Статья по биологии ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ БИОЛОГИИ


ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ БИОЛОГИИ
ПЕРШИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
XXI век — время прогресса и технологий. Это время, которое выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно овладение школьниками универсальными учебными действиями рассматривается как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1].
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Свою реализацию урок получает при достижении целей, поставленных перед ним. Цели (задачи) – это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности по преобразованию какого – либо объекта. В сфере образования объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом – уровень образованности, развитости и воспитанности. Совокупность целей обучения учащихся биологии на уроке, можно сгруппировать в соответствии с основными функциями обучения (таблица 1) [2]. Цели урока должны быть конкретными, четкими, достижимыми, соответствующими возрастным психофизиологическим и физическим особенностям учащихся.
Одним из самых сложных действий учителя при подготовке к уроку, особенно начинающего, является определение его целей. Умение выражать цели урока необходимо для предвидения его результатов. Цели отвечают на ряд вопросов: Какие знания и способы действия должны послужить основой для развития учащихся? Какие ценностные отношения и ориентации необходимо сформировать? Какой вклад должен внести урок в становление личности?
Сегодня урок биологии должен стать для школьника не только занятием по решению биологических вопросов, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.
Таблица 1
Основные цели урока биологии в школе
Цели Содержание целей
Предметные
(обучение) Усвоение основ современной биологической науки, системы знаний о живых объектах, их компонентах, функционировании, изменениях, способах преобразования и сохранения; формирование общеучебных, интеллектуальных, практических и специальных умений
Метапредметные(развитие) Развитие познавательных процессов и, прежде всего, мышления, умений проводить описание, объяснение и преобразование биологической информации на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и систематизации; формирование связной речи, любознательности в познании основ науки, творческих способностей и духовных сил личности; овладение методами исследования живой природы
Личностные
(воспитание) Формирование научного мировоззрения, культуры отношения к объектам живой и неживой природы, познавательной культуры, ответственности личности за состояние природной и социоприродной сред, здоровья, активности в изучении и сохранении окружающей среды, экологически целесообразного поведения в учебных и реальных ситуациях
К регулятивным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.
Формулировка целей должна быть конкретной, ибо их необходимо реализовать к концу урока. Важность постановки целей учителем очевидна, однако осознание их только учителем недостаточна. Цели в соответствующей форме доводятся до сознания учащихся для того, чтобы они знали, понимали, чем им надо овладеть на уроке, что узнать нового и чему научиться. Лучше цели выражать в двух аспектах – с позиции учителя и с позиции учащегося. Первый из них позволяет организовать собственную деятельность учителя на уроке, второй – разные виды учебной деятельности учащихся.
Представим примеры предметных целей. Формирование теоретических знаний в целях можно обозначать как введение понятия, расширение его содержания, конкретизация существенных признаков с помощью научных фактов и сведений, применение понятия для решения научных и практических проблем. Цели формирования способов действия отражать в следующих формулировках: раскрыть последовательность мыслительных действий (например, при анализе внешнего строения органа, сравнении двух биологических объектов, установлении причинно – следственных связей), способствовать развитию критического мышления (например, оценки последствий влияния антропогенных факторов на растительные сообщества, значения эволюционной теории Ч. Дарвина для развития сельского хозяйства, экологической науки), выделять проблему в учебных задачах, выдвигать гипотезу и др. [2].В качестве конкретного примера в таблице 2 приведем формулировки целей урока на тему «Охрана цветковых растений» (6 кл., урок повторения и обобщения).
Итак, важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося.
Таблица 2
Пример формулировки целей урока биологии
(6 кл., урок обобщения и систематизации)
Цели урока Аспект деятельности учителя Аспект деятельности учащегося
Предметные
(обучения) Сформировать обобщенные знания о роли цветковых растений в природе, их значении для человека и мерах охраны Называть и характеризовать основные положения о роли цветковых растений в природе.
Характеризовать значение цветковых растений в жизни человека.
Аргументировать меры охраны цветковых растений
Личностные
(воспитания) Сформировать убеждение в необходимости бережного отношения к растениям на основе выяснения средообразующей, эстетической, познавательной, практической и рекреационной ценности цветковых растений Выражать собственное убеждение и готовность бережного отношения к цветковым растениям на основе признания их ценности
Метапредметные(развития) Научить устанавливать причинно-следственные связи в изменении видового состава и численности цветковых растений Доказывать и характеризовать причинно-следственные связи между факторами (естественными, антропогенным) и изменением видового состава и численности цветковых растений
Считаем, что целеполагание у детей не может возникать просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую – то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке. Работая над формированием действия целеполагания, мы увидели, что без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается не только на результатах обучения, но и на здоровье.
Литература
Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения: 2.04.13).
Якунчев М. А. Методика преподавания биологии: учебник для студ. М545 высш. учеб. заведений / М. А. Якунчев, О. Н. Волкова, О. Н. Аксенова и др. /под редакцией М. А. Якунчева. – М. : Издалельский центр «Академия», 2008. – 320 с.