«Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»

Тема: «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС»
Несмотря на то, что тема «Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС» сначала мне хотелось бы пригласить всех вас совершить небольшой экскурс в историю. Итак, оказывается настолько привычное для нас слово «школа» когда – то имело совсем иное значение. Происходит от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «досуг».
Этимология слова «школа» подразумевала под этим не полное бездействие и расслабление, а ведение в свободное от работы время умных и поучительных бесед – излюбленного искусства греческих философов.
Со временем у этих мудрецов и мыслителей появились постоянные ученики, и понятие «школа» стало обозначать учебный процесс, а позже и помещение, под него приспособленное. Урок возник около четырехста лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время, являясь ее продуктом и носителем.
Современным учителям необходимо так построить урок, чтобы он не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.
Сегодня «современный», в любом контексте – это значит стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени.
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий обучающихся и связано с:
внешним социальным заказом;
образовательными стандартами;
со спецификой внутренних условий;
с уровнем развития детей;
мотивами их учения;
особенностями изучаемой темы;
имеющимися средствами обучения.

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки.
Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности новым содержанием.
Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

Остановимся на первом этапе урока – целеполагании.
Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения. И даже приводит к ошибкам, таким как:
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Необходимо, чтобы учитель показал не только ряд педагогических приемов, с вовлечением всего класса в работу и великолепной наглядностью, а чтобы обучающиеся действительно поняли пройденный материал на уроке и выводы.
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования, в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.
Постановка собственной цели учителем. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям.
Поэтому цели должны быть:
понятны,
осознаны - реальны,
достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);
инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);
диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)
На уроке ставятся предметные, метапредметные и личностные цели.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока.
Планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
В организации этап целеполагания не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих обучающихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у обучающихся?
Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:
диагностика целей учеников;
анализ и систематизация полученных данных;
конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.


Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые.
В качестве открытого вопроса можно использовать такой: «Что для меня самое главное?». Закрытая форма такая, например: «Хочешь ли ты получать отметку отлично по технологии?».
Постановку целей обучающиеся осуществляют под руководством учителя на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс.
Например, на первых уроках технологии учитель вместе с учениками выясняет смысл занятий по предмету: Что это за наука? Какие вопросы и проблемы здесь поднимаются? Зачем ее нужно изучать? Эти вопросы обсуждаются в ходе урока по работе над проектом, в организационно-подготовительном этапе, в пункте «обоснование» и в заключительном этапе, в пункте «самооценка», а именно: Для чего мне изучать технологию? Где мне пригодятся знания, полученные на уроках технологии?
На занятиях обучающиеся сопоставляют различные точки зрения и соотносят со своей точкой зрения, формулируют цели собственного продвижения в материале курса по предмету технологии.

Для обучающихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:
Традиционный, при котором обучающиеся принимают цель объявленную учителем.
Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель.

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения того или иного явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании.
Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания.

При обучении учеников технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах: Актуализация знаний; Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети. Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?
Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.

Приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.

Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, ребята понимают, что цели можно выстраивать.

Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели.


Цели должны быть достижимыми, осознанными обучающимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией
высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность обучающихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Для того чтобы цели учителя стали целями обучающихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания можно классифицировать на:
1. Визуальные:

Тема-вопрос
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.


2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Исключение
Проблема предыдущего урока.
Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся формулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность
Важным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь
Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

Выводы:
Постановку целей ученики осуществляют под руководством учителя на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год.
Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся.
Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности.
При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.