспитания;
- принцип социального творчества;
- принцип целостности воспитательного процесса;
- принцип взаимодействия личности и коллектива;
- принцип ориентации на идеал;
- принцип следования нравственному примеру.
Ключевые понятия программы:
- духовный мир человека;
- красота в творениях природы и человека;
- гармония.
Программа «Красота в искусстве и в жизни» реализуется в течение одного года, ориентирована на учеников 8 класса.
Формы и режим занятий: ведущими формами организации занятий является групповая, а также практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, экскурсии, презентации, занимательные беседы, творческие встречи.
Занятия проводятся в форме:
бесед, разговоров, исполнения и слушания произведений, дискуссий, викторин, творческих встреч, творческих мастерских, выставок, практикумов, сочинений, трудовой деятельности, рисования.
Продолжительность занятия - 45 мин., кол-во часов в неделю -1 раз в неделю, кол-во часов в год – 34 часа.
Формы подведения итогов:
Блиц-опрос, выставки, презентации, проекты, коллективный практикум, демонстрации, выступления.
Прогнозируемые результаты:
Знать:
- представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека, о выдающихся художественных ценностях культуры России;
- основные виды и жанры искусства (музыка, литература, изобразительные искусств и т. д).
Уметь:
-видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей;
- проявлять эмоциональные переживания при восприятии
произведений искусства, фольклора и т. п.;
- различать «красивое» и «пошлое», «гармоничное» и «безобразное».
- самостоятельно обращаться к произведениям искусства (читать художественную литературу, слушать классическую музыку, посещать театры, музеи, выставки).
- реализовывать себя в художественном творчестве;
- украшать пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;
- соблюдать правила этикета, поддерживать опрятный внешний вид.
Содержание программы.
Раздел1. Знакомство с курсом «Красота в искусстве и в жизни» (1ч.)
Тема: Знакомство с курсом «Красота в искусстве и жизни». Занятие по технике безопасности.
Теория: беседа «Что изучает курс?», разговор «Что означает «Красота в искусстве и жизни»?», инструкции по ТБ.
Раздел 2. Красота в привычном (6ч.)
Темы: У природы нет плохой погоды. Красота вокруг нас. Моё творчество. Экскурсия «Красота в творениях природы».
Теория: дискуссия «У природы нет плохой погоды», викторина.
Практическое задание: экскурсия в парк, сбор природного материала,
поделки из природного материала, экскурсия в городской парк.
Раздел 3. Красота в творениях человека (11ч.)
Темы: Гармония звуков. «Утро» Э. Григ. Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский. Рисуем музыку. Музыкальные игры. «Ручей в лесу», «Ручей в берёзовом лесу» И. Шишкин. «Девочка с персиками» В. Серов. «Богатыри» В. Васнецов. Мы идём в храм.
Теория: слушание и обсуждение звуков природы и музыкальных произведений, рассматривание и обсуждение картин, знакомство с творчеством
Э. Грига, П. Чайковского, И. Шишкина, В. Серова, В. Васнецова.
Практическое задание: посещение интернет - музея картин, рисование иллюстраций к сказкам, впечатлений детей после знакомства с произведениями искусства, посещение городских храмов.
Раздел 4. Этикет (7ч.)
Темы: Культура поведения. Мы пришли в гости. Что такое подарок? Чайная церемония. Сервировка стола. Мы говорим красиво.
Теория: беседа «Правила культуры поведения», составление поздравлений, кое-что о салфетках.
Практическое занятие: ролевые игры «Мы пришли в гости», «Чайная церемония», «Сервировка стола», упаковка для подарка.
Раздел 5. Украшаем пространства своей жизни (7ч.)
Темы: Красота вокруг нас. Украшаем свой класс. Украшаем свой дом. Наша клумба. Художественная мастерская.
Теория: разговор о красивой обстановке в помещениях, беседа «Как правильно разбить клумбу», разговор о цветах.
Практическое задание: украшение класса, личной комнаты в своем доме. Выставка фотографий, разбивка и ограждение клумбы, рисунки, народные промыслы (лепка и украшение) изделия из бросового материала
Раздел 6. Выставка наших работ (2ч.)
Тема: Выставка наших работ.
Теория: обсуждение детских работ, презентация работ.
Практика: организация выставки, награждение авторов интересных и творческих работ.
Тематическое планирование
№
Название разделов и тем
Кол-во
часов
1
Знакомство с курсом «Красота в искусстве и жизни». Инструктаж по технике безопасности.
1
2
Красота в привычном.
6
2.1
У природы нет плохой погоды.
1
2.2
Красота вокруг нас.
1
2.3
Моё творчество.
2
2.4
Экскурсия «Красота в творениях природы».
2
3
Красота в творениях человека.
11
3.1
Гармония звуков.
1
3.2
«Пер Гюнт» Э. Григ.
1
3.3
Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский
1
3.4
Рисуем музыку.
1
3.5
Музыкальные игры.
1
3..6
Красота в живописи И. Шишкина.
1
3.7
«Девочка с персиками» В. Серов.
1
3.8
«Богатыри» В. Васнецов.
1
3.9
«Иван Царевич и серый волк» В. Васнецов.
1
3.10
Мы идём в храм.
2
4
Этикет.
7
4.1
Культура поведения.
2
4.2
Мы пришли в гости.
1
4.3
Что такое подарок?
1
4.4
Чайная церемония.
1
4.5
Сервировка стола.
1
4.6
Мы говорим красиво.
1
5
Украшаем пространства своей жизни.
7
5.1
Красота вокруг нас.
1
5.2
Украшаем свой класс.
1
5.3
Украшаем свой дом.
1
5.4
Наша клумба.
1
5.5
Художественная мастерская.
1
5.6
Художественная мастерская.
2
6
Выставка наших работ.
2
Итого
34
Методическое обеспечение.
Раздел, тема
Форма организации занятия
Методы
Контроль
Оборудование
Знакомство с курсом «Красота в искусстве и жизни». Занятие по ТБ
Разговор, беседа, инструктаж, рассматривание иллюстраций, чтение и слушание стихотворений
Словесно-иллюстративный, фронтальная работа, индивидуальная
Блиц-опрос
Рисунки, иллюстрации, детская литература, инструкции по т/б
Красота в привычном.
Экскурсии, дискуссия, сбор природного материала, викторина, изготовление поделок
Словесно-иллюстративный, групповая работа, работа в парах, коллективная работа
Выставка поделок
Коллекция природного материала, объекты окружающего мира
Красота в творениях человека.
Слушание, рассуждение, анализ, посещение, творческие встречи.
Словесно-иллюстративный, коллективный, ИКТ
Презентация, выставка рисунков
Компьютерное оборудование, аудиозаписи, картины (репродукции)
Этикет.
Беседа, сочинение, демонстрация, игры, практикум
Демонстрационный, словесный, игровой, практическая работа
Коллективный практикум, проекты
Детали для изготовления подарочной упаковки, объекты для сервировки стола, продукты для чаепития
Украшаем пространства своей жизни.
Беседа, разговор, практикум, трудовая деятельность, инструктаж, правила гигиены
Демонстрационный, словесный, коллективный, практическая работа
Выставка фотографий, демонстрация украшенного класса, цветущей клумбы
Фотоаппарат, объекты для украшения, фотографии, орудия труда, рассадный материал
Выставка наших работ.
Организация выставки
Демонстрационный, метод поощрения
выставка
Детские работы для выставки
Календарно - тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата по
плану
Фактич.
дата
Раздел 1. Знакомство с курсом «Красота в искусстве и жизни» - 1 час
1
Знакомство с курсом «Красота в искусстве и жизни». Инструктаж по ТБ
1
05.09
Раздел 2. Красота в привычном – 6 часов
2.1
У природы нет плохой погоды
1
12.09
2.2
Красота вокруг нас
1
19.09
2.3
Моё творчество
2
26.09;03.10
2.4
Экскурсия «Красота в творениях природы»
2
10.10;24.10
Раздел 3. Красота в творениях человека – 11 часов
3.1
Гармония звуков
1
31.10
3.2
«Пер Гюнт» Э. Григ
1
07.11
3.3
Балет «Лебединое озеро» П. И. Чайковского
1
14.11
3.4
Рисуем музыку
1
21.11
3.5
Музыкальные игры
1
05.12
3.6
Красота в живописи И. Шишкина
1
12.12
3.7
«Девочка с персиками» В. Серова
1
19.12
3.8
«Богатыри» В. Васнецова
1
26.12
3.9
«Иван – Царевич и серый волк» В. Васнецова
1
09.01
3.10
Мы идём в храм
2
16.01;23.01
Раздел 4. Этикет – 7 часов
4.1
Культура поведения
2
30.01;06.02
4.2
Мы пришли в гости
1
13.02
4.3
Что такое подарок?
1
20.02
4.4
Чайная церемония
1
05.03
4.5
Сервировка стола
1
12.03
4.6
Мы говорим красиво
1
19.03
Раздел 5. Украшаем пространство нашей жизни – 7 часов
5.1
Красота вокруг нас
1
26.03
5.2
Украшаем свой класс
2
02.04;16.04
5.3
Украшаем свой дом
1
23.04
5.4
Наша клумба
1
30.04
5.5
Художественная мастерская
2
07.05;14.05
Раздел 6. Выставка наших работ – 2 часа
6.1
Выставка наших работ
2
21.05;28.05
Итого: 34 часа
Список литературы для педагогов
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Бирич И. А., Ломоносова М. Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Дмитриева Е. В. Россия. – СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2002.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
Список литературы для обучающихся и их родителей
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 – 176с.
Русские художники от «А» до «Я». – М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.
Ушакова О. Д. Боги и герои Древней Греции: словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
Библейские сюжеты в искусстве. DVD-диск. – М.: «ПИТЛЕНД», 2009. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Античная мифология в искусстве. DVD-диск. – М.: «ПИТЛЕНД», 2009. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________Л.А. Китаева
«______»____________2015
13PAGE 15
13PAGE 14115
·