Былины и их герои в поэзии XX века

Открытый урок литературы в 8 классе
(учитель русского языка и литературы Судак Н.В.)
Тема: Былины и их герои в поэзии XX века (2 часа)
Цель урока: показать традиции фольклорных жанров поэзии XX века; развивать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения.
Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста, комментарии учителя.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебники литературы, рабочие тетради учащихся.

Ход урока (2 часа)
Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока, проверка готовности к уроку.
Работа со статьей учебника, с 90-91.
- прочитайте статью учебника «Литература и время на страницах произведений 20 века».
- опираясь на статью учебника, ответьте на вопрос:
Какие характерные черты литературы XX века можно выделить?
1. Развитие науки дает возможность более обстоятельно отобразить в художественных произведениях былое.
2. Расширилась тематика и жанровое богатство исторических произведений( научная фантастика, детективная и приключенческая литература, фэнтези).
3. Иначе проявляется авторская позиция (в освещении события, в выборе героя, в отражении взгляда на мир сегодняшний).
(запись положений в тетрадь).
Чтение и анализ стихотворений.
Иван Алексеевич Бунин «На распутье».
1. Выступление учащегося (краткая биография поэта).
2. Чтение стихотворения.
3. Слово учителя.
4. Сопоставление стихотворения Бунина «На распутье» и картины В.М.Васнецова «Витязь на распутье».
- Какие мотивы объединяют произведения поэта и художника? (чувство необходимости выбора, стремление к жизни преобладают над сомнениями и страхом опасности).
Бунин использует древние фольклорные образы, чтобы передать переживания современного ему человека, решающего вечные вопросы: как и для чего жить? Какую дорогу в жизни выбрать? Куда идти?
Образ родины обозначен образами степи, равнины, поля.
- Найдите в тексте стихотворения слова, характеризующие эти образы. ( «в краю глухом», в незнаемых полях», «в диком древнем поле», «равнина дикая»)
- Как называются эти средства художественной изобразительности? (эпитеты).
- Какой же образ родины создают эти эпитеты?
(Несколько мистические черты. Русь неизменна, столетия не повлияли на ее суть).
Стихотворение «Святогор», с. 93-94.
Образы этого стихотворения перекликаются с образами стихотворения «На распутье»: образ родины (поле), «рокового» камня, богатыря, коня, ворона. Смерть Святогора названа «Божией», потому что он погиб за родину.
- Какое значение приобретают образы коня и ворона в стихотворении? ( конь – символ верности, ворон – символ несчастья, возникает уже в первой строфе).
- Какие звуки нарушают тишину нарисованной поэтом картины?
(конь ревет «по-звериному», ворон «каркает»)
- Что передают эти звуки? (чувство тревоги, горя, непокоя).
3) Стихотворение «Святогор и Илья», с. 94-95.
- Какими предстают в стихотворении былинные богатыри?
- Какой призыв звучит в концовке стихотворения? (призыв к действию, к подвигам во имя родины, к поискам своего пути в жизни).
- Что объединяет стихотворения «Святогор» и «Святогор и Илья»? Как показана в них гибель героя?
4. К.Д.Больмонт «Живая вода», с. 96-97.
1) Знакомство с биографией поэта (выступление учащегося).
2) Чтение и анализ стихотворения.
- В чем смысл заглавия стихотворения?
- С чем связаны образы героев?
Смысл названия в том, что былинные образы защитников родины, богатырей – живительный источник жизни народа.
Образы богатырей тесно связаны с природой, в слиянии с ней создается образ всей русской земли.
Е.М.Винокуров «Богатырь», с. 99-100.
Знакомство с автором. (выступление ученика).
Чтение и анализ стихотворения.
- В чем заключается ирония стихотворения «Богатырь»?
( в измельчании богатырской силы, богатырских устремлений)
Итоги урока.
Ответы на вопросы учебника №1, 3. К теме «Былины и их герои в поэзии XX века».
Домашнее задание.
Выучить одно из стихотворений наизусть.
Прочитать статью учебника с. 101-103.
Выставление оценок.















15