Выступление на педагогическом совете на тему Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

ДОКЛАД (10 минут)
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Позвольте еще раз представиться – Андреева Людмила Ивановна, учитель музыки.
2 слайд
Хочу начать свое выступление со слов русского ученого и врача В.М.Бехтерева: «Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья».
3 слайд
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.
4 слайд
Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
5 слайд
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Цель здоровьесберегающих технологий:
отдых центральной нервной системы
профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. 


Задачи:
обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий;
отодвинуть утомление и избежать переутомления.
6 слайд
Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?
В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки:
снимать нервно-психические перегрузки,
восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.
7 слайд
В современной образовательной ситуации актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. При этом учитель музыки должен использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и арттерапевтические.
8 слайд
Арттерапевтические методики используются с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний детей, нормализации эмоционально – волевой сферы личности, способствуют как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению. Именно эти проблемы наиболее остро стоят перед педагогом современной школы.
На уроках музыки я использую следующие виды арттерапии: музыкальную терапию, танцевально – двигательную терапию, фольклорную терапию, цветотерапию, сказкотерапию, драматерапию. Практически на каждом уроке можно применять различные арттерапевтические технологии, учитывая тему урока и его содержание.
Хотелось бы вкратце остановиться на каждом из видов арттерапии отдельно.


9 слайд

Музыкотерапия
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.
Музыкальная терапия может использоваться в процессе, как слушания музыки, так и музицирования. И, прежде всего, основана на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности
Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.
Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, положительно влияет на их психоэмоционольное состояние.
Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться пение и игра на музыкальных инструментах.
Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.
Инструментальное музицирование предполагает использование на уроках музыки и внеурочных занятиях простейших музыкальных инструментов, что усиливает терапевтический эффект занятий – развитие активности мелкой моторики пальцев, расширение объема дыхания, развитие слуховых анализаторов, контролирующих качество интонирования и пр.

10 слайд
Танцевально-двигательная терапия
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.
Танцевальные движения непосредственно контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Исходя из этого, в уроки музыки целесообразно включать разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку.Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
11 слайд
Фольклорная терапия
  Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой , движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок- обряд,урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.  
  12 слайд
Цветотерапия и терапия изобразительным искусством
Цвет, как и музыка, может быть индикатором и регулятором эмоциональных состояний человека. Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить их в рисунке.
Произведения изобразительного искусства, используемые на уроках музыки, имеют не только образовательный, но и арт– терапевтический потенциал, влияя на личностное развитие обучающихся.
На своих уроках я практикую просматривание слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи. Как фон к этим слайдам используется классическая музыка спокойного характера. Я сама создаю слайд-шоу, презентации с использованием пейзажей разных художников.

13 слайд
Мои воспитанники с удовольствием иллюстрируют прослушанный музыкальный материал, с помощью цвета передавая возникшие впечатления («Утро» Э.Грига, «Щелкунчик», «Времена года» П. Чайковского, «Садко» Н. Римского – Корсакова и др.).
В процессе такой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости.

14 слайд
Сказкотерапия
  Сказкотерапия смыкается с музыкой, прежде всего, через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке.
Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Психолого–педагогический и здоровьесберегающий потенциал сказок состоит в возможности развития личности ребенка и определяется следующими ее особенностями:
сказка – это кладезь мудрости, эталон образного восприятия мира;
сказка помогает понять, как нужно поступать в реальной жизни, как выходить победителем из сложной ситуации, как побеждать зло;
сказки дают ребенку чувство психологической защищенности.
Я использую приемы сказкотерапии при изучении следующих музыкальных произведений: « Снегурочка» Н. Римского – Корсакова, «Петя и Волк» С. Прокофьева, Руслан и Людмила» М. Глинки и др.
  

15 слайд
Драматерапия.
Драматерапия или театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.
Существенной основой для использования драматерапии в школе является создание учителем психолого – педагогических условий для «всплеска» детьми их чрезмерных эмоций в процессе музыкально – сценического творчества.
Разыгрывание детьми сюжетов песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определенных жизненных ситуаций, дает возможность ребенку для осмысления этих ситуаций, позволяет ему как бы взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счете, преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.

16 слайд
Улыбкотерапия
Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.


17 слайд
Современные учебные программы по предмету «Музыка», отражают новое направление отечественной музыкальной педагогики. В них получили развитие лучшие традиции отечественной школы массового музыкального образования и воспитания.
Программа «Музыка» для 1-9 классов (авторы:В.В.Алеев –Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак), которую я использую в качестве работы по своему предмету «Музыка», направлена не только на формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, но и предполагает широкое применение арт- терапевтических технологий и приемов.
Это является не только эффективным методом сохранения эмоционального и физического здоровья школьников, но и помогает корректировать эмоциональное состояние детей, формирует коммуникативные навыки, повышает самооценку, снижает уровень тревожности.

18 слайд

Делая вывод из всего вышесказанного, отмечу, что использование арттерапевтических технологий на уроках музыки способствует сохранению здоровья школьника, а также развивает музыкальные, творческие и духовные способности детей.

19 слайд
Спасибо за внимание!












15