Библиографический обзор В помощь педагогу-психологу. По страницам периодических изданий
Библиографический обзор
Добрый день уважаемые коллеги! Свой сегодняшний обзор я хочу посвятить одной из проблемных тем в целом характерной для современного общества, так и для нас в частности, профилактике суицидального поведения.
Начну я пожалуй с темы конфликтов в школе. В школе важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику. Детям необходимо помочь выжить в современных условиях с наименьшими моральными и материальными потерями. Условием становления нашего общества является способность его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты. Учителю и классному руководителю необходимо обладать этим умением.
В статье педагога-психолога КГУ «Гимназия №27», г. Алматы Гордиенко Н.И. Разрешение конфликтов в классе//Справочник классного руководителя, 2014, №5 (65), С.66-71 говорится о влиянии и причинах возникновения конфликтов в школе. Автор называет следующие виды столкновений: ученик – родитель – учитель – администратор. В статье предложен практикум «Как бороться с конфликтами» в виде теста, потом предлагется обсудить вопросы, например: в чем сходство и различие понятий «спор» и «конфликт», приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию, что является для вас причиной конфликта и другие. Для выявление причин возникновения конфликтов предлагается еще один тест «Уровень конфликтности личности».
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для всех участников, и на этой основе – улучшение их отношений.
В статье заместителя директора по ВР КГУ «Средняя школа №8 им. А.П.Гайдара» г.Степногорска Кучерявенко С.Р. Межличностные отношения в классе//Справочник классного руководителя, 2014, №8 (68), С.52-53 говорится о том, что момент первоначального сплочения коллектива характеризуется сравнительно выской конфликтностью отношений, причины которой разнообразны. Автор предлагает учитывать это классному руководителю. Автор предлагает советы педагогам для смягчения вероятных трений в данном обществе: задавать положительный тон взаимоотношений, внимательно следить за взаимоотношениями, опираться на лидеров, защищать аутсайдеров, не влюблять воспитанников в себя, ставит ребят перед необходимостью сотрудничать, искать точки соприкосновения.
Суицид – это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Иными словами его пнепосредственные причины обчно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок и задумывает самоубийство.
В статьях педагога-психолога КГУ СОШ № 23, г.Уральска Котельниковой Ю.А. Профилактика суицидального поведения//Справочник классного руководителя, 2014,6 (66), С.70-72 и педагога-психолога КГУ Гимназия им. А.М.Горького, г. Костанай Величко Н.Л. Профилактика суицидального поведения//Справочник классного руководителя, 2014, №7 (67), С.66-72 авторы называют мотивы и поводы суицидального поведения: личностно-семейные конфликты, психическое состояние, физическое состояние, конфликты, связанные с антисоциальным поведением, даются рекомендации родителям, предлагается план мероприятий по психологической профилактике суицидального поведения среди детей и подростков.
В унисон с материалом этих статей идет и статья замдиректора по воспитательной работе КГУ ОШ №6 г.Шахтинска Евстигнеевой Л.А. Работа с детьми попавшими в трудную ситуацию//Справочник классного руководителя, 2014, №3 (63), С.61-64. Задачей педагогов является своевременное выявление на ранней стадии процесса социально-проблемной зоны детей и подростков и оказание им поддрежки в виде профилактического воздействия. Приводится алгоритм профилактической работы с детьми, попавшими в ТЖС: выявление детей, изучение социально-проблемной зоны ребенка, профилактические мероприятия, мониторинг.
Семья занимает центральное место в воспитании детей, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. И взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами общества.
Вопросам сотрудничества родителей и школы посвящена статья замдиректора по воспитательной работе КГУ Школа-гимназия №6 им. А.Кунанбаева г.Степногорска Козловой О.А. Повышение роли семьи в воспитании детей//Справочник классного руководителя, 2014, №8 (68), С.54-56. Автор называее задачи сотрудничества:
сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий школы и семьи (осуществлять комплексный подход);
нейтрализовывать возможные негативные влияния на ребенка;
компенсировать и корректировать семйное овспитание совместынми усилиями: выявлять, поддерживать, развивать.
В статье приведен план воспитательной работы по направлению «Семья».
В этом же номере журнала интересная статья педагога-психолога КГУ СШ№8 г. Степногорска Канаевой Е.В. Работа с «трудными» родителями//Справочник классного руководителя, 2014, №8 (68), С. 73-76 говорится о причинах появления «трудных»детей, что в большинстве случаев является следствием воспитания «трудными родителями». Автор называет категорию «трудных» родителей, приводит алгоритм предотвращения конфликтных ситуаций, называет 5 ситуаций, в основе которых лежат традиционные трудности. Даются беспроигрышные установки помогающие педагогу в работе с родителями, дана памятка для родителей.
Все статьи представленные вашему вниманию печатаются в журнале на двух языках, на государственном и русском языках. Вы можете ознакомиться с этими номерами в библиотеке колледжа.
16 января 2015 года библиотекрь Броварник И.А.
15