Разработка классного часа в 7 классе Рациональное использование времени
Разработка открытого классного часа
В 7 классе
Подготовила и провела:
Реутова Е.В.
2016-17
Разработка открытого классного часа в 7 классе
Тема: «Ценность времени. Как рационально использовать время вообще и время урока в частности»
Цель: Осознание учащимися ценности времени и необходимости его рационального использования. Выработка полезных установок и правил.
Ход урока:
Орг. момент: Приветствие гостей. Объявление темы и цели урока.
Вступительное слово:
Время не стоит на месте, и все это понимают. Так хочется, чтобы каждый прошедший час и даже каждая прошедшая минута не пропадали даром. Но как «подружиться» со временем? Как научиться успевать всё задуманное?
За один и тот же промежуток времени один человек может успеть ну очень много, а другой может и вовсе ничего не успеть. Почему так? Потому что одному из них хорошо знакомы такие понятия, как дисциплинированность и организованность, а другой о них слышал лишь отдалённо.
За час можно посадить дерево или заключить выгодную сделку, за день можно прочитать книгу, прослушать полезный семинар или съездить на важные переговоры в другой город. За месяц можно научиться водить машину, а за год освоить новое ремесло и раскрутить собственное дело.
Но приходилось ли вам задумываться, что ценность имеет даже такой крошечный промежуток времени, как минута? Знаете ли вы, что лишь для тех, у кого «каждая минута на счету» открываются настоящие перспективы? Именно поэтому нужно учиться использовать свое время «на полную катушку», не теряя ни минуты.
Учащиеся делятся на 7 групп, группы получают задания разного характера. Даётся 3-5 мин. на подготовку. Затем начинается основная часть урока, в ходе которой на различных этапах каждая из групп будет выступать с результатами своей работы.
1. Осознание необходимости ценить время.
Творческое задание – группа под номером один рисует на листе ватмана человека, которому вечно не хватает времени. Представители команды «защищают» свой рисунок у доски.
Жаль, всего семь дней в неделе -
Дел навалом у Емели:
В ПОНЕДЕЛЬНИК на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во ВТОРНИК -
Он плетёт слону намордник.
Языком молотит в СРЕДУ
И баклуши бьёт соседу.
После дождичка в ЧЕТВЕРГ
Он пускает фейерверк.
ПЯТНИЦА - тяжёлый день:
Тень наводит на плетень.
И СУББОТА не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день -
Сдвинет шапку набекрень
Потому что ВОСКРЕСЕНЬЕ -
Это праздник и веселье:
И, улёгшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле
Было б восемь дней в неделе -
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
2. Поиск истоков проблемы.
«Убийцы» времени жутко звучит, правда? А ведь они действительно есть целая группа «преступников», состоящая из бесполезных действий, неудачно сложившихся обстоятельств и вредных привычек. Изо дня в день они забирают наше время, мешают сосредоточиться и не дают выложиться на все сто.
«Мозговой штурм». Группа под номером два называет «убийц времени». Два секретаря фиксируют ответы на доске. (Просмотр ненужных телепередач по инерции, глазение в окно, телефонные разговоры, болтовня со встречными друзьями, компьютерные игры, неумение отказывать, природная медлительность, рассеянность, долгое сидение в ванне, беспорядок в личных вещах, ожидание транспорта, простаивание в очереди, отсутствие чувства времени и т.п.)
3. Поиск конструктивных решений.
«Суд присяжных». Группа под номером три выходит к доске. Каждому учащемуся даётся ситуация, которую он должен проанализировать и сформулировать вывод в виде правила, которое поможет рационально использовать время.
Ситуация 1.
В школе Антону задали писать сочинение по литературе. Работа предстояла долгая и требовала сосредоточенности и размышлений. Антон сел за стол и включил на компьютере любимую музыку, чтобы не было скучно. Это был панк-рок. Едва он начал работать, как позвонил приятель. Завязалась интересная беседа. Положив трубку, Антон вернулся к сочинению. Ему потребовался черновик, и он пошёл искать листок. Только сел за стол – вспомнил, что надо иметь перед глазами книгу, по которой задано сочинение. Ну вот и книга на столе. Но что за наказание – под рукой нет карандаша, чтобы делать пометки на полях! Антон долго рылся в портфеле. Наконец, всё было готово к работе. На дворе зима, а на ногах у мальчика тонкие носки. Пришлось идти искать носки потеплее и тапочки. Написав пару строк, Антон проголодался, и отправился на кухню за вкусным маминым пирожком. Наконец, наш герой приступил к работе. А на часах-то уже 10 вечера! Пора принимать душ и идти в постель. Сочинение осталось ненаписанным
(Вывод: приступая к серьёзной работе надо убрать всё, что отвлекает; отгородиться от внешних раздражителей; подготовить заранее всё необходимое; создать комфортные условия на рабочем месте: заранее поесть, одеться, удобно сесть)
Ситуация 2.
Миша проснулся. О, сколько дел у него было сегодня! Вскочив с постели, он стал одеваться. Побежав в ванну чистить зубы, он заметил, что на одной ноге нет носка. Наспех закинув вещи в портфель, он вспомнил, что забыл позавтракать. День в школе прошёл хорошо. На дом задали сделать стенгазету, написать конспект, выучит теорему и раскрасить контурную карту. Едва оказавшись дома, мальчик оказался в растерянности: с чего начать? А ведь надо и маме помочь с уборкой, и телевизор посмотреть, и письмо по электронной почте написать тёте – поздравить с 8 марта. Вечером он метался по комнате – написав заголовок стенгазеты, он яростно набросился на контурную карту. Раскрасив половину, он вспомнил про геометрию. Пробежавшись глазами по чертежу, он подумал, что пора бежать на тренировку. Примчавшись домой, он разложил на столе тетради, набрал в стаканчик воды, приготовил краски, карандаши и схватился за голову. Стол был завален, и такой же хаос был в его голове. Хватаясь за первое дело, он вспоминал о втором, а ведь было ещё и третье, о котором он и вовсе забыл.
(Вывод: необходимо планировать свой день; нельзя хвататься сразу за несколько дел)
Ситуация 3.
Настал вечер и пришло время садиться за уроки. Даша села за стол в своей комнате. Чего здесь только нет! Сотни бумажек: разного формата, разного назначения, разной важности. Канцелярские принадлежности, которых хватит как минимум на десяток человек. Компьютерная мышка, которую под ворохом бумаг можно и не найти. Пара пустых чашек и пачка с недоеденным печеньем. Даже листок чистой бумаги и тот, приходится искать минут 10. А если понадобится найти что-то важное? Часть книг в шкафу, часть – на столе. Вот одинокая тетрадь лежит на кровати. Даша удивлённо подумала: «И почему так много времени уходит у меня на уроки?»
(Вывод: необходимо содержать свой стол в порядке; каждой вещи – своё место)
Ситуация 4.
Митя шёл домой из школы. «Так, - думал он, - в субботу родительское собрание, не забыть бы сказать маме. Рома просил завтра вернуть ему диск. Ещё надо сделать стенгазету. Сегодня я опять забыл принести в школу макулатуру. Вот уже неделю никак не подойду к учительнице по русскому, чтобы узнать график дополнительных занятий. Было ещё что-то важное – но хоть убей – не помню!»
(Вывод: чтобы ничего не забыть, надо записывать – делать памятки, для этого существует ДНЕВНИК)
Ситуация 5.
Закончив большой конспект, Семён устал сидеть на одном месте и решил отдохнуть, а после приняться за другие задания. Он погулял, посмотрел телевизор, поиграл в любимую игру на компьютере. Отдых затянулся и за дела браться совсем не хотелось. А ведь в его обязанности входит и уборка по дому. Вечером мальчик подумал, что опять ничего не успел. Он стал наблюдать за родителями. Папа, закончив писать отчёт, вышел на свежий воздух чтобы помыть машину. Мама, уставшая после энергичной уборки, наоборот, устроилась за столом, чтобы написать письмо родственникам. Он и не догадывался, что его родители именно сейчас отдыхают, поменяв характер деятельности.
(Вывод: когда устал от одного дела, займись противоположным по характеру – и всегда будешь всё успевать)
4. Что в нашей жизни достойно нашего времени?
Время бесценно, ибо жизнь невозможно повернуть вспять. Оно имеет свои отличительные особенности, которые нам не обходимо хорошо знать, и исходя из этого научиться правильно его использовать. Вот некоторые из них:
1. Время быстротечно.
2. То время, что уже прошло, не вернуть и не заменить ничем.
3. Время – это самое ценное, что есть у человека.
И тот, кто не сумеет воспользоваться своей молодостью, будет раскаиваться в старости. Один ученый сказал одному молодому человеку: «Трудись, пока не настало время, когда ты не сможешь этого делать. Я многое хочу сегодня сделать, но уже не могу».
Притча.
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый из которых был не менее трёх сантиметров в диаметре.
После чего профессор спросил студентов, полна ли банка?
Студенты ответили: «Да, банка полна».
Тогда он взял мелкий щебень, высыпал его в банку и немного потряс её. Щебенка заняла свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: «Да, полна».
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: «Да, и на этот раз однозначно, она полна!»
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка это ваша жизнь. Камни это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Щебень это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться щебень и камни. И также в вашей жизни. Если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей.
Сценка-импровизация.
Участник группы 4 стоит у доски.
К нему поочерёдно приходят:
1)Друг, который зовёт развлекаться, гулять после школы, посмотреть телевизор, поиграть в компьютер, телефон.
2)Друг, который зовёт на курсы английского, фотошопа, танцев
3)Здоровье, которое просит им заняться и обещает ещё ему послужить
4)Учитель, который спрашивает о домашнем задании и напоминает о важности образования
5)Бабушка и дедушка, ждущие писем
6)Мама, просящая о помощи – донести тяжёлые сумки
Он всем должен сказать, что у него нет времени.
Вопрос к нему: Кому было сложнее всего отказать?
Кому отказал, но чувствовал, что это неправильно?
А можно ли всем ответить да? От чего зависит количество положительных ответов?
С помощью чего можно добиться, чтобы всем можно было сказать «да»?
Притча.
Однажды, глядя из окна на рыночную площадь, Нахман увидел одного из своих последователей, некоего Хайкеля. Тот куда-то спешил. Нахман окликнул его и пригласил в дом.
Скажи, Хайкель, спросил он, видел ли ты небо сегодня?
Нет, рабби.
А улицу, Хайкель, улицу ты видел сегодня утром?
Да, рабби.
Расскажи мне, что ты видел.
Ну людей лошадей телеги кареты. Торговцев они размахивают руками. Шумят и бранятся крестьяне. Мужики, бабы бегают взад и вперед Вот что я видел.
Эх, Хайкель, Хайкель, покачал головой рабби Нахман, и через пятьдесят, и через сто лет здесь будет улица вроде этой. И другой рынок вроде этого. Другие экипажи будут возить других купцов, и они будут торговать другими лошадьми. Но ни меня, ни тебя уже не будет. Вот я спрашиваю тебя, Хайкель, какой прок в твоей беготне, если у тебя нет времени взглянуть в небо?
5. Разрядка обстановки, активизация учащихся.
Загадки. (Отгадывают участники 5 группы)
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Время
Что возвратить нельзя?
Время
К вечеру умирает,
Поутру оживает.
День
Что за птицы пролетают?
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
Дни недели
Братьев ровно семь,
Вам они известны всем,
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
Дни недели
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
(Новый Год)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
Месяцы
Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет - Последний лист отпадет.
Календарь
Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет.
Времена года
6. Связь слабой успеваемости и нерационального использования времени урока. Рационально использовать время урока, чтобы освободить в жизни место для личного.
Вопрос ко всем: Зачем я прихожу в школу?
Всегда ли дети, приходя в школу, настроены на учёбу? Какие факторы ещё могут их привлекать и мешать учебному процессу?
Чтение притчи о цели Ошо в своих «Притчах путника».
Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество учеников.
Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит.
Первый ученик ответил:
Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем.
Другой ученик произнес:
Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе...
Третий сказал:
Я вижу тебя, мой учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.
Остальные отвечали примерно то же самое.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
А ты что видишь, Арджуна?
Прости, учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:
Знайте: только такой человек может стать Попадающим В Цель.
6 и 7 группа работают в режиме конфронтации: 6 группа отвечает на вопросы, 7 группа – «группа реагирования» - делает выводы и выдвигает конструктивные решения, отвечая на вопрос «а как должно быть на самом деле». Таким образом, формируются 5 правил поведения на уроке.
Разбор урока
1. Что может помешать учителю начать урок?
Опоздания, неправильная реакция на звонок к уроку, отсутствие школьных принадлежностей (Ручки, тетради, линейки и прочего) на парте.
2. Что может помешать учителю качественно изложить материал?
Шум на уроке, отвлекающие факторы.
3. Что может помешать вам хорошо усвоить пройденную тему?
Отсутствие внимания на уроке, занятие посторонними делами, болтовня с соседом, то, что некоторые учащиеся вступают в индивидуальный контакт с учителем без его сигнала или разрешения.
4. Что может помешать вам в усвоении материала следующего урока?
Невыполнение домашнего задания, неготовность к уроку, отсутствие закрепления пройденного материала.
5. Что превращает выполнение домашней работы в неразрешимую проблему, в сущую каторгу, на которую уходит уйма времени?
(плохое усвоение темы – см. пункт 3)
7. Советы по рациональному использованию урока – излагаются 7 группой и записываются на доске секретарём.
Чтение учащимися подготовленных стихотворений, знание пословиц о ценности времени.
Подведение итогов:
Анализ урока: Достигнуты ли цели, поставленные в его начале? Награждение самых активных участников. Благодарность участникам и гостям.
Притча
Нажив торговлей и ростовщичеством триста тысяч динаров, один скряга решил, что проведет целый год в развлечениях. Но тут явился за ним Ангел Смерти.
Скряга попытался уговорить Ангела уйти, но тот оставался непреклонным.
Тогда скряга сказал:
Дай мне всего три дня, и я отдам тебе треть своего имущества.
Ангел отказался и вновь потянулся за жизнью скряги.
Тот продолжал торговаться:
Дай мне два дня на земле, я отдам тебе двести тысяч динаров.
Но Ангел не хотел и слушать его и отказал несчастному даже в одном-единственном часе в обмен на все его триста тысяч монет.
Тогда скряга сказал:
Позволь хотя бы написать несколько слов.
На этот раз Ангел сделал скряге уступку, и тот написал собственной кровью:
«Человек, не растеряй свою жизнь. Я не сумел купить даже час жизни за триста тысяч динаров. Цени же время, которым располагаешь».
Ах, молодость, не ценишь ты беспечно
Дары Аллаха, но они не вечны!
Жизнь днем коротким кажется мне, старцу.
А мне, юнцу, Путем казалась Млечным.
Как жизнь летит, сколь скор ее полет
От светлых дней до сумрачных невзгод.
Всё меньше миражей в пустыне нашей.
Всё чаще юность миражом встает
Я собирался многое свершить,
Когда не знал про мелочное бремя.
А жизнь ушла на то, чтоб жизнь прожить.
По мелочам.
Цените, люди, время!
Мы рвемся к небу, ползаем в пыли,
Но пусть всегда, везде горит над всеми:
Вы временные жители земли!
И потому цените, люди, время!
Ценность времени. Как рационально использовать
время вообще и время урока в частности