«Создание оптимальных условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей».
«Создание оптимальных условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей».
ГБОУ Школа №2115
учитель физической культуры
Петросян Лилит Герардовна
«Главное - это не рекорды. Главное становиться лучше себя
вчерашнего и стремиться завтра к себе лучшему, чем сегодня».
Соловьева Е.Н.
Развитие двигательных возможностей любого человека является важным условием его жизнедеятельности. Высокий уровень проявления физических качеств и здоровья обучающегося тесно взаимосвязаны между собой. Важнейшей составляющей выявления уникальных способностей учащихся в школе является вовлечение в физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.
Важными ориентирами в физкультурно-спортивном направлении и одаренности личности, также в воспитательных целях необходимо считать:
Формирование осознанного отношения к физической культуре и спорту у обучающихся образовательной организации и формирование мотивации к регулярным занятиям.
Воспитание физической культуры личности через привитие нравственных ценностей и идеалов путём интеллектуального, творческого и физкультурно-спортивного развития.
В мире современных инновационных технологий, расширяющегося информационно-коммуникативного пространства и внедрения ФГОС необходимо применение новых и подходов к образованию нового формата, отвечающих сложным, неоднозначным вызовам современных требований.
Предлагая ученику определенную сумму знаний, учитель дает ему первотолчок к саморазвитию, ту мотивацию, благодаря которой человек будет искать и раскрывать смысл своей жизни, определять траекторию своего уникального жизненного пути. Нам необходимо заинтересовать и заставить поверить его в свои возможности – это будет инициировать ученика, и определять его стремление к познанию. Мотивация, как предметно-направленная активность определенной силы – это специфическое отношение к познанию. Изучением мотивации занимались многие педагоги и психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее трактовки (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, О.Ю. Михайлова, B.C. Мухина, В.Ф. Петренко, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Несмотря на специфику определений в различных теоретических контекстах, чаще всего мотивация определяется, как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. [3]
Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью принято выделять также психомоторную или спортивную одаренность.
Насколько исследована соревновательная мотивация, то в основном - это в контексте организации спортивных состязаний. Игры и соревнования помогают детям освоить произвольное поведение, поскольку соблюдение правил требует постоянного управления собственным поведением. Если обратиться к современной социальной психологии, то можно увидеть, как глубоко рассматривается эта проблема. Существует такое понятие, как "фасилитация", а в контексте феномена "фасилитация – ингибиция", оно рассматривается и используется, как функционально-ролевое влияние и взаимовлияние членов интересующей нас группы. Этот эффект может оказаться существенным ресурсом для достижения поставленных целей. [4]
С давних пор соревнование широко применялось в педагогике для увеличения силы мотива учения: Еще Ян Амос Коменский в 1653 году в «Правилах поведения, собранных для юношества», рекомендовал школьникам состязаться в прилежании. А в начале XX века рядом исследований было установлено, что нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность (В.М. Бехтерев, Н. Трипплет, Ф. Олпорт). Даже воображаемая связь (заочный контакт) может стимулировать, человека. Это явление получило название «эффект соперничества». [5]
Работа с одарёнными детьми на уроках физической культуры и во внеурочное время – процесс очень интересный и сложный.
Целью уроков физической культуры является не только общее физическое развитие и оздоровление учеников, но и развитие потенциала, самостоятельности, творческих способностей и общего мышления учащихся. Перед учителем физкультуры стоят задачи: обучить школьников доступным для их возраста физкультурным знаниям, и двигательным умениям, навыкам и способам физической деятельности и применять полученные знания и умения в повседневной практике, а так же выявить среди них спортивно одаренных ребят. В ходе решения вытекающих задач вносится существенный вклад в развитие социалистической личности, особенно в воспитании социалистического сознания учеников. Высокие физические, психические и интеллектуальные требования, предъявляемые к учащимся у которых физические возможности и двигательная активность выше требуемых норм весьма продуктивны. Принцип работы с одаренными детьми должен быть комплексным, состоящим из последовательного и грамотного подхода учителя:
В начальных классах, проводя мониторинг общей физической подготовленности школьников, можно выявить одаренных детей на начальных стадиях и привлечь их к регулярным занятиям физической культуры и к посещению спортивных секций.
Необходимо привлекать родителей к совместной деятельности, ведь родители занимают ключевое звено в работе с одаренными детьми.
Немаловажную роль для одаренных детей играют тестовые нормативы и соревнования, когда они проходят не только между ними, но и со старшими учениками, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.
Примером собственного опыта могу представить учащихся, которые год назад показывали средние результаты в тестовых нормативах, но способные и перспективные. Мною была разработана специальная программа для развития их потенциальных способностей и возможностей, как на уроке, так и внеурочное время. В результате на школьном этапе Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре они стали победителями (Богданов Максим «9 Б», Яхин Эмиль «9 Б»).
Система работы с одаренными детьми должна быть выстроена по тщательно подготовленному плану, который соответствовал бы индивидуальным способностям каждого ребенка, чтобы им было интересно учиться, самореализовываться, показывая пример сверстникам.
Некоторые считают, талант есть, то человек пробьется сам. Оказывается, нет: кто-то пробьется, а кто-то зачахнет, погаснет. Цель учителя физической культуры, как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы и возможности.
Литература:
«Игра и оздоровительная работа в школе» - О.А Степанова, серия «Игровые технологии», Москва
ООО «ТЦ Сфера», 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.;
«Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» - Е.А.Ковалёва, серия «Азбука развития», Москва, ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007 г.,-189 с.,
ISBN 978-5-91213-003-8;
Грекова В. А. Формирование познавательной мотивации старшеклассников в соревновательном образовательном контексте //Российский психологический журнал. Москва, 2009. Том 6. – № 1. – 0, п.л. – С. 91-95.
Тейлор Ш. и др. Социальная психология. СПб., 2004. С. 441.
Социальнаясоциальная фасилитация (Н.Триплетт, 1898, В.Меде, 1920, Ф.Олпорт, 1924, В.М.Бехтерев, 1925
Лейтес Н.С. "Способности и одаренность в детские годы" М., 1984.
Под ред. Лейтеса Н.С. "Психология одаренности детей и подростков" М., Academi A, 1996.
Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание, 1990.
Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", м., 1991.