Консультация для воспитателей: Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Консультация для воспитателей на тему:
«Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Подготовил: учитель-логопед МДОУ №51,
Бабушкина Елена Анатольевна
г. Подольск
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга».(И. И. Павлов)
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. По мнению М. М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Нервные импульсы, идущие в кору головного мозга от движущихся пальцев рук, тревожат и расположенные по соседству речевые зоны коры, стимулируя их к активной деятельности.
Чем больше число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче.
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только общей моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения со взрослыми.
Существует мнение, что сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с дошкольниками, имеющими нарушения в развитии речи.
Развивая мелкую моторику у детей на логопедических занятиях, мы стараемся учитывать три основных общедидактических принципа, а именно принципы системности и комплексности, а также принцип индивидуального и дифференцированного подхода к детям.Принцип системности опирается на представление о том, что двигательный акт обеспечивается работой сложной функциональной системы, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поломка одного из компонентов нарушает функцию всей системы. В связи с этим развитие мелкой моторики предполагает воздействие на все ее компоненты. Согласно принципу системности, все направления работы (а именно формирование статической и динамической координации, переключаемости, одновременности, отчетливости движений, зрительно-пространственной организации движений, тактильных и графических навыков) должны реализовываться во взаимосвязи.
Логопедическая работа должна носить также комплексный характер и предполагать не только развитие мелкой моторики руки детей, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, а также познавательной деятельности, речи, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти. Принцип комплексности предусматривает отработку соответствующих двигательных умений и навыков в различных видах деятельности детей.
Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода к детям предполагает учет речевых, психофизических и личностных особенностей каждого ребенка. Это обусловлено разным уровнем сформированности двигательных качеств, различным состоянием речи детей. Организация занятий должна предполагать особое внимание к детям, которые имеют более низкий уровень развития мелкой моторики. Каждый ребенок должен вовлекаться в выполнение посильных для него двигательных задач. Осуществляя дифференцированный подход в обучении, следует варьировать содержание, сложность и объем заданий, предлагаемых детям. Работа с детьми проводится нами на специально организованных логопедических занятиях продолжительностью 25 минут. В структуре логопедического занятия обязательно присутствуют: пальчиковая гимнастика, тактильные упражнения, графические упражнения, расслабляющие упражнения.
Обязательной частью каждого нашего занятия является пальчиковая гимнастика. Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами, сюда же относится пальчиковая гимнастика с предметами (карандаши, орехи, мяч-ёж, пуговицы и т.д.). Игры с пальчиками развивают не только координацию, ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют его творческие способности, фантазию и речь.
Следующей составляющей частью логопедического занятия являются задания, позволяющие развивать тактильную чувствительность. Это, прежде всего, работа со спичками, счетными палочками, пуговицами, бусами, мозаикой и другим мелкими предметами, работа с разнообразным материалом – бумагой, нитками, песком, крупами (сухой бассейн) и др. Развитие тактильных ощущений осуществляется также посредством определения предметов на ощупь (игра «Волшебный мешочек»). Помимо собственно развития мелкой моторики, в процессе визуального и тактильного контроля ребенок знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны, учится различать предметы по форме, определяет величину предмета , учится их словесно обозначать, что позволяет обогащать словарь ребенка.
Далее также на каждом занятии осуществляется подготовка руки ребенка к овладению письмом. Нами проводятся разнообразные графические упражнения, для чего используются различные варианты штриховок, контурных изображений, лабиринтов, узоров и прописей. Особое внимание уделяется обучению детей правильным действиям с основными инструментами (тетрадью (ориентировка на листе и ориентировка на листе в клетку), простым и цветными карандашами). Различные дидактические задачи в данных заданиях, уровень сложности которых повышается от занятия к занятию, способствуют не только формированию графо-моторных навыков, но и расширению активного словаря детей, формированию и закреплению у них обобщающих понятий, побуждают ребенка к развернутому связному высказыванию.
И, наконец, для более успешного формирования мелкой моторики в качестве заключительных упражнений на занятии используется обучение детей приемам самомассажа и расслабления кистей и пальцев. Мы учим детей различным приемам: поглаживанию, растиранию, разминанию, выжиманию, активным и пассивным движениям ладоней и пальцев. В качестве расслабляющих используются элементы психогимнастики, которые сопровождаются стихотворными текстами. В таких упражнениях происходит автоматизация различных звуков, развитие способности к переключению, дифференцированию силовых и пространственных параметров движения. В целом, результаты такой работы показывают высокую эффективность данного подхода к развитию мелкой моторики. У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных проб на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графо-моторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, такое разнообразное сочетание разных видов деятельности на одном занятии позволяет увлечь и заинтересовать детей, и в игровой форме не только комплексно развивать все параметры мелкой моторики, но и различные психические процессы: зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.