Сценарий урока по русскому языку Повторение по теме Имя числительное (6 класс)
Урок по теме «Повторение по теме «Имя числительное»»
Класс: 6б класс
Автор УМК: Русский язык 6 класс А.Д.Шмелев.
Линия учебно-методических комплектов под ред. Шмелёва А.Д. Издательский центр Вентана-Граф
Тип урока: рефлексии
Вид урока: урок-практикум
Учитель: Зыкова Е.Н.
Содержательная цель: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала по теме «Имя числительное», формирование у обучающихся 6 класса образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, творческих, рефлексивных - в предметной области «Русский язык» по теме: «Имя числительное»
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления), уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи.
Сценарий урока
Мотивация к коррекционной деятельности
Ребята, сегодня за окном пасмурная погода, но это не помеха нашему бодрому настроению.. Итак, начинаем урок.
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет.
(Шесть)
Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Имеет ли отношение эта загадка к нашему уроку? Какое? Какую часть речи мы с вами изучаем? Что мы уже научились делать? Мы изучили все темы, связанные с числительным. Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься?
Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели мы сегодня поставим себе?
Формулируем тему и общие цели урока
Составление кластера
Что такое имя числительное? На какие 2 большие группы по значению делятся все числительные? Собственно числительные (сколько?) и порядковые числительные (какой по счёту? )
Классификация числительных по строению и значению (простые, сложные, составные) , (дробные, количественные, собирательные)
Задание 1: распределите данные слова в 3 группы: собственно числительные/порядковые числительные/ не числительные, указав часть речи. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Укажите разряд числительного
1 группа: тр…надцать, удвоить, вш..стером, сорок в..сьмой, двух(?)этажный , семеро, две п..тнадцатых, тр..йной, шест(?)десят, д..вятка
2 группа: дев..ть, тройня, утроить, вдв..ём, сто первый, семь девятых, двух(?)ядерный, дес..теро, восем(?)сот, шес(?)надцать
3 группа: ш..стёрка, втр..ём, семна(?)цать, удвое(нн/н)ый, дев…носто пятый, две восьмых, сдвоить, трёх(?)мерный, пят(?)сот, ч..тырнадцать
Проверка и оценивание
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
(Учитель предлагает детям анализировать свои ошибки по ПЛАНУ и сформулировать индивидуальные цели каждому ученику)
Реализация выбранного проекта
Задание 2 «верно» / «не верно» (+/-)
Верно ли утверждение, что числительное 98 сложное ?
Верно ли утверждение, что числительное 80 сложное?
Верно ли утверждение, что числительное 11 простое?
Верно ли утверждение, что 1000 – это простое числительное?
Верно ли утверждение, что числительное 2043 –й составное?
Верно ли утверждение, что числительное 205 состоит из 2 сложных числительных?
Верно ли утверждение, что числительное 208 составное?
Верно ли утверждение, что миллион – это существительное?
Верно ли утверждение, что составные числительные могут состоять только из сложных числительных?
Верно ли утверждение, что сложное числительное образовано путём сложения?
взаимопроверка по образцу и оценивание Анализ по ПЛАНУ
1-, 2+, 3+, 4-, 5+, 6-, 7+, 8+, 9-, 10+
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть!
Какие по строению числительные встретились нам в стихотворении?
Какие по строению числительные склонять труднее всего? Почему?
Как склоняются простые, сложные и составные количественные и порядковые числительные?
Задание 3: просклонять группой числительное (206, 38, 312) книг
Сравнить с образцом. Самооценка. Анализ по ПЛАНУ
Задание 4: исправьте ошибки в употреблении числительных там, где они есть, и запишите предложение правильно
Трое подруг отправились в кино.
Обоих школьниц наградили грамотами.
Держать в обоих руках.
Я взял в лагерь двое шорт.
По обеим вопросам обращайтесь к секретарю.
Их было семеро.
За зиму я потерял двое перчаток.
У кошки было трое котят.
Шестеро семей получили новые квартиры.
Получил приглашение от обеих друзей.
В полтораста метрах от дома начинался лес.
Мама купила около полтора килограммов сыра.
Пятеро девочек из нашего класса занимаются баскетболом.
Самооценка. Анализ по плану.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Задание 4: самостоятельная работа с проверкой по эталону (индивидуально, в зависимости от цели)
Самооценка. Анализ по ПЛАНУ.
Задание 5: Отгадай кроссворд, заменив выделенное слово числительным:
По горизонтали:
2.Час побережешься – век проживешь (шестьдесят).
4. Грамм любви перевешивает тонну законов (тысяча).
7.Когда повздорят двое, их разнимает дюжина (двенадцать).
8.Век живи – век учись (сто).
По вертикали:
1.Он не робкого десятка (десять)
2.Шесть одного и полдюжины другого (шесть).
3.Собралась чёртова дюжина (тринадцать).
5.За его языком и на четверке коней не угнаться (четыре).
6.К единице нуля приписать не умеет (один).
7.О чем может мечтать слепой, как не о паре глаз? (два).
Рефлексия и оценивание
облако "тегов", которые необходимо дополнить
Было интересно..
Было трудно…
Теперь я могу…
Мне захотелось..
В жизни мне пригодится…
Теперь я знаю…
Я стал(а) лучше…
Я преодолел(а)…
Я попробую сам(а)…
У меня (не) получилось…
Я выполнял(а) задания…
Мне важно…
Д/З (на выбор в зависимости от результата урока)
№ 131 (с.231) на склонение числительных
№ 133 ( с. 231) на использование числительных в речи
№ 129 (с. 231) на теоретический материал по теме «Числительное»