Из опыта работы Экологическое воспитание и ознакомление с окружающим миром
«Экологическое воспитание и
ознакомление с окружающим миром»
(из опыта работы)
Артамонова Р.Р.- воспитатель
МБДОУ «Кадошкинский д/с комбинированного вида «Солнечный»
Природа-это единственная книга, каждая страница
которой полна глубокого содержания.
И.В.Гете Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей- это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами живой природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Мне, как и многим педагогам- практикам, при ознакомлении детей с природой и с человеком приходилось сталкиваться с проблемой экологического воспитания. Если по рисованию, чтению, математике, труду и другим предметам у детей нет исходных знаний и обучение начинается практически с нуля, то воспитатель имеет возможность просто следовать за ходом естественного развития ребенка и наращивать знания и умения в соответствии с его индивидуальным темпом обучения. Во всех отношениях педагог является более знающим, поэтому он без особых усилий передает эти знания своим воспитанникам.
В отношении природоведения ситуация иная- воспитатель может ответить на 25- 30% вопросов. Такое интересное явление заслуживает специального внимания психологов.
И поэтому в своей работе определила решение следующих задач:
- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
- формирование знаний о жизненно необходимых условий для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
- формирование элементарных представлений о причинно- следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие гуманного эмоционально- доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;
- ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
- формирование гигиенических навыков;
-формирование взглядов на здоровый образ жизни;
- формирование привычки рационально использовать воду;
- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
- развитие познавательного интереса к окружающему миру;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру;
- развитие продуктивной деятельности.
Решение этих задач и умение детей применять свои знания и умения в жизни, в этом я вижу актуальность и перспективность моего опыта.
Для реализации целей и задач следую принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Работу по данному направлению осуществляю на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.
Для решения задач использую такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, экологические тропы, решение кроссвордов, оформление стенгазет, альбомов.
Структура занятия-экспериментирования.
Постановка проблемы.
Тренинг памяти, внимания, логики мышления.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Последние пять лет особое внимание уделяю ознакомлению дошкольников с человеком и формированию взглядов на здоровый образ жизни: на специально организуемых и познавательных занятиях, в играх, в нерегламентированных видах деятельности, в свободной самостоятельной деятельности в течении дня, в виде своеобразных домашних заданиях, даваемых как детям, так и их родителям.
Ознакомление дошкольников с человеком является новым направлением в системе дошкольного образования и поэтому необходимо с осторожностью относиться к экспериментам. Все проводимые наблюдения и эксперименты должны быть безопасными и безвредными. Чтобы у детей сформировался устойчивый интерес к приобретению знаний о человеке, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически. Не следует перегружать детей негативной информацией.
В результате проводимых мной занятий, экспериментов, игр дети старшей группы приобрели следующие знания, умения и навыки:
- понимают назначение таких органов чувств, как язык, глаз, ухо, нос;
- умеют находить сходство в строении человека и животных;
- понимают гомологичность органов;
- имеют общие представления обо всех возрастных периодах человека;
- отличают людей по половым признакам;
- имеют понятия о значении пищи, воды, воздуха для человека;
- имеют представление о витаминах, как натуральных, так и химических;
- знают основные условия необходимые для жизни человека;
- приобрели прочные навыки бытового и обслуживающего труда;
- с удовольствием играют и разговаривают с товарищами;
- вежливо обращаются с взрослыми;
- знают, что у каждого человека и у каждого животного есть родители;
- знают свой адрес;
- активно стремятся поддерживать порядок в группе;
- самостоятельно выполняют гигиенические процедуры;
- пользуются только своими предметами личной гигиены;
- понимают, что свое здоровье надо беречь самому;
- понимают, что состояние здоровья связано с поведением и соблюдением гигиенических мероприятий;
- знают правила поведения на улице, во дворе, в общественных местах и стараются соблюдать их;
- по собственной инициативе организовывают сюжетно-ролевые игры на медицинскую тематику;
- отражают в рисунках, аппликациях, поделках ситуации, связанные с выполнением гигиенических и закаливающих процедур;
- рисуют и лепят человека, соблюдая пропорции частей тела и передавая несложные движения.
КРОССВОРДЫ
Как называются наши органы?
1.Как называется орган который держит голову?
2.Как называется та часть тела, в которой находится орган, с помощью которого мы думаем?
3. С помощью какого органа мы бегаем?
4. Каким органом мы указываем на предмет, который нас интересует?
5. Какой орган определяет вкус еды?
6. Как называется самое умное животное на земле?
7 Ч 1 ШЕ Я 2 ГО Л О В А 3 Н О Г И 4 В О Л О С Ы
5 П А Л Е Ц 6 Я З Ы К Правильно ли поступил мальчик?
- Ребята, сегодня я вам расскажу одну историю, которая случилась с мальчиком Васей. Только вы должны будете помочь мне определить некоторые слова в этой истории. Они зашифрованы в кроссворде.
8 МО 9 З Г 7 Д У М А Т Ь
1 Н О Ж 4 Р А Н А 6 О Р А Т Ь 2 Б А Л О В А Т Ь С Я
5 К Р О В Ь 3 П А Л Е Ц Однажды мальчик взял в руки какой-то острый предмет. (Нож)
И стал обращаться с ним не так, как нужно. Что он стал делать? (Баловаться)
Подставил он под нож очень важную часть руки. (Палец)
На пальце появилось повреждение. Как оно называется? (Рана)
Из раны потекла очень нужная человеку жидкость. (Кровь)
Мальчик испугался и стал что-то очень громко делать. Что он стал делать? (Орать)
А что надо делать прежде, чем баловаться с острыми предметами? (Думать)
Какой орган человека это делает? (Мозг)
Что человек должен беречь всю свою жизнь? (Здоровье)