Методические материалы на тему Развитие когнетивной компетенции через методику проблемного обучения в курсе истории и обществознания


Славгородская Ольга СергеевнаУчитель истории и обществознанияМОУ «Лицей №41 г.Владивостока» «Ребёнок имеет право на получение образования… которое бы способствовало его общему культурному развитию и, благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества»Из «Декларации прав ребёнка»,принятой Генеральной Ассамблей ООН. СоциальнаяКоммуникативнаяИнформационнаяСпециальнаяКогнитивная Термин «когнитивный» (от лат. Cognitio – знание) означает «познавательный», «имеющий отношение к познанию».Когнитивные компетенции: готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в реализации личного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения. Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умении ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими событиями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного, делать собственные выводы на основе изучения исторических источников. Функции проблемного обучения Развитие творческих способностей учащихся Развитие практических навыков Создать условия для более эффективного усвоения знаний и формирования общеучебных интеллектуальных умений.Развивать у учащихся самостоятельность и способность к самоорганизации.Формировать готовность к сотрудничеству, развивающие способности к созидательной деятельности.Способствовать развитию толерантности, умению вести диалог, находить компромиссы.Выработать у учащегося целостный взгляд на мир, привить чувство уважения к прошлому. Тема: «Борьба Руси за независимость в XIII – начале XIV веков» Основные понятия:Монголо-татарыКрестоносцыЛивонский орденТевтонский орденДворняБаскакиНукерыТарханЯрлыкИгоОрдаОрдынский выход Основные даты:1223 – битва на р. Калка1237 – 1240 гг. – нашествие Батыя на Русь1240 г – Невская битва1251 – 1263 – правление Александра Невского во Владимире1325 – 1340гг – правление Ивана Калиты в МосквеОктябрь 1345 – основание Троицкого монастыря Сергием Радонежским ПерсоналииЧингисхан, БатыйАлександр Невский, Даниил АлександровичСемеон Гордый, Иван Красный,Иван Калита, Сергий Радонежский Вопросы:Выделите причину побед татаро-монгол?Каково значение победы Александра Невского на Чудском озереКакие два варианта взаимоотношения с ордой появились после нашествия? Какой из них на ваш взгляд был более патриотичным? Докажите свою точку зрения.Перечислите предпосылки возрождения Руси после нашествия татаро-монгол. Какие из них носили объективный характер?Назовите причины и предпосылки возвышения Москвы среди других русских княжеств. Какие ещё княжества, наряду с Москвой, претендовали на роль центров объединения Руси.Проанализируйте политику московских князей. Основополагающий вопрос. Какое значение имеет для народа и государства мужество?Проблемный вопрос. Победа над персами – это тщательно продуманная стратегия греческого предводителя или простое стечение обстоятельств?Частные вопросы.Какое государства к 490 году до н.э. уже покорили персы?Почему персы стремились к новым завоеваниям?По какой причине афиняне на должность стратега выбрали Мильтиада?В чём было преимущество персидской армии над греческой?Что помогло грекам одержать победе персидской армии над греческой?Какие человеческие качества греков проявились в Марафонской битве?Какое значение Марафонская битва имела для греков (персов)? Принципы Повторительно-обобщающий урок. Тема: «Проблемы истории Древнерусского государства». Цели и задачи: актуализировать свои знания по проблеме происхождения государства; проанализировать и выявить в чем заключается суть норманнской и антинорманнской теорий; оценить деятельность первых русских князей, их роль в становлении государства; определить роль христианства в жизни русского народа, понять международное значение перехода на новые духовные ориентации. Проблемы: Образование Древнерусского государства; оценка деятельности первых русских князей; роль христианства для славянского мира. «Откуда есть пошла Русская земля?» «Кто в Киеве нача первее княжити?» « И с каких пор Русская земля стала есть?» Сторонники норманнской теории Г. Ф. Миллер А. Л. Шлёцер Г. 3. Байер Основные теории образования Древнерусского государства Норманнская теория Антинорманнская теория Немецкие ученые Байер, Шлецер, Миллер Русские ученые М.Ломоносов (18 век), Б.А. Рыбаков (20 век) Аргументы в пользу теории У Восточных славян шел процесс разложения родового слоя и развития феодализма, складывания государственности до прихода варягов.Влияние скандинавов на образование государства незначительно.Название «Русь» имеет славянское происхождение. Основатели древнерусского государства – норманны, которых славяне призвали в свои земли для управления ими.Славяне не способны к созданию своей государственности.Название «Русь» - скандинавского происхождения. Значение принятия христианства Положительные Отрицательные Церковь оказывала значительное влияние на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе патриотического движения (Куликовская битва); Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уровняло её с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами; Принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству; Церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактов, при монастырях открывались школы, библиотеки;Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев, что способствовало увеличению населения. Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;Церковь ставила под контроль все сферы жизни людей. Памятник “Крещения Руси” в 988г.. Консервативное движение. Либеральное движение. Революционное движение. Западники Славянофилы Консервативное движение Название движения Консервативное движение(демократическое) Руководитель Граф С.С. Уваров. Основные идеи Самодержавие- основа жизни русского общества. Православие- стремление к общему благу и справедливости. Народность- единство объединенного вокруг царя народа. Крупнейшие теоретики Историки Н. Г. Устрялов и М. П. Погодин, драматург и поэт Н. В. Кукольник, писатели Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, М. Н. Загоскин. - Отрицательное отношение к крепостному праву;- убежденность в необходимости коренных преобразований;- расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;- уверенность в возможности мирного осуществления реформ;- Вера в Россиию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию. Революционное движение Название движения Революционное движение (Народничество) Руководитель Идейный вождь революционеров- Н. Г. Чернышевский. (редактор журнала «Современник»). Основные идеи Поднять народ на революцию. Консервативное движение. Либеральное движение. Революционное движение. На протяжении всего столетия власть осознавала необходимость перемен, преобразований существовавшего политического устройства государства, но чётких, решительных действий предпринято так и не было, т.к. правители опасались, что эти решительные преобразования могут вызвать смуту, волнения в обществе.Конституционное правление – это прежде всего управление страной на основе законов, участие выборных учреждений в принятии этих законов, предоставление населению гражданских свобод и т.д. Император Основные черты осуществляемой им политики Деятели и их основные идеи, планы Итог.Воплощение идей в жизнь. Александр I(1801-1825 гг.) Полагал, что необходимо провед-е коренных реформ с целью обновление страны. Для осущ-я этих реформ был создан Негласный комитет. (сам Александр I, граф Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Кочубей.)Сперанский М. М. Его деятельность связана с политическими преобразованиями. Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии. В 1809 году был создан проект « Введение к уложению государственных законов». Новосильцев Н. Н. составил проект конституции « Уставная грамота Российской империи » Были проведены реформы в области управления страной.В целом этот проект был одобрен, но решено было претворять его в жизнь постепенно: в начале дела ход наиболее безобидной части реформы проекта преобразований.Создался двухпалатный парламент.Предоставление гражданам ряда свобод.Провозглашался суверенитет императорской власти. Форма оценочной деятельности учащихся:Публичное выступлениеСамостоятельная практическая работаРешение задач с использованием информацииУчастие в дискуссииИсследовательская деятельность Пожелание учителям, которые возьмут на вооружение когнитивной и других компетенций при технологии проблемного обучения:Учитывайте возможности своих учениковСоставляя план урока, исходите из реальных условийОбъединяйте учащихся, сплачивайте коллективДоверяйте, но проверяйтеИтоговый анализ – итог успешной работы в дальнейшем