Доклад:Формирование зкологической культуры младшего школьника в условиях реализациии ФГОС.
Шумилова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
1квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа№1
г. Мончегорска Мурманской области
Формирование зкологической культуры младшего школьника в условиях реализации ФГОС.
Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды»(2013) подисан президентом России В. Путиным в октябре 2012г. В документеговориться,что Год охраны окружающей среды проводиться с целью «…обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду».Будемнадеяться,что исполнение указа не ограничиться торжественными мероприятиями.а послужит стимулом для серьёзных законодательных и практических решений в интересах сохранения природы. Будем также помнить, что право на благоприятную среду невозможно получить от власти,по указу сверху. Его можно только добиться своим активным участием в охране природы.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью школьной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.— Как создать эффективную систему экологического образования в младшем школьном возрасте основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ученика: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. “А что я такого сделал?” – отвечают они на мой вопрос: “Зачем?”. “Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.
Что такое экология?
Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука). Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией. Конечно, экология — наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
— все связано со всем; — все куда-нибудь девается; — все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром); — природа знает лучше.
Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об этом часто и не подозреваем. Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Иногда обычная информация о количестве различных выбросов в окружающую среду или предупреждение об усилении загрязнения атмосферы в безветренные дни вызывает панику и множество самых разных слухов, не относящихся к реальной ситуации. В то же время мы живем рядом с источниками экологической опасности, не зная об их влиянии на наше здоровье, выращиваем овощи рядом с автотрассами, где велико загрязнение среды выбросами транспорта, купаемся и ловим рыбу в реках рядом с трубами сточных вод, обрабатываем свой огород большим количеством ядохимикатов, сами создаем свалки рядом со своими домами и делаем многое другое, чего делать ни в коем случае нельзя. Одновременно мы считаем, что повлиять на состояние окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, и что от нас ничего не зависит. Более того, воспитывалось именно потребительское отношение к природе, стремление ее завоевать и улучшить по своему усмотрению. Взрослым людям, воспитанным на таких позициях, сейчас очень трудно изменить свои взгляды на окружающую среду. Надежда — на подрастающее поколение, которое мы должны воспитывать по-новому.По мере развития общества экология все больше приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей.
В последние годы бурно развиваются новые направления экологии — социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология, экология человека, видеоэкология и другие. От проблемы «организм — среда» экология подошла к проблеме «человек — природа». Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость экологического образования, начиная с самого раннего возраста. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения человека. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным.Часто можно услышать выражения «плохая («хорошая», «ужасная») экология». Однако следует помнить, что экология как наука не может быть плохой или хорошей (мы же не говорим «плохая» физика или математика). Оценивать можно только экологическую ситуацию, обстановку (нормальная, плохая, опасная, безопасная и т.п.).
Занимаясь экологическим образованием, мы сталкиваемсяс необходимостью понимания ряда терминов. Определения этих терминов при работе с детьми должны быть адаптированными.
Биосфера — одна из оболочек Земли, в которой обитают живые организмы. Она включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и часть литосферы. Определение биосферы было дано В.И. Вернадским. В биосфере все живые организмы тесно связаны между собой.
Ноосфера. Ноосфера — это биосфера, измененная человеком, «сфера разума», по В.И. Вернадскому. Ученый верил, что разум человека создаст особую среду, в которой человек сможет жить в относительной гармонии с природой. Однако в настоящее время многие специалисты сомневаются в реальности такого исхода.
Экосистема. Это устойчивое сообщество живых организмов и его среда обитания, которые тесно связаны между собой. Экосистемы могут быть очень разными — от огромных экосистем тропических лесов до небольших экосистем пня, аквариума. Термин предложен английским экологом А.Тэнсли. Экосистемами являются и отдельный биоценоз, и биосфера в целом.
Окружающая среда. В методической литературе природу иногда не отделяют от окружающей среды, хотя сделать это несложно: окружающая среда включает как природную, так и искусственную (созданную человеком). В окружающей среде природа развивается не только по своим законам, но и под воздействием человека.
Местообитание. В природе каждый вид имеет свое местообитание. Для медведя местообитание — лес, для щуки — река, для муравьев — небольшая опушка. Иногда местообитанием называют нору животного. Это неверно, так как понятие включает всю территорию, на которой живет, охотится, передвигается животное.
Экологические факторы (факторы среды) — это, во-первых, условия (температура, обеспеченность водой, освещенность, соленость воды) и, во-вторых, ресурсы (все то, что организм потребляет или использует для своего существования, например, пища). Экологическая ниша. Употребление в этом словосочетании слова «ниша» приводит к тому, что многие педагоги представляют себе экологическую нишу как некое углубление, укрытие. На самом деле это определенное место в пространстве, пища, которой питается животное или растение, время, когда он это делает (например, по образу жизни различают ночных и дневных птиц, зверей, насекомых).
Сообщество (биоценоз). Биоценоз — совокупность живых организмов, обитающих на определенном пространстве. Примеры биоценозов: лес, луг, водоем. Выделяют фитоценоз (сообщество растений) и зооценоз (сообщество животных).
народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном Биогеоценоз — это совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горных пород, гидрологических условий, растительности, животного мира, мира микроорганизмов и почвы). То есть, помимо живых организмов, биогеоценоз включает и связанные с ними компоненты неживой природы.
Современное экологическое образование
1. Традиционные для отечественной педагогики (К.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой) подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевал, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка. Так, В.Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею.С именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в школьных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должно быть тесно с ним связано. Однако механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование не представляется правомерным. Кроме того, природоохранный аспект ознакомления с природой в течение длительного времени (50—80-е годы) отражал характерные для того времени взгляды на всемогущество человека как хозяина, покорителя природы.
2. Народные традиции. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.
3. Современная школьная экология. По мнению ряда специалистов, образование выполняет в обществе роль главного системообразующего фактора. Высокое качество образования - залог и развития общества, и формирования личности.Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой. Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовать в рамках урока. Решение задач, стоящих перед учителем, осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.Существуют три основных типа внеклассных занятий: индивидуальные, групповые и массовые.Индивидуальная работа тесно связана с приобщением учащихся к чтению и реферированию научно- популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов. В экологическом образовании школьников велика роль массовых экологических конференций, праздников, ролевых игр. В игре школьники психологически готовятся к реальным экологическим ситуациям, учатся понимать отношение людей к природе, овладевать приемами общения с товарищами.Конференции целесообразнее всего проводить на темы, которые связаны с экологическими проблемами региона и населенного пункта. Главная задача учителя - привлечь учащихся к активной подготовке выступлений не только на основе реферирования литературы, но и с использованием данных, полученных в результате эксперимента, личных наблюдений в природе.Только сочетание всех типов внеклассной работы, построенных на основных принципах экологического образования, позволит решить задачи, стоящие перед учителем.
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
пониманию самоценности природы;
осознанию ребенком себя как части природы;
воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
усвоению азов экологической безопасности;
усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Цели и задачи экологического образования
Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).
Специалисты в области экологического образования указывают и на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина:«Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.
Под экологическим образованием младших школьников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития учащегося:
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ученика (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Принципы отбора содержания экологического образования
Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым учителем.который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество! Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Исходя из этого, я предлагаю выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования младших школьников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.), и принципы, свойственные именно экологическому образованию. Научность. Принцип научности предполагает знакомство младших школьников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», т. е. «сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания». В то же время автор отмечал, что, с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой — не следует давать знания, которые превышают их умственный уровень развития.Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относится к знаниям о природе, однако нередко эти знания они черпают из рекламы, мультфильмов.
Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему мы пока еще уделяем крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
Прогностичность. Для младшего школьника данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты» (или окружающей среды, как это нередко предлагается!). Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Так, Г.А. Ягодин отмечал, что «экологическое образование — это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни... Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение». Одно дело — провести беседу о правилах поведения, и совсем другое — создать условия, в которых ребенок смог бы реализовать эти правила на практике. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых принимают учащиеся.
Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка.
Целостность. Этот принципотражает прежде всего целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с учащимися также должен строиться с учетом целостного подхода.
Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования. Его применение означает, что в качестве примеров должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, учитель обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения.
В настоящее время специальная литература, конспекты занятий по экологии нередко содержат негативную информацию, катастрофизм. Распространено представление о том, что чем страшнее и эмоциональнее (со знаком минус) будет подана информация для ребенка, тем эффективнее окажется результат. Уже в пятилетнем возрасте детям рассказывают о кислотных дождях, которые «отравили землю» («страшный дождик, опасный и ядовитый», после которого «...пожелтели листья, пожухла трава, а на помидорах и огурцах появились черные пятна»), об «отравленном воздухе», «воде, которую невозможно пить». Особенно такой негативизм характерен при рассмотрении темы об исчезнувших, редких животных, растениях, которые «умирают, погибают» и которых человек должен спасти. Однако при этом ребенку не дается информация о том, как именно можно это сделать, как люди могут спасти «умирающую землю» и т.д. Результат «тревожного» подхода хорошо прослеживается и в ряде рисунков, создаваемых детьми.Так, на выставках можно увидеть детские рисунки, плакаты, на которых природа, будущее людей изображаются исключительно в темных, мрачных тонах, а надписи пестрят словами «тревога, умирают, просят о пощаде, экологическая катастрофа» и т.п.Задачи же экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» — вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира.
Регионализм. В работе с младшими школьниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Формирование же экологических представлений (в том числе и о различных экологических проблемах) ребенка, навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с помещением школы, класса и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером. Для целей экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные для детей, сущность которых они могут познать в процессе детской деятельности.Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Это очень важный момент, так как опыт показывает: многие ученики лучше знают представителей животного, растительного мира тропических лесов, чем обитающих рядом с ними. Поэтому крайне важно показать ребенку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.
Системность. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности.важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности имеет особое значение в обучении школьников т. к. его применение способствует их умственному развитию в целом. В экологическом образовании принципы систематизации знаний обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.
Преемственность. Принципиальная особенность системы экологического образования — это преемственность всех ее звеньев. Как правило, выделяют несколько ступеней (уровней, звеньев) системы непрерывного экологического образования: детский сад — школа — вуз — повышение квалификации специалистов — население.Проблема преемственности в содержании экологического образования дошкольников и учеников начальной школы заключается в упорядоченности, отборе основных компонентов этого содержания, соответствии их друг другу, реализации принципа системности на обеих ступенях, отработке системы усложнения знаний по нарастающей, в зависимости от возраста ребенка.
Включение в содержание ряда проблем социальной экологии способствует осознанию ученика своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Ребенок знакомится с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, в доме.
Экологическое образование в семье
Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.
Цель экологического образования в семье - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром. Направления экологического образования в семье: обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
формирование у членов семьи культуры потребления и понимания - необходимости вторичного использования бытовых отходов;
осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;
организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.
Мотивацией для эффективного объединения здоровых сил общества может стать желание создания здоровой семьи – тема, которая является актуальной практически для каждого человека, вне зависимости от его образования, служебного положения и местожительства. Современный человек осознает, что семья является главной, важнейшей ценностью жизни. Ставится и решается логическая задача: «От здоровой семьи к здоровому обществу». Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Правда, социологические исследования свидетельствуют, что сегодня степень озабоченности населения, его информированность и активность по поводу экологических проблем находятся на низком уровне и не зависят от возраста, что делает проблематичным высокую эффективность экологического воспитания и образования в семье. Семья - "общество в миниатюре" и от нее во многом зависит решение исторической задачи современного общества по достижению устойчивого развития. Формирование личности ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбирая жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя.Экологическое воспитание будет успешным, если:
* взрослые члены семьи сами владеют знаниями об окружающей природной среде, демонстрируют рачительное хозяйствование на Земле (в своем дворе, на садовом участие и пр.). Своим примером утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют этические нормы поведения в природе;
* используются семейные традиции (родился ребенок - посади дерево, знакомство с жизнью Природы в разные времена года в ходе семейных походов и во время семейного отдыха и пр.).
Главное для учителя – сделать родителей своими союзниками, своими помощниками в кропотливой работе по воспитанию бережного отношения к природе
Технология опыта
В описании технологии опыта своей педагогической деятельности считаю целесообразным определить цели своей работы.
Конечная цель экологического воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.
Технологию опыта представляю через алгоритм поэтапного формирования экологической культуры у школьников:
Подготовительный этап.
Определяются цели, обязательный минимум содержания экологического образования;
Выбрана программа преподавания окружающего мира. (А.А. Плешаков, программа курса « Окружающий мир»);
Урочные занятия дополняются занятиями курса внеурочной деятельности «Школа юного краеведа», «Мир, в котором я живу».
Этап внедрения технологии.
Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников. Основными видами урочных и кружковых занятий являются: учебные занятия, игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные) и др.;
Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность, путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;
Этап совершенствования.
Организация системной работы;
Содержательное расширение практической деятельности. Презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;
Сотрудничество с экологическими организациями ( « Зоомир» (центр доп. образования «Полярис», городской «Экопарк»)
Участие в экологических конкурсах различного уровня.
Мониторинг эффективности технологии.
Проведение мониторинга:
Сформированности у учеников системы знаний;
Осознанного ценностного отношения школьников к природе.
Эффективность экологической культуры возрастает при широком использовании активизации познавательной деятельности как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Экология на уроках - это связующее звено между различными предметами
Урок как форма обучения существует более 300 лет и попытка замены урока другими организационными формами пока остается на уровне эксперимента. Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира (“Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова) ).Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Особое внимание уделяю раскрытию экологических связей, что значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.Несмотря на то, что формирование экокультуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу нужно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы.Такая работа требует от учителя не только владения содержанием и методикой начального обучения по предметам, но и глубоких экологических и краеведческих знаний.
* Дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.
* Предметы эстетического цикла (литературное чтение, изо, технология, музыка) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде. На уроках чтения произведения писателей-натуралистов позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы.
* На любом этапе урока русского языка можноиспользовать элементы экологического образования. Многие словарные слова обозначают название растений и животных.Учащиеся рассказывают всё,что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами,обозначенными этими словами. Нравиться детям игра, которую мы проводим на уроке. Экология собственного «я» включает в себя культуру нашей речи. Работу по формированию экокультуры провожу на основе специально подобранных текстов краеведческого характера,.Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой. В программе экологического воспитания выделяюследующие направления работы:
Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Работа по данным направлениям реализую при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках внеурочной деятельности экологического кружка «Край, в котором я живу» На занятиях кружка я использую следующие формы работы:
Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);
Экскурсии в природу.
Беседы, доклады, сообщения.
Выпуски стенгазет.
Экологические игры.
Экологические праздники ,утренники.
Исследовательские проекты.
Экология и оригами.
Экологические проекты.
Экологические рассказы – задачи.
Творческая экологическая работа.
Экологические презентации.
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.
Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет.
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.
Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.
Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой. Совершаем эколого-познавательные туристические походы и проводим экологические игры на местности.
Продолжаем изучение природы родного края, для чего совершаем экскурсии позаповедником Мурманской области.Совершили экскурсии в Мурманский дельфинарий и зоопарк.Посещаем в «Полярисе» (центр доп. обр.) зооуголок, Мы частые гости Экопарка .С помощью родителей изготовили и повесили 12 кормушек и 9 скворечников.
Провели праздники, классные часы, игры, викторины, конкурсно - познавательные программы по экологической тематике: «Поле чудес»(1кл.), «Знаете ли вы этих животных?»(2кл.), «Наши друзья- птицы» (3кл.), «Теремок – сказка на экологический лад (по мотивам сказки С. Я. Маршака) (3кл.). « Папа, мама, я - экологическая семья», (4кл.); :экологические часы:«Грибная карусель», « В защиту родной природы» , «Мы в ответе, за тех ,кого приручили») и другие.
На занятиях нашего экологического кружка в Музее цветного камня им В. Н.Дава мы с ребятами проводим большую работу. Мы стараемся не только не навредить природе, но и помочь ей. Ребята нашего кружка являются активными членами Детского объединения «Город в красивой тундре» где они изучают программу «Полуостров сокровищ» (3-4кл.), выполняют творческую работу по экологическому воспитанию « Мы друзья природы». Для этого знакомятся с работой таких организаций, как:
«Гринпис»
«Ассоциация Экологического образования»
«Всемирный фонд охраны природы»
«Экологическое содружество»
«Фонд охраны дикой природы» и др.
«Принимаем участие в таких акциях, как:
«Покормите птиц зимой»
«Скворечник»
«Укрась кусочек планеты»
«День Земли»
«День птиц»
«День воды»
«Письмо жителям планеты Земля»и др.
Активно сотрудничаем с экологическим центром (доп. образования) «Полярис»
Облагораживаем пришкольный участок, на котором имеем отведенное нам место (реализация проекта «Посади деревце».Есть у нас и планы на будущее:
Составить личную программу здорового рационального питания;
Совершить путешествия “Встречаем рассвет”, “Слушаем тишину природы”;
Провести занятия и по их результатам оформить альбомы: “Юныйфитотерапевт”, “Лесная аптека”, “Природа на службе здоровья”, “Бабушкина аптека” и др.
Формы сохранения результатов учебной деятельности и практических работ учащихся.
Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся используются:
Презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);
Творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;
В форме номеров газет, выполненных ребятами.
В газете обычно отражаются сезонные наблюдения детей в природе, мероприятия по охране природы, жизнь родного края. Газета может быть посвящена какой-то юбилейной дате, например, юбилеям путешественников, натуралистов, специальные выпуски, посвященные экскурсиям, походам, тематическим вечерам.
Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:
Повышение уровня информированности;
Повышение интереса к природе родного края;
Потребность выразить свой интерес в творческих работах;
Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
Выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
Ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
Содержание деятельности и показатели сформированностиэкокультуры младших школьников
Содержание и формы деятельности Показатели сформированности экологической культуры ребенка на разных возрастных этапах
1 класс Наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнение предложенных учителем правил поведения; обращение с представителями животного и растительного мира; эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережное отношение к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней. - Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;
- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы);
- старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;
- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;
- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
2-3 класс Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых. - Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;
- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
4 класс Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. -Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Используемые источники:
1.Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.
2.Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.
3.Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.
4.Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.
5.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль «Академия развития» 1997г.
6.http://festival.1september.ru/articles/213264/