Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС


 
Тема: Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
 
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: 
познакомить коллег с понятием рефлексия;
дать представление о классификации рефлексии;
показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
 
Ход мастер - класса
2. Актуализация мастер - класса
За окном весна, не загорами лето. Пусть эти маленькие бабочки принесут кажому из вас частичку тепла.. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду: 
Жил-был один мудрец, к которому многие люди приходили за советом.  И вот однажды завистливый человек решил опорочить мудреца,загадав ему загадку, отгадать которую невозможно.Поймал он бабочку, зажал между ладонями, пришёл к мудрецу и спрашивает:- Скажи, что у меня в руках?Мудрец отвечает:- Бабочка.- Правильно. А какая бабочка - живая или мёртвая? - спрашивает завистник, а сам думает: "Если ответит - "мёртвая",я открою ладони и бабочка улетит, а если скажет - "живая", я сожму ладони и раздавлю её".
Мудрец помедлил немного и ответил:- Всё в твоих руках.
Так и дети словно бабочки в наших руках.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
Любимым,нужным и успешным.
3. Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.» Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое Рефлексия? Знакомо ли вам значение этого понятия?
4. Работа по теме:
1) Беседа.
- Что же такое рефлексия?
. Слово рефлексия происходит от латинскогоreflexio- обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
2) Функции рефлексии.
Работа в группах (по 2 функции каждой группе - объяснить сущность функций)
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .- Развитию каких качеств человека способствует рефлексия?
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
3) Приёмы организации рефлексии на уроке:
Исходя из функций рефлексии, предлагаются следующие приёмы организации рефлексии на уроке:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала.
рефлексия деятельности;
Рефлексия настроения и эмоционального состояния Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом или в конце деятельности. Что можно применять?
1.Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
2.«Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка - у меня ничего не получилось.
3.« Радостный гномик» — всё хорошо, «грустный гномик» - не все получилось.
Светофор.
4.Стихи для эмоционального настроя.

Рефлексия содержания учебного материала
используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того.как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Можно предложить школьникам как вариант небольшую анкету, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие этапы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я не устал/ устал
5. Мое настроениестало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7. Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
интересным/неинтересным
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
УрокЯ на урокеИтог
1. интересно1. работал1. понял материал
2. скучно2. Отдыхал2. узнал больше, чем знал
3.безразлично3.помогал другим3.не понял
Рефлексия деятельности
Следующий вид - рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
1. «Лесенка успеха» - нижняя ступенька - у меня ничего не получилось: средняя ступенька- у меня были проблемы; верхняя ступенька- мне всё удалось.
2. «Дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 3-4 ошибки.
3. «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока.
Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на тозадание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика. Самооценка активности на каждом этапе урока.
СинквейнРефлексия мастер-класса.
(Слайд 20 стихотворение)