Презентация Целеполагание на уроке


ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ Великая цель образования - это не знания, а действия.Гербер Спенсер МБОУ СОШ №11 Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего. Современный урок ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (УУД) ПРЕДМЕТНЫЕ самоопределение:самоиндификациясамооценкасамоуважение смыслообразование:учебная мотивациясоциальная мотивация морально-этическая ориентация:система ценностных ориентаций на основе выполнения моральных нормтолерантность регулятивные:управление собственной деятельностьюинициативностьсамостоятельностьконтроль и коррекция коммуникативные:речевая деятельностьнавыки сотрудничества познавательные:работа с информациейработа с учебными моделямивыполнение логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, подведения под понятие основы системы научных знаний, умения опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и творческому применению нового знания предметные и метапредметные действия с учебным материалом ЦЕЛЬ ФГОС: - развитие личности - компетентностный подход в образовании результаты образования личностные метапредметные(универсальные учебные действия) СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:основной результат- развитие личности на основе учебной деятельностиурок рассматривается в логике формирования УУД предметные содержание образования условия реализации образования Стратегия современного учебного занятия определяется: Проектированием цели учебного занятия, средств её реализации и результата образования обучаемого Проектированием деятельности педагога и обучаемых по реализации этой целиПроектированием качества этой деятельности Что такое цель? – образ желаемого результата - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности (Энциклопедический словарь)  — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; -финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс; - предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия (Философский словарь) Требования к цели побудительна определена во времени реалистична диагностична конкретна Целеполагание - это, по определению Ю. А. Конаржевского, «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания». Основные способы определения целей обучения по М.В.Кларину АЛГОРИТМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ - анализ обстановки (учебной ситуации);- учет соответствующих нормативных документов;- установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению;- выяснение имеющихся для этого ресурсов;- выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны;- формулировка цели. Особенности познавательного, воспитательного и развивающего аспектов цели: Познавательный (обучающий аспект цели)  Развивающий аспект цели  Воспитывающий аспект цели  -Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания  - Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика - Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке  -Формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности-Формирование навыков (действия, доведенные до автоматизма) - Развитие мышления- Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве и во времени, точность различения цвета, формы, звуков)-Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями)  - «Другие люди», т. е. учитель, учащиеся, в общении с которыми формируются нравственные качества личности-«Я», т. е. отношение к самому себе-«Общество и коллектив»  Важно!При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся  Важно!Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие ученика всегда медленнее, чем его обучение  Важно!Кредо обучающей деятельности учителя - «воспитывающее обучение»  Цель и задача Цель — отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача — на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?». По сути учебные цели представляются системой учебных задач. Цели урока Обучающие – чему? - умению ставить учебные цели, выбирать эффективные способы и средства для их достижения, планировать собственную учебную деятельность, прогнозировать результат, определять границы собственного знания и незнания, осуществлять контроль и коррекцию; умению работать с информацией - умению эффективно действовать в нестандартной ситуацииВоспитывающие – что? - инициативность и самостоятельность - волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил, волевому усилию, преодолению препятствий -навыки сотрудничества, толерантность - систему морально - нравственных ценностей - гражданскую идентичность, осознание этнической национальной принадлежностиРазвивающие – что? деятельность, мышление, рефлексию Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать  глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: проконтролировать, познакомить, обобщить, обеспечить, выполнить, систематизировать.Могут быть использованы следующие формулировки  при постановке воспитательного аспекта цели: создать условия, пробудить, воспитывать, способствовать,  прививать, укреплять.Возможно использование следующих формулировок  при постановке развивающего аспекта цели: содействовать, способствовать, развивать. Глаголы целеполагания описывающие состояние:знатьпониматьуметьобладатьценитьознакомитьсячувствовать описывающие исполнение:выполнитьнаписатьперечислитьвыделитьпродемонстрироватьуказатьвыбратьсоотнести Три главных правила: Любая цель должна быть промежуточной Цель должна быть «высокой» Цель должна быть достижимой ПРИЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Традиционная модель: Цели урока формулирует учитель.Через изучаемое содержание: например изучить закон Ома, изучить живопись…Цель определяется через деятельность учеников ( написать сочинение, выполнить упражнение, нарисовать рисунок т. д.)Технологичная модель:Применяется диагностическое целеполагание – описание целей таким образом, чтобы можно было надёжно опознать степень их достижения. В личностно ориентированной модели важное значение придаётся целям личностного развития учащихся – воспитательным и развивающим. Ошибки при формулировании цели урока Суть ошибки Как нельзя формулировать Подмена цели содержанием «Познакомить учащихся с... » Подмена цели методом обучения «Рассказать учащимся о...»«Показать учащимся...» Подмена цели процессомдеятельности «Учащиеся решают задачи по теме...«Учащиеся выполняют работу ...» Действия 1. Изучаем стандарт (планируемые результаты)2. Четко определяем, что должно быть в результате обучения ученика на данном уроке (какое новообразование):Знание (представление и/или понятие)Умение (общее и/или предметное)Отношение (воспитание) 3. Выясняем уровень усвоения (базовый, повышенный, углубленный) 4. Формулируем конкретные цели/задачи Цели урока через изучаемое содержание Изучить проблемы становления рыночной экономики в России во второй половине ХIХ – начале ХХ векаИзучить содержание § 9 Цели учебного занятия через процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика Формировать умения анализаРазвивать памятьРазвивать логическое мышление Цели учебного занятия через учебную деятельность ученика Решение квадратных уравненийСбор краеведческого материала о Гражданской войне Тема урока: Способы получения металлов Ученик научится различать основные химические способы получения металлов;Ученик получит возможность уметь описывать химические процессы, лежащие в основе промышленных способов получения металлов Компетентность педагога в области постановки цели и задач урока Направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат обучения Соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся данного возрастаРеальность выполнения поставленной цели в течение урокаПредставление задач урока как системы действий учителя по достижению цели Случайные открытия делают только подготовленные умы Б. Паскаль