Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по биологии Сонин (профильный уровень) 10-11 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 10 КЛАСС
(Профильный уровень, 105 часов, 3 часа в неделю)
№ п/п
№
урока
Дата проведения
Тема урока
Примечание
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ ( 5 часов)
1
1
Краткая история развития биологии.
2
2
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни
3
3
Критерии живых систем: общие признаки биологических систем
4
4
Обмен веществ в неживой природе, метаболизм
5
5
Обобщающий урок по теме «Введение»
РАЗДЕЛ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (14 часов)
ТЕМА 2.1. ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 часа)
6
1
История представлений о возникновении жизни.
7
2
Работы Пастера.
8
3
Гипотеза вечности жизни.
9
4
Материалистические теории. Практическая работа № 26 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле».
ТЕМА 2.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часов)
10
1
Эволюция химических элементов в космическом пространстве.
11
2
Химические предпосылки возникновения жизни.
12
3
Источники энергии и возраст Земли.
13
4
Условия среды на древней Земле.
14
5
Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле»
TEМA 2.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часов)
15
1
Гипотеза происхождения протобиополимеров
16
2
Эволюция протобионтов
17
3
Начальные этапы биологической эволюции
18
4
Семинар по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле»
19
5
Контрольно-обобщающий урок по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле»
РАЗДЕЛ 3. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ (34 час)
ТЕМА 3.1. ВВЕДЕНИЕ В ЦИТОЛОГИЮ (1 час)
20
1
Введение в цитологию. Лабораторная работа №.1 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание»
ТЕМА 3.2. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА (10 часов)
21
1
Химическая организация клетки. Неорганические вещества.
22
2
Органические молекулы - углеводы.
23
3
Органические молекулы - жиры и липоиды
24
4
Биологические полимеры - белки.
25
5
Строение и функции белков. Лабораторная работа №3 «Опыты по определению каталитической активности ферментов»
26
6
Органические молекулы: ДНК - биологический полимер.
27
7
Рибонуклеиновые кислоты. Генетический код.
28
8
Редупликация ДНК.
29
9
Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты».
30
10
Контрольно-обобщающий урок по теме «Нуклеиновые кислоты»
ТЕМА 3.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ (1 час)
31
1
Прокариотическая клетка
ТЕМА 3.4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТОК ЭУКАРИОТ (8 часов)
32
1
Наружная цитоплазматическая мембрана. Эукариотическая клетка
33
2
Органоиды эукариотической клетки: митохондрии, клеточный центр, ЭПС
34
3
Органоиды эукариотической клетки: ядро, рибосомы, комплекс Гольджи.
35
4
Особенности строения растительной клетки .Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
36
5
Клеточное ядро. Строение ядра.
37
6
Строение и функции хромосом. Лабораторная работа №4 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»
38
7
Семинар по теме «Строение клетки». Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий». Лабораторная работа № 6 «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»; лабораторная работа №5 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».
39
8
Урок контроля по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот».
ТЕМА 3.5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ - МЕТАБОЛИЗМ (9 часов)
40
1
Анаболизм Биосинтез белков.
41
2
Этапы транскрипции. Этапы трансляции
42
3
Решение задач по теме «Биосинтез белка».
43
4
Энергетический обмен веществ. Катаболизм.
44
5
Этапы обмена веществ. Практическая работа № 2 «Сравнение процессов брожения и дыхания».
45
6
Автотрофный тип обмена веществ.
46
7
Практическая работа №3«Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».
47
8
Семинар по теме «Обмен веществ и энергии».
48
9
Урок контроля «Обмен веществ в клетке (метаболизм)».
ТЕМА 3.6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТОК (2 часа)
49
1
Жизненный цикл клетки. Митоз.
50
2
Лабораторная работа №7 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».
ТЕМА 3.7. НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ И БАКТЕРИОФАГИ (2 часа)
51
1
Неклеточные формы жизни. Вирусы.
52
2
Свойства вирусов. Специфичность действия. Жизненный цикл.
ТЕМА 3.8. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1 час)
53
1
Клеточная теория строения организмов.
РАЗДЕЛ 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (7 часов)
ТЕМА 4.1. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 часа)
54
1
Бесполое размножение
55
2
Вегетативное размножение
ТЕМА 4.2. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ (5 часов)
56
1
Половое размножение. Практическая работа № 14 «Сравнение процессов полового и бесполого размножения.»
57
2
Развитие половых клеток. Мейоз Практическая работа №5 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».
58
3
Семинар по теме «Размножение организмов»
59
4
Практическая работа № 4 «Сравнение процессов митоза и мейоза»
60
5
Урок контроля по теме «Размножение организмов».
РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (14 часов)
ТЕМА 5.1 ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (4 часа)
61
1
Эмбриональное развитие животных. Краткие исторические сведения.
62
2
Эмбриональный период развития.
63
3
Эмбриогенез: гаструляции и органогенез.
64
4
Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных».
ТЕМА 5.2. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (2 часа)
65
1
Постэмбриональный период. Метаморфоз Непрямое развитие
66
2
Прямое развитие
ТЕМА 5.3. ОНТОГЕНЕЗ РАСТЕНИЙ (4 часа)
67
1
Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей
68
2
Жизненный цикл и чередование поколений у высших споровых растений.
69
3
Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных.
70
4
Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений.
ТЕМА 5.4. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА (1 час)
71
1
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.
ТЕМА 5.5. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (3 часа)
72
1
Развитие организмов и окружающая среда
73
2
Критические периоды. Регенерация
74
3
Урок контроля по теме «Индивидуальное развитие организмов»
РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (28 часов)
ТЕМА 6.1. ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (2 часа)
75
1
История развития представлений о наследственности и изменчивости
76
2
Современные представления о структуре гена.
ТЕМА 6.2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (12 часов)
77
1
Первый закон Менделя - закон единообразия первого поколения
78
2
Второй закон Менделя -закон расщепления.
79
3
Неполное доминирование
80
4
Множественный аллелизм
81
5
Практическая работа № 9 «Решение генетических задач на неполное доминирование».
82
6
Дигибридное и полигибридное скрещивание.
83
7
Практическая работа №8 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание».
84
8
Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности.
85
9
Практическая работа №10 «Решение генетических задач на сцепленное наследование»
86
10
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
Практическая работа №11 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование».
87
11
Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.Практическая работа №12 «Решение генетических задач на взаимодействие генов»
88
12
Семинар по теме «Основные закономерности наследственности»
ТЕМА 6.3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (3 часов)
89
1
Наследственная (генотипическая) изменчивость
90
2
Мутации.
91
3
Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость). Лабораторная работа №8 «Выявление изменчивости у особей одного вида»
ТЕМА 6.4. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (2 часа)
92
1
Методы изучения генетики человека.
93
2
Наследственные заболевания и их предупреждение.
ТЕМА 6.5. СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа)
94
1
Создание пород животных и сортов растений
95
2
Методы селекции растений и животных.
96
3
Селекция микроорганизмов
97
4
Достижения современной селекции
РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ (8 часов)
98
1
Резервный час
99
2
Резервный час
100
3
Резервный час
101
4
Резервный час
102
5
Резервный час
103
6
Резервный час
104
7
Резервный час
105
8
Резервный час
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 11 КЛАСС
(Профильный уровень, 105 часов, 3 часа в неделю)
№ п/п
№
урока
Дата проведения
Тема урока
Примечание
РАЗДЕЛ 7.ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ(34 ЧАСА)
ТЕМА 7.1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (6 ЧАСОВ)
1
1
Введение. Учение об эволюции органического мира.
2
2
История развития представлений о развитии жизни на Земле
3
3
Система органической природы К. Линнея
4
4
Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка
5
5
Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период».
6
6
Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период».
ТЕМА 7.2. ДАРВИНИЗМ (6 ЧАСОВ)
7
1
Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина.
8
2
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
9
3
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе Формы борьбы за существование.
10
4
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов
11
5
Практическая работа № 19 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»
12
6
Контрольно-обобщающий урок по теме «Дарвинизм».
ТЕМА 7.3. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (12 ЧАСОВ)
13
1
Эволюционная роль мутаций. Лабораторная работа №10 «Выявление изменчивости у особей одного вида».
14
2
Генетические процессы в популяциях
15
3
Формы естественного отбора
16
4
Практическая работа № 20 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов».
17
5
Семинар по теме «Движущие силы эволюции».
18
6
Адаптация организмов к среде обитания и их относительность. Лабораторная работа №11 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».
19
7
Вид, критерии вида. Лабораторная работа №9 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию».
20
8
Видообразование. Пр. работа № 18 «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию».
21
9
Способы видообразования. Механизмы видообразования.
22
10
Практическая работа №21 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»
23
11
Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции»
24
12
Контрольно-обобщающий урок по теме «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»
ТЕМА 7.4. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (10 ЧАСОВ)
25
1
Макроэволюция. Направления эволюции. Практическая работа № 22 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции»
26
2
Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз. Идиоадаптация.
27
3
Практическая работа №23 Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений
28
4
Практическая работа №24 «Выявление ароморфозов у растений»
29
5
Лабораторная работа №12 «Выявление идиоадаптаций у растений».
30
6
Практическая работа №25 «Выявление ароморфозов у животных».
31
7
Лабораторная работа №13 «Выявление идиоадаптаций у животных».
32
8
Основные закономерности эволюции.
33
9
Правила эволюции
34
10
Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция»
РАЗДЕЛ 8. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (16 ЧАСОВ)
ТЕМА 8.1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (8 ЧАСОВ)
35
1
Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах
36
2
Развитие жизни в раннем палеозое
37
3
Развитие жизни в позднем палеозое
38
4
Развитие жизни в мезозое
39
5
Развитие жизни в кайнозое
40
6
Семинар по теме «Основные черты эволюции животного мира»
41
7
Семинар по теме «Основные черты эволюции растительного мира»
42
8
Урок контроля по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира»
ТЕМА 8.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (8 ЧАСОВ)
43
1
Положение человека в системе животного мира.
44
2
Эволюция приматов.
45
3
Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.
46
4
Стадии эволюции человека. Древние люди
47
5
Стадии эволюции человека. Первые современные люди. Практическая работа № 27 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения и происхождения человека»
48
6
Современный этап в эволюции человека. Практическая работа №28 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».
49
7
Семинар по теме «Происхождение человека».
50
8
Контрольно-обобщающий урок по теме «Происхождение человека»
РАЗДЕЛ 9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (27 часов)
ТЕМА 9.1. ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ (7 ЧАСОВ)
51
1
Биосфера – живая оболочка планеты
52
2
Структура биосферы
53
3
Живые организмы
54
4
Круговорот воды в природе.
55
5
Круговорот биогенных элементов.
56
6
Практическая работа №32 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота».
57
7
Обобщающий урок по теме «Понятие о биосфере».
ТЕМА 9.2. ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ (4 ЧАСА)
58
1
История формирования сообществ живых организмов
59
2
Основные биомы суши
60
3
Лабораторная работа №17» Описание экосистем своей местности».
61
4
Семинар по теме «Жизнь в сообществах»
ТЕМА 9.3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ (16 ЧАСОВ)
62
1
Естественные сообщества. Структура естественных сообществ
63
2
Абиотические факторы. Температура
64
3
Абиотические факторы. Свет
65
4
Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение
66
5
Интенсивность действия фактора.
67
6
Взаимодействие факторов
68
7
Семинар по теме «Воздействии абиотических факторов на организмы».
69
8
Биотические факторы среды
70
9
Лабораторная работа № 14 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов».
71
10
Лабораторная работа № 15 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем».
72
11
Цепи питания. Правила экологических пирамид.
73
12
Практическая работа № 29 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»
74
13
Саморегуляция экосистем. Лабораторная работа № 16 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».
75
14
Смена экосистем. Лабораторная работа №18 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».
76
15
Агроэкосистемы. Практическая работа № 30 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»
77
16
Контрольно-обобщающий урок по теме «Взаимоотношения организма и среды».
РАЗДЕЛ 10. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (13 ЧАСОВ)
ТЕМА 10.1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА. БИОЛОГИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ (11 ЧАСОВ)
78
1
Воздействие человека на природу в процессе становления общества.
79
2
Природные ресурсы и их использование.
80
3
Загрязнения воздуха
81
4
Загрязнения пресных и морских вод.
82
5
Антропогенные изменения почвы.
83
6
Влияние человека на растительный и животный мир.
84
7
Практическая работа № 31 «Решение экологических задач».
85
8
Радиоактивное загрязнение биосферы
86
9
0храна природы и перспективы рационального природопользования.
87
10
Практическая работа № 33 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере»
88
11
Обобщающий урок по теме «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».
ТЕМА 10.2. БИОНИКА (2 ЧАСА)
89
1
Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники
90
2
Роль биологических знаний в XXI веке.
ТЕМА 11. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 10 КЛАССЕ (7 ЧАСОВ)
91
1
Современные представления о возникновении жизни на Земле
92
2
Химическая организация клетки
93
3
Органические молекулы клетки
94
4
Строение и функции прокариотической клетки
95
5
Жизненный цикл клетки.
96
6
Размножение в органическом мире.
97
7
Законы Менделя.
РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ ( 8 ЧАСОВ)
98
1
Резервный час
99
2
Резервный час
100
3
Резервный час
101
4
Резервный час
102
5
Резервный час
103
6
Резервный час
104
7
Резервный час
105
8
Резервный час
15