Статья Целеполагание ребёнка как этап и необходимое условие воспитательного процесса снизу.
Целеполагание ребёнка как этап и необходимое условие планирования воспитательного процесса снизу.
Черенкова И.В. (МАОУ СОШ № 17 города Липецка)
Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе.
Галилео Галилей
В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя
а) обоснование и выдвижение целей;
б) определение путей их достижения;
в) проектирование ожидаемого результата.
Целеполагание — непрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов возрастают воспитательные функции школы, которые создают условия для достижения главной цели воспитания – развития «самости» и личности растущего человека. Свое главное предназначение педагога в том, чтобы помогать растущему человеку, создавая благоприятные условия для его общения и деятельности, для развития его самостоятельности. В этом классному руководителю могут помочь индивидуально-личностные воспитательные маршруты учащихся.
Такие маршруты становятся средством понимания школьником своих особенностей и возможностей, средством развития личности, становления индивидуальных способов создания и воплощения в жизнедеятельности им своего образа жизни и поиска собственных способов решения проблем. Результатом создания и реализации индивидуально-личностного воспитательного маршрута является формирование личностно и социально значимых качеств личности и компетенций школьников, которые будут востребованы и в период школьной жизни, и после еѐ окончания. Под руководством педагогов школьники вполне могут разработать и реализовать индивидуально-личностный маршрут воспитания, если их научить соответствующему алгоритму деятельности.
Индивидуально-личностные маршруты воспитания школьников - это персональная программа развития и реализации их личностного потенциала.
Основные характеристики понятия «маршрут»: имеет цель, элективен, предполагает нормативную степень содержания трудности, прокладывается (определяется) заранее, описан в специальном документе, обладает признаками процесса – движение от начала к конечной цели, имеет необходимое обеспечение. Маршруты воспитания школьников различаются по задачам, содержанию, технике осуществления, уровню сложности.
Индивидуальный маршрут рассматривается также как средство становления личностных достижений человека на основе его самостоятельного продвижения, возможности «самоизменения субъекта образования, самостоятельно прокладывающего себе пути саморазвития» . Это персональная траектория освоения содержания образования на избранном уровне через осуществление видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями и построен как индивидуальный план.
На этом основании можно выдвинуть следующие исходные положения создания индивидуально-личностных маршрутов воспитания школьников:
1. Маршрут создаѐтся для конкретного школьника. 2.Школьник выступает субъектом выбора предлагаемого пути, неформальным заказчиком, автором и реализатором, при стартовом диагностировании «предъявляя» свои ценностные ориентации, уровень готовности к самовоспитаниию, потребности и индивидуальные особенности, качества личности и компетенции. 3. Маршрут воспитания подвергается личностной детерминации ещѐ до того, как он начал осуществляться. Суть детерминации состоит в согласовании достижений и проблем школьника с возможностями маршрута путем выбора средств, темпа, форм и методов его освоения.
4. Требуется использование возможностей педагогического содействия, поскольку именно в нем механизмы воспитания трансформируются в индивидуально-личностный маршрут школьника.
Воспитание школьника в индивидуально-личностном маршруте осуществляется на основе единства действий, выступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но остается простор для творческой интерпретации каждого шага. Маршруты создаются, корректируются педагогами (классными руководителями, учителями, др.), школьниками, родителями с разным их долевым участием в зависимости от готовности к данной деятельности.
Последовательность создания и реализации индивидуально-личностного воспитательного маршрута:
1 этап. Школьник при руководстве (помощи) классного руководителя, учителя, психолога, родителей на основе наблюдения и самонаблюдения, анализа и самоанализа, оценки и самооценки выявляет достижения и проблемы в воспитании (ценностные ориентации, сформированность личностно и социально значимых качеств личности, ключевых компетенций и др.), что актуализирует осуществление воспитания. Ведется подготовительная работа, где в концентре программ «Познай себя» (Г.К.Селевко и др.) школьники узнают свои индивидуально-личностные особенности. Результаты фиксируются ими в портфолио в разделе «Воспитание» и классными руководителями в социально-психолого-педагогической сопроводительной карте «Воспитание школьника».
В выявлении индивидуально-личностных особенностей школьников можно опираться на предложенную психологом В.Ф.Сафиным формулу: «хочу - могу - есть - требуют», дополнив еѐ «делаю-получаю». Содержательное ядро воспитания составляют: мотивы (что соотносится с компонентом «хочу»); самопознание как осознание своих качеств личности (компонент «есть»), самооценка своего реального «Я» (компонент «могу»); общественные нормы и принципы жизни (компонент «требуют»); компетенции (компонент «делаю») и результат (компонент «получаю»). Следовательно, для развития «требуется - делаю - получаю» в процессе воспитания школьников следует установить наличное состояние компонентов «хочу - могу - есть». В таблице представлены рекомендуемые методики комплексного исследования индивидуально-личностных особенностей каждого школьника.
Диагностическое основание проектирования индивидуально-личностного маршрута воспитания школьника
Элементы диагностики Используемые элементы диагностики
Ценностные
ориентации Ранжирование ценностей (М.Рокич, В.А.Ядов, Д.А.Леонтьев), модификация на основе работ В.А.Блюмкина, Г.Н.Гумницкого, Т.В.Цырлиной; анкетиро-вание; беседы.
Направленность личности В.Смекал, М.Кучер, Н.С.Пряжников.
Сформированность компетенций Выявление (анкетирование) уровней самоуправления деятельностью (В.И.Андреев); экспертная оценка. Уровень рефлективности (опросник, составленный на основе методики А.В.Карпова, В.В.Пономарева, Е.В.Ильиной); тест О.С.Анисимова; викторина В.А.Лефевра, Ю.А.Шрейдера. Коммуникация (анализ взаимодействия и оценки коммуникативных умений (П.И.Третьяков, И.Б.Сенновский), способов реагирования в конфликте (К.Н.Томас).Эмоциональная направленность Оценка эмоциональной направленности личности (А.С.Шаров); изучение личности школьника (методика З.И.Васильевой)
Мотивация Мотивы поступков (Л.Ф.Анн); шкалирование (О.С.Гребенюк); преобразованная методика В.П.Шумана, наблюдения и срезы по опроснику Д.Г.ЛевитесаСамооценка личности Ранжирование (Б.А.Сосновский, В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов и В.А.Плахтиченко), эссе.
Темперамент, канал восприятия, развитость полушарий головного мозга, социотипТестирование с целью определения социотипа (В.Менгель, А.Овчаров, А.Аугустинявичуте); «Канал восприятия»; комплекс упражнений «левый-правый» (А.П.Щербаков), наблюдения
2этап. В серии индивидуальных или микрогрупповых бесед классный руководитель (учитель, психолог) и школьник, его родители совмещают представления, обсуждают возможности и перспективы воспитания в индивидуально-личностных маршрутах, зависящие от индивидуальности и условий их жизни, опыта и деятельности. Для этого организуется проективное понимание своих целей. Школьник старается определиться в своих целях на определенный временной отрезок (например, на учебный год). Он прописывает в таблице «Определение целей воспитания на основе желаний» своего портфолио, что конкретно он должен понять за это время, чему научиться (имеются в виду социальные компетенции, а не только объем знаний), что сделать, чего достичь, какие качества он хочет в себе развить. Для того, чтобы его размышления не были абстрактными, классный руководитель предлагает ему перечень основных сфер жизнедеятельности – «Здоровье», «Учение», «Общение», «Творчество», «Досуг», «Работа» (многие современные старшеклассники уже пробуют свои силы на рынке труда).
Определение целей воспитания на основе желаний школьника
Я хочу: Содержание желаний и целей(по сферам жизнедеятельности)
«Здоровье» «Учение» «Общение» «Творчество» «Досуг» «Работа»
Понять Научиться Сделать Развить Достичь Для актуализации процесса принятия школьником выявленных целей ор-ганизуется осознание выявленных целей воспитания. Для этого список ожидаемых результатов подвергается дополнительному осмыслению школьником на предмет: а я действительно этого хочу? Что со мной произойдет, если я этого достигну? Принесет ли это пользу, или, по крайней мере, не навредит ли людям, которые меня окружают? Иллюстрацией-преамбулой к этому этапу работы может служить просмотр фильма, дискуссия и др. При необходимости проводится коррекция содержания приведенной выше таблицы.
После осознания и принятия выявленных целей осуществляется выявление дефицита компетенций. При непосредственном участии классного руководителя (учителей, психолога, родителей) школьник составляет перечень компетенций, необходимых для достижения поставленных целей в таблице «Перечень компетенций, необходимых в разных сферах жизнедеятельности школьника» и выделяет из них списки уже достаточно у него сформированных и развитых сформированных, но требующих развития; практически не сформированных, но необходимых.
Перечень компетенций, необходимых в разных сферах жизнедеятельности школьника
Сферы жизнедеятельности Перечень необходимых компетенций
Общий уровень сформир. Достаточно сформир. и разв. Сформированных, но треб. разв. Практически не сформ., но необход.
«Здоровье» «Учение» «Общение» «Творчество» «Досуг» «Работа» 3этап. Школьник с помощью педагогов разрабатывает (в зависимости от того, какие компетенции им уже освоены и сформированы личностно и социально значимые качества личности) персональную программу воспитания. Для этого классный руководитель (учитель, психолог), родители и школьник определяют, согласовывают, фиксируют в технологической карте последовательность, содержание каждого этапа (шага) маршрута. Для каждой из жизненно важной или значимой для школьника компетенций им, при содействии классного руководителя (других взрослых людей), составляется перечень конкретных задач и заданий, последовательное выполнение которых позволит ему достичь поставленных результатов.Задачи и действия по формированию компетенций и качеств личности школьника
Перечень необходимых компетенций и качеств личности Что нужно сделать, чтобы сформировать или развить эти компетенции и качества личности
Задачи Задания
Сформулированные задания школьник распределяет по графам индивидуального плана воспитания, тем самым, распределяя время и силы на их выполнение. Причем, вначале классный руководитель (учитель, родители) могут предложить ему самому распределить названия сфер жизнедеятельности в графах таблицы. Установленная последовательность (слева – направо) отражает приоритет ценности для школьника различных сфер жизнедеятельности.
Индивидуальный план воспитания школьника
Месяц Сферы жизнедеятельности
«Здоровье» «Общение» «Учение» «Досуг» «Творчество» «Работа»
Результаты заполнения данной таблицы предоставляют педагогу (классному руководителю, учителю, др.), родителям информацию, из которой они делают выводы о преимущественной ориентации школьника на учѐбу, творчество, здоровье общение или работу, что будет отражать особенности индивидуально-личностного маршрута воспитания школьника, его личностную или социальную направленность.
Непосредственная разработка индивидуально-личностного маршрута включает в себя поиск школьником людей (как взрослых, так и сверстников), мест (школа, вуз, учреждение дополнительного образования, библиотека, Интернет и т.д.), средств на бумажных или электронных носителях, с помощью которых он сможет выполнить назначенные им самому себе задания. На этом этапе конкретизируется программа последовательно реализуемых действий.
4 этап. Реализация индивидуально-личностного маршрута воспитания школьника происходит не только в здании школы, но и стенах спортивных клубов, домов творчества, вузов, дома, на работе. Поэтому роль классного руководителя (учителя) как координатора действий родителей, психологов, социальных работников, руководителей кружков и секций трудно переоценить.
Школьник выполняет содержащийся в индивидуальном пакете комплекс заданий: диагностических, контрольных, развивающих необходимые компетенции и качества личности. Классные руководители, учителя помогают школьнику преодолеть внутренние психологические и внешние трудности в освоении маршрутов. С этой целью фиксируют и изучают динамику его продвижения, мотивируют и стимулируют достижение успеха, консультируют в случае возникновения проблем.
Выполнение заданий в соответствии с возможностями осуществлять контроль, анализ, оценку полученных результатов и корректировать выявленные затруднения постепенно развивают умения самостоятельно полагать цель, планировать, организовывать работу. Удовлетворение потребности в самостоятельности, самоутверждении и самореализации как свойств нравственной деятельности придаѐт личностную значимость осуществлению самовоспитания. За счет новизны информации выполнение заданий приводит к росту мотива интереса - «магнитного поля» порождения внимания к проблемам воспитания. За счет комфорта значительно снижается тревожность в процессе воспитания школьников. При выполнении заданий повышается положительная динамика сопереживания, радости, что ведет появлению синергии в процессе воспитания.
Кроме того, целенаправленная работа по повышению уровня рефлективности школьников позволяет повысить эффективность процесса реализации и проанализировать степень достижения результатов. Рефлексия процесса и результатов работы может осуществляться как при парном общении школьника с родителями, классным руководителем, учителями, так и при микрогрупповом общении школьников. Весьма эффективно на этом этапе работы построение графика индивидуальных достижений, применение цветописи настроения, физического состояния.
В процессе проектирования и реализации индивидуально-личностного маршрута на основе знаний через недифференцированное, целостное восприятие школьник осуществляет понимание аксиологических принципов и категорий. В результате возрастѐт количество школьников, адекватно раскрывающих смысл личностно и социально значимых ценностей, качеств личности, компетенций воспитанного человека. Согласуются признаки проявления гуманности и коллективизма, ответственности и долга, что сопряжено с развитием совестливости, формирования компетенции школьников в самоуправлении деятельностью. Исследование системы совершаемых поступков позволит выявить превалирование их типов, что будет свидетельствовать о результативности индивидуально-личностных маршрутов воспитания школьников.
Литература:
1. Александрова Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное об-разование, 2008. - № 7. – С.243-250.
2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. - М.: «Академия», 2001. - 592с.
3. Валеева В.Ф. Формирование индивидуально-стилевых стратегий мотивации полити-ческого выбора в юношеском возрасте: Автореф. дис. …канд. психол. наук. - М., 2004. - 20с.
4. Ивасюк О.С. Индивидуализация как фактор самообразования старших школьников: Автореф. дис. …канд. пед.наук. - Ульяновск, 2004. - 23с.
5. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. -328с.
6. Образовательная программа – маршрут ученика / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПб, 2000. - 228с.
7. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: Опыт этико-философского ис-следования. - М.: Мысль, 1974. - 227с.
8. Фромм Э. Иметь или быть? - Киев: Ника-Центр; Вист-С., 1998.- 393с.
9. Шванева И.И. Интегративная теория личности и еѐ практическое применение: Авто-реф. дис. …д-ра психол. наук. - М., 2003. - 46с.
10. Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Матер.III Межреги-он.науч.-практ.конф. / Под ред. Е.Н.Шиянова, Л.В.Лудак.- Ставрополь: СКСИ, 2004. - 210с.