Конспект урока по всемирной истории в 8 классе Французский классицизм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе.
Тема урока
«Всемирная история.
8 класс»
Подготовила :
Горилко С.А.
учитель истории
Всемирная история. 8 класс.
Тема. Французский классицизм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе.
Цель урока: развивать интерес учащихся к истории европейских государств, усовершенствовать умение работать с учебником, вспомогательной литературой, сравнительными таблицами, историческими понятиями.
Оборудование: учебник, атлас, толковый словарь.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Изучение нового материала. Словарь.
Версаль – грандиозный дворцовый ансамбль, символ королевского могущества, резиденция французских королей.
Классицизм – основанный на классике, т.е. на произведениях, признанных вершиной совершенства (с лат. «образцовый»).
Абсолютная монархия – форма управления государством, власть монарха не ограничена.
Просвещение – идейное течение XVII-XVIII в.в., вера в безграничные возможности человеческого разума, эпоха изменений и обновления.
Просвещение:
- определенная политическая стабильность;
- рост экономики;
- улучшение бытовых условий;
- культурное достижение;
- идеалы Просвещения – мир, ненасилие, веротерпимость, критическое отношение к авторитетам (вольнодумство), свобода, благосостояние и счастье людей.
Идеологи Просвещения.
Джон Локк (1632-1704 г.г.) Англия. Люди созданы равными, имеют права на жизнь, свободу и собственность. Противник абсолютизма. Идеолог раздела власти в государстве на законодательную и исполнительную. Соблюдение принципа законности.
Шарль Монтескьё (1689-1755 г.г.) Франция. Критика абсолютизма, приверженец конституционной монархии. Произведение «О духе законов». Разделял власть на
Законодательную (парламент)
Исполнительную (монархия)
Судебную.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ, 1694-1778 г.г.) Франция. Против католической церкви, приверженец веротерпимости «Поэт, историк и философ, возвеличивший человеческий разум» научивший его быть свободным.
Дени Дидра (1713-1784 г.г.), Жан Д'Аламбер (1717-1783 г.г.) «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Знания и образование способны преобразовать мир. Формирование нового человека – активного, предприимчивого, обращенного в будущее, стремившегося к личному и общественному благосостоянию.
Руссо Жан-Жак (1712-1778 г.г.). Природа – это огромная гармоническая система, человек – ее составная часть. Был убежден, что люди сами разрушили это «естественное состояние». Не признавал положительных последствий прогресса и призывал вернуться к жизни на лоне природы. Развитие способностей и задатков ребенка, отсутствие любого насилия над ним. Считал, что наука и искусство портит общество. Совершенным считал общество, основанное на договоре всех граждан (республика).
Влияние Просвещения на общество:
- изменения в семейном образовании, изменилось отношение к детям (развитие умственных способностей, воспитание);
- расширение сети школ;
- улучшилось состояние медицины (открытие больниц, совершенствование медобслуживания);
- появились библиотеки;
- создавались клубы и литературные кружки;
- развитие литературы:
Роман «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо (Англия)
«Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт (Англия)
Сентиментализм (от англ. – чувство).
Роман «Страдание молодого Вертера». Иоганн Вольфганг Гёте (Германия).
- развитие искусства. Рококо (от франц. – раковина).
Неоклассицизм (т.е. новый классицизм).
- разнообразие музыкальной жизни (оратории – большие произведения для солиста, хора и оркестра (немецкий композитор Георг Фридрих Гендель) камбат – похожие на оратории, но более короткие произведения Иоганна Себастьяна Баха.
Опера в Италии, певцов и музыкантов подготавливали в открытых учебных заведениях – консерваториях. Австрийский композитор Вольфганг Амади Моцарт опера «Свадьба Фигаро». Создание симфоний.
Изменения в повседневной жизни:
- чай и кофе стали обычными напитками;
- комфортнее стали жилища (появление комодов, удобных стульев, ходунки для детей; разные зеркала, настенные часы и картины, возрос ввоз китайского фарфора. С 1709 г. немецкий алхимик Иоганн Бетгер раскрыл секрет изготовления фарфора;
- создано удобный и простой костюм, изменения причесок;
- ношение нижнего белья;
- англичане ввели в обиход зонтик от дождя.
3. Самостоятельная работа учащихся над текстом параграфа «Просвещенный абсолютизм». Составление сложного плана ответа:
3.1. «Союз философов и государей»:
Политика, направленная на укрепление господства дворян в условиях становления капитализма;
Правителям нравилась мысль о державе во главе с образованным государем;
Политика меркантилизма (создание благоприятных условий для экономического развития страны);
Веротерпимость – основа религиозной политики просвещенных монархов.
«Коронованный философ» Фридрих II.
Главное качество – верность королю и беспрекословное выполнение своего долга;
«философ на троне» (общение с Вольтером);
Ограничение барщины;
Поощрение развития торговли и производства;
«фельдфебель на троне», армия – 150 тыс.человек;
Императрица Мария Терезия:
Война за австрийское наследство (1740-1748 гг.);
Создание в Австрии новых, несословных органов власти;
Перепись населения и земельных владений;
Школьная реформа;
Сокращение барщины;
Создание антирусской коалиции (Франция, Австрия, Россия);
Семилетняя война (1756-1763 гг);
Реформы Иосифа II.
Ограничение привилегий знати и духовенства;
Равенство подданных перед законом независимо от их сословной принадлежности4
Провозглашение веротерпимости;
Отмена крепостного права;
«Мечтатель на троне».
Закрепление материала.
На основании завещания Фридриха II попытайтесь установить, в чем, как государь, он видел свое призвание. Можно ли применить к прусскому королю слова, которые когда-то сказал о себе другой монарх – Людовик XIV: «Государство – это я»? А если нет, то почему? Какое государство прусский король считал образцовым?
Используя отрывок из воспоминаний современника об Иосифе II, выясните, что более всего ценит автор источника в реформах Иосифа II. Как сам император оценивал свое место в государстве и чем это, на ваш взгляд объяснялось?
Опираясь на материал учебника, составьте сравнительную таблицу. Реформы эпохи просвещенного абсолютима.
Общее Отличное
Фридрих II Иосиф II Домашнее задание: §§21-23 прочитать, выучить основные исторические понятия.