Урок по технологии «Рациональное питание»

Класс: 5 класс
Тема урока: Рациональное питание.

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья.

Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с понятием рациональное питание, с принципами здорового питания на материалах современных исследований;
- Повышать активность учащихся на уроке;
-Работать над сознательным усвоением материала.

Воспитательные:
- Воспитывать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- Воспитывать негативное отношение к вредным продуктам питания;
- Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения.

Развивающие:
- Формировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания;
- Вырабатывать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона.

Тип урока: комбинированный – изучение нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование:

Раздаточный материал.
Тест «Грамотно ли вы питаетесь?»
Компьютер.
Медиапроектор.
Экран.
Учебник.
Рабочая тетрадь.











Ход урока.


I Рефлексия на начало урока.
У: Здравствуйте, ребята! Ребята, я пришла на сегодняшний урок в прекрасном солнечном настроении. И я рассчитываю на совместную активную и плодотворную работу на уроке. Хотелось бы, чтобы вы тоже выразили своё сегодняшнее настроение. (Дети поднимают и показывают всем «Солнышко» или «Тучку»)

Организационный момент.

II Актуализация знаний учащихся.
- Прежде чем объявить тему нашего урока, я задам вам несколько вопросов, ребята, а вы ответите на них, подняв руку.
- Вы любите болеть?
- Почему?
- Почему болеть - плохо?
- Значит, здоровым быть лучше.
- А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще?
- Как вы его понимаете?
- Зачем нам нужно здоровье?
- А кто из вас считает себя здоровым на 100 %?
- Почему?
- Как вообще определить, здоровы ли мы или нет?
- Что мы с вами можем назвать показателями здоровья?
(ответы детей)
Стройность, общий тонус, хорошее самочувствие, активность, настроение, состояние отдельных органов организма - органов дыхания, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы, кожи, волос, ногтей.

- Ребята, а от чего же зависит наше здоровье?
- Давайте с вами определим факторы, влияющие на наше здоровье.

Итак, мы выяснили, что основными факторами являются экология, наследственность, образ жизни. А как вы думаете, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?
(ответы детей)

Подчас, чтобы быть здоровыми, мы подвергаем себя таким испытаниям: то голодаем, то "чистимся", то лечимся.


А может, лучше придерживаться законов правильного образа жизни?
(ответы учащихся)
Правила здорового образа жизни:


1. Правильное питание;

2. Сон;

3. Физическая активность

4. Закаливание.

5. Отсутствие вредных привычек.

6. Режим дня.

Мы уже рассмотрели с вами на уроках такие составляющие здорового образа жизни, режим дня, режим сна и отдыха, двигательную нагрузку и закаливания, а сегодня мы с вами поговорим о рациональном питании.

Объявление темы урока.
Постановка целей.

- Человек есть то, что он ест.
Вы согласны с этим утверждением? Почему?
(ответы детей)


Если правильно питаться, снижается заболеваемость, улучшается психологическое состояние, поднимается настроение, а самое главное повышается работоспособность и интерес к работе и учебной деятельности. Также решится разом множество проблем: внешний вид, вес, здоровье и бюджет.


Тест «Грамотно ли вы питаетесь»?

Давайте проверим себя, насколько мы питаемся правильно.
Тест «Грамотно ли вы питаетесь»?

1. Сколько раз в день вы едите?
а) четыре раза;
б) три раза;
в) два раза.

2. Вы завтракаете:
а) каждое утро;
б) только по выходным;
в) крайне редко, почти никогда.

3. Что вы едите по утрам?
а) кашу, йогурт и какой-то напиток;
б) бутерброды или яичницу с беконом;
в) ограничиваетесь чашечкой кофе или чая.

4. Часто ли вы в течение дня перекусываете?
а) стараюсь этого избегать;
б) пару раз;
в) постоянно что-то грызу и кусочничаю.

5. Как часто вы едите свежие овощи, фрукты, свежие салаты?
а) каждый день и не по одному разу;
б) три-четыре раза в неделю;
в) один- два раза в неделю.

6. А как часто балуете себя пирожными и шоколадками?
а) не чаще раза в неделю;
б) пару-тройку раз в неделю;
в) не могу обойтись без сладостей ни дня.

7. Любите вы бутерброды с салом и копченой колбаской?
а) почти не притрагиваюсь к такой пище;
б) иногда с чайком или кофейком не отказываю себе в удовольствии;
в) только на них и живу.

8. Сколько раз в неделю вы едите рыбу?
а) два-три раза или больше;
б) у меня один рыбный день в неделю;
в) раз в две недели, а то и реже.

9. Как часто вы едите белый хлеб и сдобные булочки?
а) раз в день или вообще обхожусь без них;
б) два раза в день;
в) во время каждого приема пищи.
10. Сколько чашек кофе вы выпиваете в день?
а) одну или вообще не пью;
б) примерно три-четыре;
в) даже не считаю.


Результаты теста.
Ответ «а» - 2 очка, «б» - 1 очко, «в» - 0 очков.
Подсчитаем очки:
16 - 20 очков. Вы питаетесь грамотно. Ограничивать себя в чем-то у вас нет причин. Старайтесь лишь, чтобы еда была разнообразнее.
11- 15 очков. Вы - сторонник «золотой середины». Можете и позволить себе лишнего, но потом быстро приводите питание в норму.
0 - 10 очков. Вам необходимо воздерживаться от пищевых излишеств. Иначе неизбежно начнутся серьезные проблемы не только с лишним весом, но и с пищеварительной системой.

III. Объяснение нового материала. Основная часть.
Мы видим, что не все и не всегда питаются правильно. Давайте теперь разберёмся, как нужно питаться, чтобы быть здоровым и красивым.
Итак, рациональное питание – это разнообразное питание с учетом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. (запись в тетрадь)
Рациональное питание является важнейшим условием здоровья человека и его работоспособности.
С пищей человек получает все необходимые элементы, требующиеся для роста и развития и обеспечивающие организм энергией, необходимой для жизнедеятельности.
Необходимые организму питательные вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Рационально питаться - значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все эти вещества.
Теперь давайте подробнее рассмотрим каждую группу этих веществ.

Доклады детей.

А теперь давайте подумаем, какое сочетание этих продуктов и в какой пропорции будет правильным.
Пирамида питания.
А теперь давайте подумаем, какое сочетание этих продуктов и в какой пропорции будет правильным.
Больше всего следует потреблять сложных углеводов, чуть меньше овощей и фруктов, которые желательно включать в каждый приём пищи, Следующей ступенью являются белки из разных источников. И совсем чуть-чуть,а желательно вообще от них отказаться, сладости, газированную воду и т.д.


Правила питания. (Работа с учебником)
Давайте подумаем, какие правила нужно соблюдать, чтобы питаться правильно?
Если вы сомневаетесь, вам поможет стр.136 учебника.
(ответы детей)
Правильный режим питания. Принимать необходимое количество пищи в определенное время.
Умеренность в употреблении пищи. Количество потраченной человеком энергии должно быть равно энергии, полученной им с пищей.
Разнообразие питания.
Относиться к еде с уважением и ответственностью. Во время приёма пищи не следует смотреть телевизор или слушать радио.
Каждый кусок желательно пережевывать очень тщательно, делая не менее 30 жевательных движений.

Режим питания.

Как вы думаете, сколько раз в день человек должен принимать пищу?
(ответы детей)

Оптимальным считается 4-х разовое питание с 3-часовым перерывом между приёмами пищи.

Завтрак
Обед
Полдник
Ужин

В связи с тем, что вы каждый день посещаете школу, ваше питание имеет немного иную схему.

Завтрак – 8.00 – 8.30
Школьный завтрак – 11.30
Обед – 14.30 – 15.00.
Ужин – 18.00 – 19.00

Перед сном целесообразно выпить стакан кефира.

IV. Закрепление.
Работа в парах.
Составьте примерное меню на день.
1 пара – завтрак
2 пара – школьный завтрак.
3 пара – обед
4 пара – ужин.
Обсуждение.


Работа в парах.
Подумайте, В каких случаях и почему еда может причинить вред.
1 пара – в чем опасность переедания.
2 пара – В чем опасность неумеренного употребления сладостей;
3 пара – в чем опасность использования некачественных или загрязнённых продуктов;
4 пара – в чем опасность недостаточного или однообразного питания.

Питание – очень важная составляющая жизни человека. Про продукты питание придумано очень много загадок, стихов, пословиц и поговорок. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

13. Загадки.
Красная девица росла в темнице, люди в руки брали косы срывали.


Вертится Антошка на одной ножке; где солнце стоит, туда он и глядит.

Стоит Яшка в красной рубашке, кто мимо пройдёт, всяк ему поклонится.

Девица укуталась в листья над грядкой, Выбилась только кудрявая прядка. Одета она в золотую кольчугу- Плотно колечки прижаты друг к другу.



Пословицы.
Я дала вам домашнее задание, чтобы вы нашли пословицы и поговорки про питание, продукты питания.
(Ответы детей)

Первичная проверка знаний. Дифференцированные задания.
Тест:
Перечисли основные типы питательных веществ.
В каких продуктах питания находится белок?
А. творог
Б. чай
В. мороженое

В каких продуктах питания находится минеральное вещество – йод?
А. молоко
Б. Грецкие орехи
В. Морская капуста
4. Если потребление пищи превосходит энергозатраты человека возникает:
А. Дефицит веса
Б. Ожирение


Перечисли основные типы питательных веществ.
В каких продуктах питания находятся простые углеводы?
А. Мясо
Б. Хлеб
3. Шоколад

В каких продуктах питания находится минеральное вещество – кальций?
А. Орехи
Б. Хлеб
В. Сыр

В каких продуктах питания находится большое количество витаминов?
А. Овощи и фрукты.
Б. Сладости.
В. Молочные продукты.


1.Перечисли основные типы питательных веществ.
2.В каких продуктах питания находится белок?
А. творог
Б. хлеб
В. мороженое

3.В каких продуктах питания находится минеральное вещество – йод?
А. молоко
Б. Грецкие орехи
В. Морская капуста
4.. Если потребление пищи превосходит энергозатраты человека возникает:
А. Дефицит веса
Б. Ожирение

1. Перечисли основные типы питательных веществ.
В каких продуктах питания находится белок?
А. творог
Б. чай
В. мороженое

В каких продуктах питания находится минеральное вещество – йод?
А. молоко
Б. Грецкие орехи
В. Морская капуста
4.. Если потребление пищи превосходит энергозатраты человека возникает:
А. Дефицит веса
Б. Ожирение

Перечисли основные типы питательных веществ.
В каких продуктах питания находятся простые углеводы?
А. Мясо
Б. Хлеб
3. Шоколад

В каких продуктах питания находится минеральное вещество – кальций?
А. Орехи
Б. Хлеб
В. Сыр

В каких продуктах питания находится большое количество витаминов?
А. Овощи и фрукты.
Б. Сладости.
В. Молочные продукты?


1.Перечисли основные типы питательных веществ.
В каких продуктах питания находится белок?
А. творог
Б. чай
В. мороженое

В каких продуктах питания находится минеральное вещество – йод?
А. молоко
Б. Грецкие орехи
В. Морская капуста
4. Если потребление пищи превосходит энергозатраты человека возникает:
А. Дефицит веса
Б. Ожирение

1.Перечисли основные типы питательных веществ.
В каких продуктах питания находится белок?
А. творог
Б. чай
В. мороженое

В каких продуктах питания находится минеральное вещество – йод?
А. молоко
Б. Грецкие орехи
В. Морская капуста
4. Если потребление пищи превосходит энергозатраты человека возникает:
А. Дефицит веса
Б. Ожирение

Перечисли основные типы питательных веществ.
В каких продуктах питания находятся простые углеводы?
А. Мясо
Б. Хлеб
3. Шоколад.

В каких продуктах питания находится большое количество витаминов?
А. Овощи и фрукты.
Б. Сладости.
В. Молочные продукты?

Перечисли основные типы питательных веществ.
В каких продуктах питания находятся простые углеводы?
А. Мясо
Б. Хлеб
3. Шоколад

В каких продуктах питания находится минеральное вещество – кальций?
А. Орехи
Б. Хлеб
В. Сыр

В каких продуктах питания находится большое количество витаминов?
А. Овощи и фрукты.
Б. Сладости.
В. Молочные продукты?

Взаимопроверка.

V. Подведение итогов.
Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Что ещё по этой теме вы хотели бы узнать?
Что вам больше всего понравилось на уроке?
Что вам не понравилось на уроке?

Теперь прислушайтесь к своим ощущениям и скажите, какое у вас в данный момент настроение: радостное или грустное? (солнышко или тучка).

18. Выставление оценок.
19. Домашнее задание § 6,3 ответы на вопросы стр.136
Сравните свой режим питания в рабочий и выходной день. Попытайтесь определить, какой режим питания более соответствует условиям здорового образа жизни и почему.



































Рефлексия.
организационный момент.
факторы здоровья
правила здорового образа жизни.
объявление темы урока
постановка целей детьми
постановка целей учителем
человек есть то, что он ест
тест «грамотно ли вы питаетесь?»
результаты теста
рациональное питание – это
с пищей человек получает все необходимые питательные вещества
доклады детей.
углеводы – Василюк Никита
белки – Иванькова Алина
жиры – Лелетко вика
витамины – Романченко вика
минеральные вещества – Гусева Оля
пирамида питания
правила питания (работа с учебником)
режим питания
работа в парах. Примерное меню на день
работа в парах.
- в чём опасность переедания
- в чем опасность неумеренного употребления сладостей
- в чём опасность использования некачественных или загрязнённых продуктов
- в чём опасность недостаточного или однообразного питания

загадки
пословицы
закрепление. Тест.
взаимопроверка
рефлексия 1
рефлексия 2
выставление оценок
домашнее задание.









Тест:
1.Перечисли основные типы питательных веществ.___________________________
_______________________________________________________________________
2.В каких продуктах питания находится белок?
А. творог
Б. чай
В. мороженое

3.В каких продуктах питания находится минеральное вещество – йод?
А. молоко
Б. Грецкие орехи
В. Морская капуста
4. Если потребление пищи превосходит энергозатраты человека возникает:
А. Дефицит веса
Б. Ожирение
_______________________________________________________________________


1.Перечисли основные типы питательных веществ_________________________
____________________________________________________________________
2.В каких продуктах питания находятся простые углеводы?
А. Мясо
Б. Хлеб
3. Шоколад

3.В каких продуктах питания находится минеральное вещество – кальций?
А. Орехи
Б. Хлеб
В. Сыр

В каких продуктах питания находится большое количество витаминов?
А. Овощи и фрукты.
Б. Сладости.
В. Молочные продукты.










1.Перечисли основные типы питательных веществ___________________________
_______________________________________________________________________
2.В каких продуктах питания находится белок?
А. творог
Б. хлеб
В. мороженое

3.В каких продуктах питания находится минеральное вещество – йод?
А. молоко
Б. Грецкие орехи
В. Морская капуста
4. Если потребление пищи превосходит энергозатраты человека возникает:
А. Дефицит веса
Б. Ожирение
__________________________________________________________________

1. Перечисли основные типы питательных веществ___________________________
_______________________________________________________________________
2.В каких продуктах питания находится белок?
А. творог
Б. чай
В. мороженое

3.В каких продуктах питания находится минеральное вещество – йод?
А. молоко
Б. Грецкие орехи
В. Морская капуста
4. Если потребление пищи превосходит энергозатраты человека возникает:
А. Дефицит веса
Б. Ожирение.













1.Перечисли основные типы питательных веществ_________________________
____________________________________________________________________
2.В каких продуктах питания находятся простые углеводы?
А. Мясо
Б. Хлеб
3. Шоколад

3.В каких продуктах питания находится минеральное вещество – кальций?
А. Орехи
Б. Хлеб
В. Сыр

4.В каких продуктах питания находится большое количество витаминов?
А. Овощи и фрукты.
Б. Сладости.
В. Молочные продукты?


1.Перечисли основные типы питательных веществ_________________________
____________________________________________________________________
2.В каких продуктах питания находится белок?
А. творог
Б. чай
В. мороженое

3. В каких продуктах питания находится минеральное вещество – йод?
А. молоко
Б. Грецкие орехи
В. Морская капуста

4. Если потребление пищи превосходит энергозатраты человека возникает:
А. Дефицит веса
Б. Ожирение













1.Перечисли основные типы питательных веществ_________________________
____________________________________________________________________
2.В каких продуктах питания находится белок?
А. творог
Б. чай
В. мороженое

3.В каких продуктах питания находится минеральное вещество – йод?
А. молоко
Б. Грецкие орехи
В. Морская капуста
4. Если потребление пищи превосходит энергозатраты человека возникает:
А. Дефицит веса
Б. Ожирение
_______________________________________________________________________





1.Перечисли основные типы питательных веществ_________________________
____________________________________________________________________
2.В каких продуктах питания находятся простые углеводы?
А. Мясо
Б. Хлеб
3. Шоколад.

3.В каких продуктах питания находится большое количество витаминов?
А. Овощи и фрукты.
Б. Сладости.
В. Молочные продукты?









1.Перечисли основные типы питательных веществ_________________________
____________________________________________________________________
В каких продуктах питания находятся простые углеводы?
А. Мясо
Б. Хлеб
3. Шоколад

В каких продуктах питания находится минеральное вещество – кальций?
А. Орехи
Б. Хлеб
В. Сыр

В каких продуктах питания находится большое количество витаминов?
А. Овощи и фрукты.
Б. Сладости.
В. Молочные продукты?



























Результаты теста.
Ответ «а» - 2 очка, «б» - 1 очко, «в» - 0 очков.
Подсчитаем очки:
16 - 20 очков. Вы питаетесь грамотно. Ограничивать себя в чем-то у вас нет причин. Старайтесь лишь, чтобы еда была разнообразнее.
11- 15 очков. Вы - сторонник «золотой середины». Можете и позволить себе лишнего, но потом быстро приводите питание в норму.
0 - 10 очков. Вам необходимо воздерживаться от пищевых излишеств. Иначе неизбежно начнутся серьезные проблемы не только с лишним весом, но и с пищеварительной системой.





































В чём опасность переедания?












































В чём опасность недостаточного или однообразного питания?

15