План урока по технологи на тему Рациональное питание (5класс)
Класс: 5
Тема урока: «Рациональное питание».
Базовый учебник: Технология .Обслуживающий труд.5кл.: учебник/ О.А. Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э. Маркуцкая.- М.:Дрофа,2014.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Образовательная цель: Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение.
Регулятивные действия: целеполагание, прогнозирование, оценка.
Познавательные действия: ОбщеучебныеКоммуникативные действия: Умение достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.
Формы работы учащихся: фронтальная.
Интерактивная форма обучения: Лекция-беседа.
Необходимое оборудование урока: проектор
Тема: Рациональное питание 5кл.
Цели урока: Познакомиться с основными правилами рационального питания, основными видами питательных веществ и их содержанием в пищевых продуктах. Научиться отличать здоровую пищу от вредной .Оборудование: средства мультимедиа, презентация.
На доске: тема урока.
Ход урока:
-Организационный момент: Проверка готовности к уроку.
-Формулировка темы, целей урока.
Слайд№1 «Рациональное питание»
-Мотивация:
Слайд №2: Демонстрация второго слайда с вопросом: Зачем нам правильно питаться?
Деятельность учащихся: Отвечать на вопрос.
Слайд №3: Запишите значение питания для детей и подростков
Изучение темы:
Слайд№4: Демонстрация четвёртого слайда с вопросом: Почему происходит такое? (на слайде очень худая и полная фигура )Получение ответов и наведение на то, что питание может быть разным.
Слайд№5
Запишите:
Питание-это процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни.
Рациональное питание-это правильное и разнообразное питание, обеспечивающее гармоничное развитие организма.
Слайд№6
Демонстрация пирамиды питания.
Рассказ о том, что: Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды. Продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на нее, Вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.
Первый кирпич пищевой пирамиды – зерновой.
Основание пирамиды образуют цельнозерновые продукты, значение которых часто недооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное. Признайтесь, часто ли Вы едите каши - гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? А их в ежедневном рационе должно быть от 7 до 8 порций.
Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах.
Кирпичи 2-ой и 3-ий - овощной и фруктовый.
Следующий уровень пирамиды - овощи и фрукты (2 отдельные группы).
Овощей в дневном рационе должно быть в среднем 5 порций. Фруктов - от 2 до 4.
1 порция фруктов - это 1 средний фрукт.
Кирпич 4-ый пищевой пирамиды – мясной.
В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба.
Кстати, к этой же группе (а не к группе молочных продуктов) диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 2 до 3 порций .В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мяса в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, ешьте морепродукты (источник кислот омега-3 и омега-6).
Кирпич 5-ый пищевой пирамиды – молочный.
Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2-3 порции (1 порция - 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).Кирпич 6-ой пищевой пирамиды - жиросодержащий, но не жирный.
И на самом верху пирамиды - группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние - источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.
Для нормальной жизнедеятельности школьнику необходим 4-5-разовый приём пищи в течение суток, при этом интервал между приёмами не должен превышать 3,5-4 часа. В течение учебного дня школьнику нужно получить до 55-60% суточной калорийности рациона. Поэтому ребёнку в школе необходимо полноценное горячее питание.
Замена горячей пищи буфетной продукцией ведёт к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ.
Деятельность учащихся : Зарисовать пирамиду в упрощённом виде.
Слайд №7
Пища попадая в наш желудок расщепляется на следующие питательные вещества: 1.Белки.2.Жиры.3.Углеводы.4.Витамины.5.Минеральные соли.
Слайд №8
БЕЛКИ "строительный материал" для всех тканей организма.
В запас белки не откладываются, а излишки выводятся вместе с жидкостью.
«-» Чрезмерное потребление белков может привести к нарушению обмена веществ.
Деятельность учащихся : Конспектировать.
Слайд №9
УГЛЕВОДЫ («бензин»)являются основным источником энергии.«-» Излишек углеводов накапливается в организме в виде жира.
Слайд №10
ЖИРЫ («склад топлива») долговременный энергетический запас, без жиров невозможно усвоение витаминов и минеральных веществ. «-» Избыток жира приводит к образованию бляшек на стенках сосудов.
Слайд№11
ВИТАМИНЫ, (от лат.Vita — жизнь) пищевые вещества, практически не синтезируются в организме человека. Дефицит витаминов является причиной многих заболеваний человека.
Слайд№12
Витамины группы «А» Витамин молодости: Отвечает за состояние кожи, улучшает зрение, помогает расти и развиваться нашему организму.«-»Переизбыток витамина «А» вызывает сонливость.
Слайд№13
Витамины группы «С» Укрепляют защитные функции организма.
Слайд №14
Витамины группы «Е» Недостаток вызывает малокровие, заболевание сердца.
Слайд №15
Витамины группы «В».
Недостаток приводит к утомляемости, судорогам, плохой памяти.
Слайд №16
Витамины группы «Д» Недостаток ведёт к плохому самочувствию и рахиту.
Слайд17
Вывод: Помните! 90 % болезней к нам приходят через желудок.
Слайд№18
Вопросы для закрепления темы:
1.Для чего нужно питаться человеку?
2.Какие витамины вы знаете?
3.К чему приведёт недостаток витаминов в организме человека?
4. Какого витамина не хватает этому человеку?
-Закрепление темы: Практическая работа «Как мы питаемся?».
Задание: Ответить на вопросы.
1.Сколько раз в день нужно питаться? ________________________________________
2.Нужно ли завтракать утром, если ДА, то из чего он должен состоять? _____________________________________________________________________________________________________________________________
3.Нужно ли питаться в школе?
Да (нужное обведи кружком) Нет, почему?
↓ ↓ ↓Организованно Самостоятельно
↓ ↓ ↓
(с классом) ( Горячая пища Булочки,пирожки,чай,сок)
4.Нужен ли в режиме дня полдник, если ДА, то из чего он должен состоять?
__________________________________________________________________
5.Из каких блюд должен состоять ужин? __________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
6.Какая еда тебе нравится больше всего? ________________________________________
__________________________________________________________________
-Домашнее задание.
1.Вытянуть карточку с названием продукта.
(Арбуз, лук, горох, огурец, банан, помидор, кефир, яблоко, картофель, чеснок, сыр…… и т.д.)2.Записать в тетрадь, какие полезные вещества содержатся в данном продукте?
-Подведение итогов за урок.
Вопросы: Что нового узнали? Какие выводы сделали для себя?