Целеполагание на уроках математики в начальной школе
Целеполагание на уроках математики в начальной школе.
Каждый этап, каждая минута урока
должна быть подчинена достижению
цели урока.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения начального общего образования (ФГОС НОО) чётко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования. Для достижения данных требований важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Именно овладение обучающимися универсальными учебными действиями рассматривается как «…способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»
В свете требований ФГОС любой урок в начальной школе, в том числе и урок математики, должен стать для обучающегося не только занятием по решению математических выражений и задач, но и платформой для формирования умения, желания ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и способы выхода из них. Из этого следует, что современный обучающийся должен владеть регулятивными учебными действиями, в том числе целеполаганием, которое занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на этапе целеполагания происходит мотивация на активную мыслительную деятельность, на осознанную, заинтересованную работу на уроке, повышается интерес к получению знаний, развивается эмоциональная сфера, монологическая речь, осуществляется самоконтроль и самооценка обучающихся, возникает стремление: узнать, доказать, найти, оценить свои знания и умение достигать поставленных задач, становление и развитие ребёнка как личности. Цель – это то, к чему стремятся, выполняя те или иные действия, что нужно достичь и осуществить. На уроке ставятся различные цели: обучающая, воспитывающая и развивающая. Поэтому организация этапа целеполагания требует от учителя продумывания приёмов, средств, способов мотивирующих обучающихся к деятельности, при выборе приёмов учитель должен учитывать уровень знаний обучающихся данного класса. Нужно отметить, что все приёмы на этапе целеполагания строятся при помощи диалога, поэтому от учителя требуется умение грамотно формировать и выстраивать вопросы, учить детей отвечать на них, придумывать свои.
Цели урока должны быть: конкретные, понятные, реальные, осознанные, точные, диагностируемые, т.е возможность проверить достигнута ли цель.
Существуют различные приёмы целеполагания на уроках, которые можно разделить на две группы:
1.Визуальные:
Тема – вопрос
Яркое пятно
Группировка
Проблемная ситуация
2. Аудиальные:
Исключение
Подводящий диалог
Проблема предыдущего урока
Индуктор
Домысливание
Рассмотрим на примерах некоторые приёмы целеполагания на уроках математики в начальной школе.1.Домысливание
Для урока математики по теме «Порядок действий в выражениях со скобками» предлагаю ряд числовых выражений, при помощи слов - помощников (повторим, изучим, узнаем, проверим) обучающимися определяется тема и формулируются цели урока.
72 : (4 + 5) х 2
(43 + 12) – (65 - 24)
(12 х 2): 3 + ( 6 - 2)
2. Проблемная ситуация
Создается ситуация противоречия между известным и неизвестным, учащиеся самостоятельно решают выражения, коллективно проверяют результаты, выявляя причины разногласий и затруднений, определяют тему и цели урока. Учитель использует виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий, учащиеся высказывают различные версии решения проблемы и отвечают на вопросы, которые приводят к правильному ответу.
72 : (4 + 5) х 2
(43 + 12) – (65 - 24)
(12 х 2): 3 + ( 6 - 2)
3. Ситуация Яркого пятна
Среди множества одинаковых предметов, чисел, фигур одно выделено размером, формой или цветом. Через зрительное восприятие внимание учащихся концентрируется на данном предмете, числе, фигуре. Коллективно определяется обособленность и общность предложенных предметов. Далее определяется тема и цели урока.
Например: 1 класс, тема урока «Число и цифра 5»
1 2 3 4 5
4. Тема – вопрос
Тема урока представляется в виде вопроса. Учащиеся должны выстроить план действий, чтобы ответить на вопрос. Учащиеся выдвигают множество мнений, при этом развивается умение слушать и поддерживать идеи друг друга. Процессом руководит учитель или выбранный ученик. Учитель только направляет деятельность.
5. Группировка
Ряд предметов, цифр, фигур учащиеся разделяют на группы, по внешним признакам.
Например: 4 класс, тема урока «Многозначные числа»
Урок начинается с предложения «Разделите на группы числа: 4, 7777777, 56, 8, 789, 9, 900»
Цели записываются на доске, затем составляется план урока, при помощи чего и как будут достигаться цели урока. В конце урока необходимо вернуться к записи, проанализировать, что удалось сделать на уроке, над чем предстоит поработать, выполнить самооценку и взаимооценку.
В заключении хочется сказать, что современный урок в условиях ФГОС открывает перед учащимися возможность в рамках урока быть счастливым.
Этот этап урока совместная деятельность учащихся и учителя, который позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Я уверена, что формирование навыков целеполагания важно для повышения качества знаний. Применение целеполагания на уроке позволяет обучающимся сформировать навыки самостоятельного обучения, стремления добывать знания без участия учителя. Главной целью моей работы является формирование саморазвивающейся личности, личности умеющей и желающей учиться, умеющей применять свои знания.
Использованная литература.
1.Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.
2. Подходы к целеполаганию на уроке.http://www.eidos.ru.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/http.edu.ru/catalog.aspx?Catalog= 2588
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие учителя/ (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под.ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.