Статья Целеполагание как компонент учебного действия на уроках русского языка
Статья «Целеполагание как компонент учебного действия на уроках русского языка»
Кто не знает, в какую гавань
он плывёт, для того нет
попутного ветра.Сенека
Приоритетом системы образования по новому федеральному государственному стандарту является формирование у школьников общеучебных умений и навыков и способов деятельности.
Личность должна развиваться, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение ими позволяет учащимся научиться самостоятельно усваивать новые знания, приобретать умения, в том числе и умения учиться.
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и прогнозирование.
Целеполагание является одним из главных компонентов учебного действия, т.к. формирование прочных знаний и умений у учащихся, формирование личности, стремящейся к раскрытию собственного потенциала, к самоопределению и саморазвитию невозможно без умения правильно поставить цель. Чётко определённая цель как бы структурирует, «цементирует» весь урок. Нечёткая же, «размытая» цель делает его «размазанным», что фактически приводит к разрушению всей деятельности. Кроме того цели учителя должны быть понятны и приняты учащимися, должны стать собственными личными целями, т.е. цель необходимо превратить в мотив деятельности, во внутреннюю потребность, ведь новые знания воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. При постановке цели всегда должны учитываться потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажда познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения этих потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу. Чтобы ученик был активным на уроке, необходимо подвести его к самостоятельным поискам, экспериментированию, чтобы он мог сформировать собственный стиль учения, отвечающий его потребностям, в котором он утвердился бы как личность.
Существуют различные педагогические приемы, позволяющие организовать процесс целеполагания на уроке русского языка. К ним относятся:
формулирование темы в виде вопроса;
ситуация «яркого пятна»;
сообщение цели в виде проблемного задания;
"ассоциативный ряд";
постановка целей по структурно-логической схеме изучения понятий,
процессов и др.;
постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия;
"составление карты мыследеятельности";
"постановка привлекательной цели";
группировка;
домысливание и т.д.
При этом необходимо заметить, что целеполагание будет эффективным в том случае, если будут соблюдаться следующие условия:
систематичность постановки целей;
использование многообразных приёмов цлеполагания;
осознание школьниками того, что без чётко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
Целеполагание всегда строится на диалоге, поэтому очень важно грамотно формулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель можно записать в тетради и на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и т.д.). В конце урока необходимо вернуться к целям и задачам и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого - какое домашнее задание им следует выполнить.
Важным компонентом учебного действия является рефлексия. Она тесно связана с целеполаганием, ведь постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе, может осуществляться по итогам не только урока, но и по итогам изучения темы, учебной четверти, года и т.п. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Выделяются различные виды рефлексии: эмоциональная, интеллектуальная, деятельностная и т.д. Обучение рефлексии целеполагания должно осуществляться поэтапно (анализ своего настроения - анализ своих успехов – анализ работы одноклассников – анализ работы группы как своей, так и других) и систематично. Только тогда рефлексия будет способствовать развитию таких важных качеств, как самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность.
Только тогда ученик, анализируя, научится осознавать свои возможности, делать свой собственный выбор, определять меру активности и ответственности в своей деятельности, поймёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше, научится оценивать ситуацию и, исходя из новых условий, ставить перед собой новые цели и задачи и успешно решать их, научится делать что-то лучше других, действуя в любых ситуациях более эффективно.
Таким образом, целеполагание, как важнейший компонент урока, является во многом определяющим в деятельности учителя и учащихся. Каковы будут цели, таким будет и урок. Каким будет урок, таким будет и качество образовательного процесса, таким будет и человек 21 века.