Статья Целеполагание на уроках химии
Целеполагание на уроках химии
Ельшина Марина Викторовна, учитель химии
Каждый учитель, создавая урок, старается сделать его неповторимым. Приступая к планированию системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения. Под целью в образовании понимается желаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным и конкретным. Целеполагание в педагогике - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения.
Цели должны быть:
реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы;
сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата;
соотносимы с типом и содержанием урока;
личностно ориентированы.
Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками.
Воспитывающие цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом становлению и развитию личности.
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Для того, чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель (создание проблемной ситуации, подводящий к теме диалог и другие). Для создания проблемной ситуации можно использовать:
одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений;
Например, на уроке по теме «Изотопы» (8 класс) учащимся сообщается:
- масса каждого протона и нейтрона равна 1,
- в периодической системе Д.И.Менделеева все относительные атомные массы – дробные числа.
Что вас удивило? Какой вопрос возникает? После обсуждения тема может появиться в конце урока.
столкновение разных мнений учащихся с помощью вопроса или практического задания;
Например, на уроке по теме «Гидролиз солей» (11 класс) проводим опыт – испытываем растворы трех солей индикатором. Почему хлорид натрия дает нейтральную, сульфат цинка – кислую, а карбонат калия – щелочную реакцию среды? После обсуждения формулируется тема и задачи урока.
прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат;
Например, на уроке «Реакции ионного обмена» (8 класс) на доске записано начало уравнений реакций:
а) NaCl + KNO3
б) NaCl + AgNO3
в) NaOH + HCl
г) Na2CO3 + HCl
Классу предлагается предсказать вещества, образующиеся в результате этих реакций и провести опыты, фиксируя результаты наблюдений:
а) нет признаков протекания реакции,
б) выпадение осадка,
в) изменение цвета индикатора,
г) выделение газа.
В каких случаях реакции обмена в растворах идут практически до конца? В результате обсуждения формулируются условия течения реакций ионного обмена.
Если мы не смогли создать проблемную ситуацию, то возможен выход на проблему без проблемной ситуации. Это подводящий к теме диалог или сообщение темы с мотивирующим приемом.
сообщение темы с мотивирующим приемом;
«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т. п.).
1. В истории армии отмечено немало случаев диверсий, совершаемых противником. Однако описываемый случай является особым Проверка ревизорами склада, где хранились пуговицы для мундиров солдат французской армии, выявила исчезновение всего запаса пуговиц. Между тем склад был опечатан и тщательно охранялся. Что могло произойти, если учесть, что пуговицы были оловянные, а склад не отапливался.
Тема урока «Аллотропия. Аллотропные модификации»(8 класс).
2. Император Наполеон на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слез: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посуды. Из чего были изготовлены вилки?
Тема урока «Алюминий»(9 класс)
подводящий к теме диалог;
Например, в теме «Виды химической связи» (8 класс) можно обсудить следующие вопросы:
Каков результат «принятия – отдачи» электронов для атомов металлов и неметаллов? (образование ионов)
Что происходит между противоположно заряженными ионами? (они притягиваются)
Как назвать вид связи, возникающий между ионами? (ионная связь)
После обсуждения формулируется тема урока «Ионная связь».
Практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Традиционный
подход к целеполаганию
Целеполагание «от ученика»
Задачи этапа урока
(микроцели)
ознакомить учащихся с
будут знать
узнают
вспомнят
выработать умения
будут уметь
повторят
научатся
закрепить навык
приобретут навык
закрепят
поупражняются
воспитывать интерес к предмету
смогут поразмышлять
задуматься о
смогут проявить
поразмышляют
продемонстрируют
Например, учебные цели темы «Азотосодержащие органические вещества» могут быть сформулированы следующим образом:
1. Учащиеся в ходе изучения темы смогут охарактеризовать состав, строение, изомерию, номенклатуру, физические и химические свойства, получение и применение азотосодержащих органических соединений: аминов, аминокислот, белков.
2. Учащиеся в ходе изучения темы смогут устанавливать взаимосвязи между различными классами органических веществ.
3. Учащиеся в ходе изучения темы смогут применять качественные реакции на азотосодержащие органические соединения для идентификации веществ.
4. Учащиеся в ходе изучения темы смогут выявить проблемы, связанные с применением азотосодержащих органических веществ, и возможные пути их решения.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.