РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей к школе, общеобразовательное обучение, составлена на основе УМК «Ступеньки детства». [ Н.М. Конышева, О.И. Бадулина, М.В. Зверева] Программа для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обуче
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14» г. Нефтеюганск
Согласовано
Руководитель методического объединения _______________________
Ахтямова Х.М.
«25» мая 2014 г.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
______________________
Хитрых Л.А..
«30» мая 2014 г.
Утверждаю
Протокол педагогического совета №6
Директор школы
_______________________
Наседкина Р.Н.
«4» июня 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по подготовке детей к школе, общеобразовательное обучение,
составлена на основе УМК «Ступеньки детства». [ Н.М. Конышева, О.И. Бадулина, М.В. Зверева] Программа для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего дошкольного возраста.
Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.
________2014-2015уч.год________
(срок реализации программы)
Количество часов всего: 84 , в неделю 3 , всего 28 учебных недели
Составили :
Трескова Надежда Валерьевна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Проворова Ирина Вениаминовна
учитель-логопед первой квалификационной категории
Ахтямова Ханна Муратовна
педагог- психолог классов высшей квалификационной ктегории
Содержание:
Пояснительная записка
Нормативная база
Концептуальные основы программы
Принципы программы
Основные задачи программы
Основные линии развития ребёнка в плане осуществления преемственности дошкольного образования и школы
Организация учебно-воспитательного процесса
Особенности методов, средств и форм организации деятельности дошкольников
Особенности содержания занятий с дошкольниками
Краткая характеристика основных предметных областей программы
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Программа разработана в рамках реализации приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы, одобренных Правительством Российской Федерации, и направлена на решение важнейшей социально-педагогической проблемы - преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предназначена для подготовки детей к школьному обучению и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с ними в образовательных учреждениях различных типов: ДОУ, группах кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад (создаваемых на базе школ, внешкольных учреждений и пр.), а также в условиях домашнего воспитания. В программе приводится вариант недельного планирования занятий по предшкольному образованию.
Основу программы составляют прогрессивные концепции развивающего обучения, а ведущая идея состоит в гармоничном развитии ребенка: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития.
Нормативная база
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.
Примерной программы «Ступеньки детства». [ Н.М. Конышева, О.И. Бадулина, М.В. Зверева] Программа для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения детей старшего дошкольного возраста. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 14» (Пр. № 356 от 28.08. 2013 г.)
Положения МБОУ «СОШ № 14» «Об утверждении рабочих программ» (Протокол №6 педагогического совета от 04.06.2014 г.)
Данная программа направлена на достижение целей и реализацию задач ООП школы:
Цель ООП НОО: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи ООП НОО:
- спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в сторогом соответствии с требованиями стандарта;
- обеспечить целостность образовательного процесса путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы;
- осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы;
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Миссия школы: создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса по овладению ключевыми компетентностями, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
Концептуальные основы программы
Основные концептуальные идеи программы выдвинуты и разработаны коллективом преподавателей кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета. Они являются результатом теоретического исследования, начатого в 1998 г., и последующей опытно-экспериментальной работы. Прежде всего выдвинутые теоретические и методические идеи проверялись разработчиками программы и учебно-методических материалов в опытной работе с детьми в условиях специально созданного при университете психолого-педагогического Центра «Развитие» (с 2000г.).
Программа является комплексной и включает в себя такие важнейшие линии развития ребенка-дошкольника, как: психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.
В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.
Основные трудности в усвоении ребёнком программного содержания школьных предметов связаны с бедностью базового чувственного опыта, недостаточной развитостью психических процессов и способов учебной деятельности.
Соответственно этому предлагаемая система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению включает:
- мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний);
- интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.);
- деятельностную готовность и развитость практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль);
- социально-личностную готовность (определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).
Именно это и должно быть сформировано у малыша в дошкольный период, чтобы обеспечить ему успешное обучение в школе.
В дошкольный период закладываются основы не только интеллекта, но в первую очередь именно нравственности, программа предлагает осуществлять духовно-нравственное развитие за счет определённой расстановки акцентов в содержании занятий. Подобный подход делает работу по духовно-нравственному развитию детей естественной, лишённой нарочитости и, главное, не утомительной для дошкольников.
Соответственно всему изложенному выше все компоненты программы приобретают специфическую окраску и иерархию приоритетов.
Принципы программы
Оптимальный учет функциональных возможностей и естественных законов развития ребенка в организации различных видов деятельности.
Ограничение учебных нагрузок дошкольников, отказ от экстенсивного пути в организации учебно-познавательной деятельности за счет оптимизации педагогического процесса.
Создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия и успешности в процессе усвоения предусмотренных программой знаний, умений и навыков.
Забота о духовно-нравственном развитии личности в рамках учебных занятий, свободных видов деятельности и организации общения с детьми.
Включение опыта ребенка в процесс усвоения знаний, умений и навыков.
Приоритет самостоятельной деятельности ребенка в процессе обучения.
Интеграция знаний, умений и навыков (через содержание и виды познавательной деятельности, организуемой по отдельным направлениям).
Открытый характер предметного содержания образовательно-развивающей работы с детьми. Отсутствие нацеленности на работу по определенному учебно-методическому комплекту в школе.
Основные задачи программы
1. Укрепление психофизиологического здоровья детей, создание предпосылок к духовно-нравственному саморазвитию личности.
2. Развитие любознательности, стремления к расширению знаний.
3. Развитие инициативности, самостоятельности, активности.
4. Формирование и развитие основных познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и пр.).
5. Формирование приемов учебно-познавательной деятельности (ориентировка в задании; действия, необходимые для его выполнения; самоконтроль).
6. Формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками.
7. Методическая поддержка педагогов, позволяющая осуществлять полноценное развитие ребенка с сохранением его физического и психического здоровья, в тесной взаимосвязи с естественными потребностями и законами.
Основные линии развития ребёнка в плане осуществления преемственности дошкольного образования и школы
1. Психофизиологическое развитие (забота о сохранении здоровья, развитие функциональных возможностей организма, формирование представлений о здоровом образе жизни, привитие необходимых навыков и привычек, поддерживающих психофизиологическое развитие).
2. Духовно-нравственное развитие (формирование представлений о моральных ценностях, овладение морально-нравственными эталонами, воспитание нравственных чувств, воспитание внимательного и участливого отношения к окружающим).
3. Эмоционально-эстетическое развитие (воспитание эмоциональной отзывчивости, формирование эстетических эталонов, развитие ассоциативно-образного мышления, интереса к творческой деятельности; овладение средствами выражения эмоционально-оценочного отношения к окружающему).
4. Социально-личностное развитие (воспитание культуры взаимодействия с окружающим миром, осознания себя как личности и индивидуальности).
5. Интеллектуально-познавательное развитие (развитие познавательного интереса, активности, эрудиции, психических процессов и умственных действий; формирование структуры учебной деятельности).
Все обозначенные линии или направления работы реализуются комплексно: во всех конкретных видах деятельности они проходят во взаимосвязи друг с другом. В первую очередь это обеспечивается специально разработанной системой учебных занятий, которые по своему содержанию соответствуют интересам, запросам и возможностям детей.
Организация учебно-воспитательного процесса
Программа рассчитана на определенную систему работы с детьми в течение года. Рекомендуется щадящий режим занятий, который обеспечивает достижение желаемого результата. Примерная рекомендуемая продолжительность занятий - 7 месяцев (с октября по апрель включительно) с каникулами в январе и марте; всего 28 недель. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Подобный режим занятий является оптимальным, исключающим перегрузки и не нарушающим законов психофизиологического развития ребенка.
План занятий по программе (с посещением 1 раз в неделю)
№
Вид занятия
Кол.зан.
1.
Подготовка к чтению и письму
1
2.
Ознакомление с окружающим миром
1
3.
Математическое развитие
1
Всего
3
Возможность вариативного использования программы для различных образовательных систем обеспечивается вариативным содержанием изучаемого материала.
Особенности методов, средств и форм организации деятельности дошкольников
Приоритет отдаётся наглядно-действенным и наглядно-образным формам познания над вербальными. Включение абстрактных форм познания осуществляется лишь по мере накопления достаточной базы чувственного опыта.
Приоритетное значение имеют также исследовательские методы, которые развивают любознательность и важнейшие психические функции ребенка. Они находят своё выражение в приёмах наблюдения, разноплановом рассмотрении объектов, их сравнении, преобразовании и конструировании, в обобщении результатов наблюдений, в опоре на опыт ребенка, в соблюдении баланса между знанием и интуицией, в использовании дедуктивных и индуктивных рассуждений.
Активно используется и метод моделирования (предметные и графические модели и установление соответствия между ними), но лишь по мере накопления базового чувственного опыта.
Основными организационными формами являются: работа в группе, в парах, индивидуальная работа.
В качестве основных средств выступают: многофункциональные дидактические материалы с печатной основой для проведения дифференцированной работы и соответствующие им предметные средства, обеспечивающие полноценную реализацию этой работы, а также наглядные пособия.
Особенности содержания занятий с дошкольниками
В программе общая концепция реализуется через организацию различных видов деятельности детей:
- художественно-эстетическая деятельность;
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность.
Конкретное содержание обозначенных видов деятельности включена в систему, состоящую из отдельных предметных областей, специально выделенных для удобства организации целостного процесса обучения, воспитания и развития дошкольников.
Каждая предметная область разработана на основе собственного содержания, но с учётом охарактеризованных выше принципов, задач и линий преемственности в развитии ребенка. Эти области следующие: художественно-конструкторская деятельность, знакомство с окружающим миром, подготовка к чтению и письму, математическая подготовка, валеологическое образование детей. Помимо этого разработаны специальные игры и творческие занятия для свободной деятельности (самостоятельной или с педагогом).
Основным ориентиром при отборе предметного содержания учебно-воспитательной работы явились научные критерии нормативов возрастного развития, а также данные медицинских и психолого-педагогических исследований по вопросам развития детей и их здоровья в условиях специального обучения.
Учитывая то обстоятельство, что любое мышление может возникнуть лишь на базе живых чувственных представлений, на одно из первых ставится работа по сенсорному воспитанию детей, которая имеет место во всех предметных областях. Чем богаче запас «живого опыта», тем больше у ребенка возможностей для его полноценного анализа и для творчества в любой области..
В соответствии с программой практически все занятия в каждой предметной области носят комплексный характер. Например, работая над одним и тем же заданием на занятиях по художественно-кострукторской деятельности, дети рисуют, раскрашивают, выполняют упражнения на развитие памяти, творческого воображения, мышления, самоконтроля, решают логические задачи (как в мысленной, так и в предметно-практической форме), слушают и повторяют стихи и загадки, а также выполняют специальные практические действия, направленные на развитие сложных функциональных возможностей организма (сгибают, вырезают бумагу или обрывают ее пальцами, склеивают, лепят и пр.).
Комплексный характер заданий позволяет:
1) за счет переключения с одних видов деятельности на другие не допустить утомления детей (что могло бы привести к снижению учебно-познавательной мотивации и отрицательно влиять на здоровье);
2) повысить сознательность выполняемых видов работы (благодаря тому, что каждое задание рассматривается ребенком с разных сторон, с необходимой степенью подробности);
3) максимально использовать конкретную работу для развития самых разных психических процессов и приемов умственной деятельности.
Одновременно содержание предлагаемых заданий предполагает и воспитательное воздействие на детей и направлено на развитие у них ценных качеств личности. Это достигается посредством специального включения в процесс занятий эмоционально-эстетического компонента (например, через привлечение к работе разнообразных объектов природы и их эмоциональную оценку), организации работы детей на основе личностно-деятельностного подхода и требований культуры труда.
Во всех предметных областях и на разных занятиях предусматривается также приучение ребенка к книге, развитие желания «общаться» с книгой, получать из нее информацию и размышлять над этой информацией.
Учебно-дидактические материалы являются не формальными учебниками или тетрадями для занятий со скучным набором заданий, а чем-то вроде «книжек с картинками», напоминающими детям рассматривание детских книг вместе с родителями. Вопросы для обсуждения с детьми и задания в игровой форме облегчают их включение в занятия.
Например, страницы альбома «Школа здоровья для детей и их родителей» – это своеобразные экскурсии в школу здоровья доктора Айболита, куда вместе с детьми приходят любимые ими герои: обезьяна Чичи, собака Авва, попугай Каррудо, а также друзья Айболита Таня и Ваня. Иллюстрации представляют собой своеобразные комиксы, в которых герои общаются, задают вопросы, получают ответы. Подбор этих иллюстраций проводился с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Несмотря на то, что большинство детей 6 лет еще не умеют читать, у них большой популярностью пользуются детские журналы с комиксами. Прочитав их однажды вместе со взрослыми, ребенок зачастую пересматривает их несколько раз, вспоминая сюжет, с удовольствием выполняет задания.
Школа Айболита немного напоминает поликлинику, только кабинеты имеют здесь не номера, а названия: «Просвечивающий», «Кабинет орлиный глаз», «Зубоспасительный кабинет», «Кабинет тонких чувств» Этот подход, кроме образовательной, имеет еще дополнительную пользу, так как будет уменьшать страх детей перед врачами и медицинскими процедурами. Таким образом мы рассчитываем повышать будущую медицинскую активность человека.
Таким образом на разных занятиях, дошкольники подготавливаются и к овладению навыком чтения, который может надежно формироваться только на фоне читательского интереса и общего развития познавательной деятельности.
Особенно важно отметить то, что программа не ставит специальную задачу обучения дошкольников чтению и письму. Однако понимание того, что чтение и письмо принадлежат к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляются при взаимодействии ряда специфических механизмов, обязывает развивать эти механизмы, организовывать комплексную системную работу по развитию у ребенка тех функций, которые характеризуют школьную зрелость.
Среди этих функций и механизмов решающую роль играют: зрительные, речедвигательные, речеслуховые, смысловые, механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительная память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации, комплекс лингвистических умений. Их своевременному развитию в период дошкольного детства придаётся особое значение.
Программное содержание отражено в соответствующих учебно-дидактических материалах и методических руководствах , которые созданы с учётом основных положений программы «Ступеньки детства».
Программа обеспечена соответствующим комплектом пособий логико-математического содержания, материалов по ознакомлению с окружающим миром, по организации творческих занятий на базе художественно-конструкторской деятельности, лингвистических игр и упражнений.
Работа с детьми направлена преимущественно на всемерное расширение и обогащение их сенсорного и моторного опыта, поскольку «в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве». Все материалы максимально отвечают стремлению к активному движению, которое отличает детей этого возраста.
Вместе с тем для детей шестого и особенно седьмого годов жизни, наряду с дальнейшим развитием сенсорного и моторного опыта, особое значение приобретает подготовка к предметному обучению в школе (о важности которой упоминал еще Л.С. Выготский). С учетом этого основные акценты в содержании и методике работы на данной возрастной ступени перемещаются на формирование более общих представлений (относительно мира природы, общества, предметного мира, языка, мира величин и пр.).
Краткая характеристика основных предметных областей программы
1. «Подготовка к чтению и письму» (28 часов)
1. Чтение. Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют:
1) зрительный;
2) речедвигательный;
3) речеслуховой;
4) смысловой.
Учитывая эти особенности акта чтения, содержание данного курса направленно на развитие определённых компетенций дошкольника и решает следующие задачи:
-развитие артикуляционного аппарата (работа с чистоговорками и скороговорками, проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта;
- развитие фонематического слуха (выделение звуков в звучащем слове, определение последовательности звуков ), работа с рифмами;
-знакомство со зрительным образом всех букв русского алфавита, запоминание букв (только печатный шрифт);
- обогащение и активизация словаря и, что особенно важно, работа над пониманием смысла слова.
2. Письмо. Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений.
Процесс письма - это синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. В связи с вышесказанным в данном разделе программы решаются следующие задачи:
-повышение уровня наглядно-образного мышления детей;
-совершенствование способности к зрительному восприятию различных форм;
-умение ориентироваться в пространстве листа;
- укрепление руки;
-улучшение координации движений;
- знакомство с гигиеническими правилами письма;
3. Общее развитие детей
Как и вся программа в целом, данный раздел носит общеразвивающий характер и способствует формированию предпосылок к учебной деятельности:
-развитие познавательных процессов;
-умение работать по инструкции;
-умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
-умение задавать вопрос и отвечать на вопросы;
-развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез);
-развитие логического мышления;
-развитие любознательности;
4. Формирование представлений:
-виды речи (говорение, слушание, чтение, письмо)
-алфавит
-гигиенические правила письма;
-ребус;
-рифма.
2. «Математическая подготовка» (28 часов)
Математическая подготовка детей к школе нацелена на формирование у них представлений о форме, размере и количестве.
1. Представление о форме, размере и взаимном расположении различных объектов.
Сравнение и описание предметов по признакам (одинаковые - разные, похожи – отличаются). Изменение признаков (анализ и сравнение реальных предметов и их рисунков). Сравнение размеров визуально и наложением. Представления о длине. Сравнение длин (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, ближе – дальше).
Выделение элементов в различных объектах, их сравнение, изменение. Составление фигур (рисунков) из их частей (вырезание частей, наклеивание их на образец)
Понимание слов «и», «или», «все», «каждый», «из них».
Понимание и конкретизация слов «слева», «справа», «между», «над», «под», «перед», «внутри», «снаружи» и других пространственных отношений.
2. Представление о количестве.
Числовые фигуры. Способ установления взаимно однозначного соответствия между предметами (элементами) различных совокупностей (наложение каждого предмета одной совокупности на каждый предмет другой совокупности, расположение предметов одной совокупности под каждым предметом другой совокупности, образование пар). Понимание количественных отношений: «больше», «меньше», «столько же» (не надо вводить знаки «больше», «меньше», «равно» и записывать неравенства и равенства!). Изменение количества (стало предметов «больше», «меньше» , «столько же»). Выполнение предметных действий с различными совокупностями.
Усвоение последовательности слов числительных, используемых для счета предметов. Упражнения в счете. Понимание взаимосвязи между словами «число» и «количество» (число предметов и количество предметов). Знакомство с математическими знаками (только цифры !). Их узнавание и называние. Понимание того, что слова можно заменить условными знаками Например, число (количество предметов) «два» – цифрой 2.
3. Геометрические фигуры.
Узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг). Их расположение на плоскости. Конструирование предметных моделей и их соотнесение с рисунком. Выделение фигур на фоне различных линий (развитие пространственного воображения).
4. Представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач).
5. Представления о последовательности событий (что сначала? что потом?).
В процессе формирования представлений целенаправленно формируются умения: описывать выполненные действия (рассказать, что делал и в какой последовательности), осуществлять деятельность, адекватную полученному заданию.
При составлении тематического планирования необходимо ориентироваться на содержание пунктов в рабочих тетрадях и на номера указанных в каждом пункте заданий. Количество занятий может зависит от состава детей, профессиональной компетентности педагога и от возможностей образовательного учреждения в организации и проведении занятий.
3. «Ознакомление с окружающим миром» (14 часов)
Развитие, воспитание, образование – вот три линии, которые лежат в основе формирования у дошкольников представлений об окружающей их природе, предметном мире, социальном окружении.
Основными задачами воспитателя при этом становятся:
- организация восприятия детьми окружающего мира и сбор разнообразной информации через непосредственное наблюдение (внешний вид, строение тела, среда обитания, образ жизни, питание и др.);
- помощь детям в создании образного представления о наблюдаемом объекте через выделение признаков, свойств, назначения, функционирования и т. д.;
- подведение к обобщающему понятию (растение, гриб, животное и т. д.);
В процессе познания дети начинают осваивать и простое экспериментирование, которое тоже становится источником информации. С его помощью дети узнают свойства предметов и веществ (плавает, тонет, притягивается, пластичное, прозрачное, твёрдое, сыпучее).
При формировании образных представлений дети учатся описывать предметы и явления, называя их характерные признаки и свойства.
Основные представления, формируемые у дошкольников:
- о телах живой и неживой природы, о небесных телах, формах суши, водоёмах;
- о пространственно-временных отношениях в окружающем мире, о закономерности повторяемости явлений природы (смена дня и ночи, времён года);
- о погодных явлениях и сезонных изменениях, их влиянии на рост и развитие растений, животных, на человека;
- о сезонных явлениях в неживой и живой природе (положение Солнца, температура воздуха, состояние воды, изменение окраски, листопад, линька, спячка);
- о влиянии внешних условий на состояние и свойства веществ (сыпучесть сухого песка, пластичность мокрой глины, таяние льда и пр.);
- о красоте и многообразии растений, грибов, животных, об их росте, развитии и размножении, о взаимодействии живых существ в экосистемах;
- о своеобразии, неповторимости каждого живого существа, об условиях, необходимых для его существования (тепло, свет, влага, питание), о его образе жизни и приспособляемости к условиям среды обитания;
- о человеке как части живой природы, о его разумной деятельности по сохранению её красоты и гармонии, о возможных негативных последствиях его безответственной деятельности и не рациональном использовании её богатств;
- о разнообразии профессий людей, об экономике семьи, о доходах и расходах, о потребностях и желаниях, о необходимостях и излишествах;
- о гигиенических требованиях (правила ухода за телом и одеждой, инструментами и бытовой техникой и пр.);
- о здоровье человека и роли природных факторов для его сохранения, о здоровом образе жизни;
- об изделиях человека, их назначении, функционировании, правилах обращения;
- об уходе за растениями, животными, территорией жизни (комната, двор, участок, столовая и пр.);
- о безопасном и экологически грамотном, нравственном взаимодействии с окружающим миром природы и людей.
Развиваем при этом способности видеть красоту окружающей природы, её взаимосвязи, ранимость от природных стихий и деятельности человека. Воспитываем бережное и ответственное отношение к окружающему, объясняя безопасное, экологически грамотное и нравственное поведение в нём. Обогащая представления о предметном мире, мире природы и людей, развиваем умения наблюдать и выделять отличительные признаки предметов и явлений, из взаимосвязи и зависимости. При этом формируются и развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и классифицировать предметы и явления окружающего мира.
Основные виды познавательной деятельности, которые начинают осваивать дошкольники при формировании образных представлений об окружающем, следующие:
- непосредственное (и опосредованное) наблюдение внешних признаков, свойств предметов и явлений, очевидных связей и отношений между ними, с последующим сравнением, сопоставлением, выделением существенных признаков, выявлением причин и следствий;
- простое экспериментирование по исследованию свойств предметов и веществ;
- моделирование предметов и явлений окружающего мира, связей в живой и неживой природе;
- последовательная замена наблюдаемого предмета словом, образом, условным знаком;
- прогнозирование экологического неблагополучия в результате действия природных факторов и деятельности человека (засуха, гроза, загрязнение, осушение, свалка отходов);
- прогнозирование опасностей при несоблюдении правил поведения в природной и социальной среде;
- представление собранной информации через описание, рисунок, аппликацию, модель, сюжетно-ролевую игру, драматизацию.
Выявление причин и следствий на основе наблюдений, попытка найти ответ на вопросы «Почему?», «Что будет, если...?», и другие побуждают ребёнка делать первые попытки анализировать и обобщать увиденное. При этом развиваются наблюдательность, внимание, мышление, воображение, творческие способности и другие качества личности. Длительные наблюдения (например, за ростом и развитием растения) позволяют формировать представления об изменчивости мира, о его взаимосвязях, о причинах и следствиях тех или иных предметов и явлений.
Таким образом, наблюдение и экспериментирование выступают как важнейшие способы познания мира. В них переплетаются разные формы мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Любознательность, радость «открытия», осознание своих исследовательских умений и другие интеллектуальные чувства вплетаются в процесс познания и активизируют его, что создаёт условия для формирования картины мира и основ мировоззрения в будущем.
Большое значение уделяется и моделированию предметов и явлений окружающего мира, как через простые предметные модели, так и через сюжетно-ролевые игры, драматизации (например, разыгрывание сценок из сказок Г. Андерсена, В. Бианки и др.) с использованием чувственного опыта ребёнка и наглядности.
На основе первичного различения предметов, моральных категорий у детей начинают возникать и первые общие представления о живом и неживом, природном и социальном, о плохом и хорошем, добре и зле, об ответственном и безответственном отношении, о нравственном и безнравственном поведении. У детей начинают формироваться основы экологической культуры взаимодействия с миром природы и людей. Особое внимание уделяется воспитанию уважительного, вежливого взаимоотношения ребёнка со взрослыми и сверстниками, доброжелательное отношение к нуждам других, желанию помочь, бережному отношению к растениям и животным.
Развивающая программа «Сохрани свое здоровье сам» является частью раздела «Ознакомление с окружающим миром» и нацелена на воспитание в детях активного и сознательного отношения к своему здоровью, формирование навыков здорового образа жизни. Программа обосновывает прививаемые дошкольникам гигиенические, здоровьесберегающие умения доступным для его возраста объемом знаний об устройстве и функционировании человеческого организма.
Рабочая тетрадь «Школа здоровья для детей и их родителей» напоминает «книжку с картинками», что облегчает ее восприятие. Каждое занятие посвящено определенной стороне жизнедеятельности организма и здоровьесбережения, например, значению чистоты и гигиенических правил для борьбы с опасными микробами, сохранению хорошего зрения и слуха, правильной осанки.
Содержание занятий
1. Человек и его здоровье. Значение здоровья для активной и долгой жизни. Условия сохранения и укрепления здоровья. Здоровый и нездоровый образ жизни. Знакомство с рабочей тетрадью и ее героями.
2. Как мы устроены. Общее строение человеческого организма. Основные части и органы тела человека, их значение и расположение.
3. Здоровая кожа - защита нашего тела. Значение чистой и здоровой кожи для профилактики болезней. Гигиена как основное оружие против опасных микробов.
4. Защитись от инфекции! Ознакомление с основными правилами и способами первой помощи при ушибах, порезах, потертостях, мелких кровотечениях. Аптечка первой помощи.
5. Чувства - разведчики. Формирование начальных представлений об органах чувств человека, их значении для ориентации в окружающей среде, безопасности и развития человека. Осязание как одно из самых древних чувств и его возможности.
6. Проверяем зрение. Формирование представлений о зрении и его значении для человека. Нарушения зрения и их профилактика.
7. Упражняем зрение. Формирование навыков сохранения зрения. Гимнастика для глаз и ее значение.
8. Берегите уши. Формирование начальных представлений об органе слуха и равновесия. Значение слуха и чувства равновесия. Правила сохранения хорошего слуха. Гимнастика для слуха.
9. Кровь – удивительная жидкость внутри нас. Сердце и кровь. Их значение для жизни и сохранения здоровья. Работа сердца. Значение физических упражнений и спорта для укрепления сердца и сосудов.
10. Дышите глубже! Формирование начальных представлений о дыхании и его значении. Легкие человека. Гигиена дыхания.
11. Скелет человека. Скелет человека, его строение и значение. Хорошая осанка и ее сохранение. Профилактика плоскостопия. Значение физкультуры для хорошей осанки.
12. С утра до вечера. Режим дня. Формирование начальных представлений о правильном чередовании разных видов деятельности и отдыха. Режим дня ребенка.
13. Как научиться не вставать с левой ноги? Утренняя гимнастика и ее роль для активной и здоровой жизни. Обучение комплексу общеразвивающих упражнений для дошкольников.
14. Зачем нам еда? Формирование начальных представлений о питании и пищеварении. Основные компоненты пищи, необходимые для роста, развития, укрепления здоровья.
15. Правильное питание. Правила здорового питания. Полезные и вредные продукты. Режим питания. Формирование навыков правильного питания.
16. Витамины и здоровье. Витамины и их значение. История открытия витаминов – веществ, сохраняющих жизнь. Ознакомление с продуктами, богатыми витаминами.
17. Чтобы зубы не болели. Формирование начальных представлений о строении, значении и видах зубов. Молочные зубы и их смена. Кариес и его причины. Способы правильного ухода за зубами.
18. Учимся правильно учиться. Знакомство с правилами гигиены обучения. Формирование навыков правильной посадки за партой, обращения с письменными принадлежностями. Пальчиковая гимнастика и ее значение.
19. Прогулка. Знакомство с самыми распространенными видами растений, произрастающими в России. Формирование бережного отношения к растениям.
20. Ядовитые и лекарственные растения. Знакомство с самыми распространенными видами ядовитых и лекарственных растений и грибов. Формирование осторожного отношения к незнакомым растениям и грибам.
21. Собери дары леса. Контроль полученных знаний о съедобных и несъедобных, опасных растениях и грибах с помощью практического задания. Формирование навыков правильного поведения в походе и на экскурсии.
Задания по данной части программы могут быть разными, но всегда имеют игровую или занимательную форму, предполагающую активность самих детей. Это может быть: изучение некоторых видов гимнастики, лепка из пластилина, традиционное раскрашивание, небольшие самостоятельные рисунки по образцу, работа с карточками, ролевые игры.
Вступительная теоретическая часть к занятию стоится в форме беседы, диалога, обсуждения. Небольшой теоретический материал, предлагаемый к каждому занятию, можно изменить по своему усмотрению, что-то добавить или уменьшить в зависимости от особенностей детей.
Необходимо выделить время для закрепления практического гигиенического материала – различного вида гимнастики. Это является особенно важным, поскольку главной задачей курса является воспитание в детях привычек здорового образа жизни.
При обсуждении затрагиваемых тем постепенно вводятся в словарный запас детей некоторые несложные биологические термины: сердце, мозг, желудок, витамины и т.д. Овладение этими понятиями не является, как уже говорилось выше, главной целью занятий. Однако, благодаря особой восприимчивости мозга ребенка в эти годы, в будущем, в школьный период они послужат своего рода центрами кристаллизации, вокруг которых будут накапливаться новые знания об организме и его здоровье, обеспечивая преемственность образования.
Навыки здорового образа жизни, которые были получены в дошкольные годы, сохранятся ребенком надолго, создавая запас прочности его организма на многие годы вперед.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Для реализации цели и задач по данной программе используется методические пособия к УМК "Ступеньки детства"
Литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] д. п. н., проф. Н. М. Конышева; к.п.н., доц. О. И. Бадулина; к.п.н., доц. М. В. Зверева Под ред. Н. М. Конышевой Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1 Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»» Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2013г.
Учебно-техничесое обеспечение
№ п.п.
Средства
Перечень средств
1
Печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе .
2
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся
1.Классная магнитная доска.
2. Интерактивная доска.
4. Компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Ксерокс, принтер.
3
Цифровые образовательные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный портал «Российское образование»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Российский общеобразовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информация о проекте «Информатизация системы образования»
Образовательная система "ГАРМОНИЯ" для начальной школы
http://www.umk-garmoniya.ru/stupeni/metod/
4.
Расходные материалы (маркеры, бумага, картриджи, мел и т.д.)
Индивидуальные планшеты, маркеры (красного, синего, черного, зеленого цветов), бумага формата А4, картриджи, цветная бумага, пластилин.
Календарно-тематическое планирование.
Подготовка к чтению и письму (28 часов)
№
Тематика занятий
Кол-во часов
Стр.уч.
пособия
Дата
План
Факт
1
Речь: говорение и слушание.
Составление рассказа по сюжетной картинке « Осень»
1
Т.1
4-7
3.10
2
Речь: чтение и письмо. Составление рассказа по серии картинок.
1
8-11
10.10
3
Звуки речи. Русская народная сказка « Маша и медведь»
1
12-15
17.10
4
Гласные звуки. Составление рассказа по сюжетной картинке «Во дворе»
1
16-19
24.10
5
Согласные звуки. Составление рассказа по серии картинок.
1
20-21
31.10
6
Слоги. Русская народная сказка «Курочка Ряба»
1
24-27
14.11
7
Ударение. Составление рассказа по сюжетной картинке «Забавы детей».
1
28-31
21.11
8
Слова. Составление рассказа по серии картинок.
1
32-35
28.11
9
Буквы А а, Я я. Звук [а]. Русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
1
Т.2
4-7
5.12
10
Буквы О о, Ё ё. Звук [о]. Составление рассказа по сюжетной картинке «Верный друг»
1
8-11
12.12
11
Буквы У у, Ю ю. Звук [у]. Составление рассказа по серии картинок.
1
12-15
19.12
12
Буквы Э э, Е е. Звук [э]. Русская народная сказка « Ежонок»
1
16-19
26.12
13
Буква И и, звук [и]. Буква ы, звук [ы]. Составление рассказа по сюжетной картинке «Зимушка-зима»
1
20-23
16.01
14
Буква М м. Звуки [м], [м']. Русская народная сказка
« Три медведя»
1
26-27
23.01
15
Буква Н н. Звуки [н], [н']. Составление рассказа по серии картинок.
1
28-29
30.01
16
Буква Р р. Звуки [р], [р']. Составление рассказа по сюжетной картинке «У новогодней ёлки»
1
30-31
6.02
17
Буква Л л. Звуки [л], [л']. Русская народная сказка
«Гуси-лебеди»
1
32-33
13.02
18
Буква Й й. Звук [й]. Составление рассказа по серии картинок.
1
Т.3 32-33
20.02
19
Буква Г г . Звуки [г], [г']. Буква К к. Звуки [к], [к'].
Составление рассказа по сюжетной картинке « Развлечения детей зимой»
1
Т.2 34-37
27.02
20
Буква З з . Звуки [з], [з']. Буква С с. Звуки [с], [с'].
Русская народная сказка «Лиса и заяц»
1
Т.3
4-7
6.03
21
Буква Д д. Звуки [д], [д']. Буква Т т. Звуки [т], [т']. Составление рассказа по серии картинок.
1
8-11
13.03
22
Буква Б б. Звуки [б], [б']. Буква П п. Звуки [п], [п'].
Составление рассказа по сюжетной картинке «Лёд идёт»
1
12-15
20.03
23
Буква В в. Звуки [в], [в']. Буква Ф ф. Звуки [ф], [ф']. Составление рассказа по серии картинок.
1
16-19
27.03
24
Буква Ж ж. Звук [ж].Буква Ш ш. Звук [ш].Буква Ц ц. Звук [ц].
В.Драгунский «Заколдованная буква»
1
20-25
10.04
25
Буква Ч ч. Звук [ч']. Составление рассказа по сюжетной картинке « Забавы детей весной»
1
26-27
17.04
26
Буква Щ щ. Звук [щ']. С.Михалков « Мой щенок»
1
28-29
24.04
27
Буква Х х. Звуки [х], [х']. Составление рассказа по серии картинок.
1
30-31
15.05
28
Буквы ъ и ь. Составление рассказа по сюжетной картинке «Весна»
1
34-35
22.05
Математическая подготовка (28 часов)
№
Тематика занятий
Кол-во часов
Стр. уч.
пособия
Дата
План
Факт
1-2
Признаки предметов. Счёт предметов ( устная нумерация). Взаимное расположение предметов ( Слева, справа, вверху, внизу).Понятие одинаковый.
2
Т.1
3-9
3.10
10.10
3-4
Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов( устная нумерация).Сравнение.
2
10-11
17.10
24.10
5
Пространственные отношения: внутри, снаружи. Числа 1,2,3.
1
12-14
31.10
6
Число и цифра. Счёт предметов. Знакомство с цифрой 1.
1
15-17
14.11
7-8
Счёт предметов. Знакомство с цифрами 2,3.
2
22-25
21.11
28.11
9
Представления о паре предметов. Числа 4,5,6.
1
18-21 30-31
5.12
10
Геометрические фигуры. Знакомство с цифрой 4.
1
32-33
12.12
11-12
Пространственные отношения: между, перед. Знакомство с цифрами 5,6.
2
34-35
19.12
26.12
13-14
Отношение: столько же. Счёт предметов. Числа 7,8,9.
2
26-29 36-39
16.01
23.01
15
Отношения: больше, меньше. Сравнение длин предметов. Знакомство с цифрой 7.
1
Т.2
3-7
30.01
16
Пространственные отношения: уже, шире. Знакомство с цифрой 8.
1
8-11
6.02
17
Пространственные отношения: выше, ниже, короче, длиннее. Знакомство с цифрой 9.
1
12-15
13.02
18-19
Поиск и составление закономерностей. Натуральный ряд чисел от 1до 9, принцип его построения.
2
16-20
20.02
27.02
20-21
Присчитывание по единице и отсчитывание по единице..
2
21- 25,
30-31
6.03
13.03
22-23
Пространственные отношения: на, над, под. Состав чисел 2,3.
2
26-29
20.03
27.03
24-26
Пространственные отношения.
Состав 4,5.
3
32-34
10.04
17.04
24.04
27-28
Поиск и составление закономерностей.
2
35-41
15.05
22.05
Ознакомление с окружающим миром» (14 часов)
№
Тематика занятий
Количество часов
Стр. уч.
пособия
Дата
План
Факт
1
Как мы устроены.
Учимся правильно учиться.
1
6-7
3.10
2
Здоровая кожа – защита нашего тела.
1
8-9
10.10
3
Защититесь от инфекции.
1
10-11
17.10
4
Чувства – разведчики.
1
12-13
24.10
5
Проверяем зрение. Упражняем зрение.
1
14-15
31.10
6
Берегите уши.
1
18-19
14.11
7
Скелет человека. Осанка посадка.
1
24-25
21.11
8
С утра до вечера. Режим дня.
1
26-27
28.11
9
Правильное питание.
1
32-33
5.12
10
Витамины и здоровье.
1
34-35
12.12
11
Чтобы зубы не болели.
1
36-37
19.12
12
Прогулка.
1
40-41
26.12
13
Ядовитые и лекарственные растения.
1
42-43
16.01
14
Собираем дары леса.
1
44-45
23.01
Примечание: данное пособие (учебник-тетрадь) рассчитано на 20 часов, нами были взяты наиболее значимые темы для изучения, все остальные рекомендованы для рассмотрения в кругу семьи.
Сохрани свое здоровье сам ( является частью раздела «Ознакомление с окружающим миром)
(14 часов)
№
Тематика занятий
Количество часов
Стр. уч.
пособия
Дата
План
Факт
1
Осенние изменения в природе.
1
К.1
2-3
30.01
2
Домашние животные.
1
К.1
4-5
6.02
3
Дикие животные.
1
К.1
18-19
13.02
4
Перелётные птицы.
1
К.1
6-7
20.02
5
Зимние изменения в природе.
1
К.1
24-25
27.02
6
Предметы домашнего обихода.
1
К.1
26-27
6.03
7
Весенние изменения в природе.
1
К.1
28-29
13.03
8
Обитатели водоёмов.
1
К.1
30-31
20.03
9
Обитатели морей.
1
К.2
2-7
27.03
10
Насекомые.
1
К.3
3-11
10.04
11
Земноводные и пресмыкающиеся.
1
К.4
8-9
17.04
12
Лиственные и хвойные растения.
1
К.3
20-21
24.04
13
Культурные растения.
1
К.4
4-5
15.05
14
Грибы: съедобные и несъедобные.
1
К.4
16-17
22.05
·