Фрагмент урока по физике 7 класс Измерение плотности вещества
МБОУ «Гимназия №50»
Канавинского района г.Нижнего Новгорода
Разработка фрагмента урока по физике
с использованием исследовательской деятельности учащихся (ФГОС)
тема: «Плотность вещества»
7 класс
Разработала
учитель физики
МБОУ «Гимназия №50»
Харитонова
Ольга Александровна
Программа основного общего образования по физике 7-9кл.
Авторы: Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская.
Учебник «Физика 7» Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская.
Схема урока по исследовательской деятельности
(согласно методике акад.В.С.Лазарева и А.Ю.Пентина):
Постановка проблемы
проблемы
Обсуждение,
выдвижение гипотез
Гр.1
Гр.2
Гр.3
Гр.4
Планирование
эксперимента
в группах
Обсуждение результатов
каждой группы;
выработка способа
действия
Гр.1
Гр.2
Гр.3
Гр.4
Проведение
эксперимента
в группах
Обсуждение
результатов
эксперимента
Формулировка
выводов
Проект фрагмента урока
«Определение плотности тела»
Лабораторная работа №6
«Измерение плотности вещества»
Этап урока время
Актуализация
знаний Что такое плотность?
Как подсчитать плотность?
В каких единицах выражается плотность?
Что нужно знать, чтобы определить плотность вещества?
Каковы причины различия между плотностями воды и масла, металлического цилиндра и деревянного бруска? 3 мин.
Постановка цели Можно ли определить плотность вещества экспериментально?
Обсудите в своей группе, какой эксперимент вы сможете провести, чтобы определить плотность тела, находящегося на вашем столе?
1 группа 2 группа 3 группа
Деревянный брусок Стакан с маслом Цилиндр из аллюминияДается время на обсуждение плана эксперимента в группах.
Проводится обсуждение плана эксперимента в группах. 5-7 мин.
Планирование экспериментаЗатем каждый эксперимент обсуждается всем классом под руководством учителя. Определяется, что каждая группа должна определить массу и объем тела. Каждая группа рассказывает свой план эксперимента, для чего он проводится, какие величины измеряются, хороший это эксперимент или нет, на что обратить внимание в ходе эксперимента, какие возможны погрешности и как зависят результаты опыта от его постановки и проведения.
Другие группы тоже принимают участие в обсуждении.
1 группа2 группа3 группаДолжна предложить измерить :- Массу тела с помощью весов.
- Объем тела определяется по формуле
V=a.b.c
Длина, ширина и высота бруска измеряются с помощью линейки. Должна предложить измерить:
- Массу жидкости с помощью мензурки и весов. Необходимо взвесить мензурку пустую, а затем с маслом. Определить массу тела, как разницу масс мензурки пустой и с маслом.
- Объем жидкости определяется при помощи мензурки. Должна предложить измерить:
- Массу цилиндра при помощи весов.
- Объем цилиндра определяется с помощью мензурки с водой (по изменению объема воды при опускании в нее цилиндра).
10 мин.
Проведение эксперимента После обсуждения плана эксперимента, каждая группа проводит свой эксперимент и определяет плотность своего тела.
Результаты оформляются в виде таблицы (заготовку которой каждая группа получает вместе с приборами). Измеряемые величины в таблицу каждая группа вписывает сама. Значение измеренной величины записываются в результате эксперимента.