Практико-ориентированное обучение на уроках математики как инструмент социализации школьников.
ГИП «Совершенствование инновационной позиции педагога в процессе социализации школьников»
Актуальность проекта обусловлена с кардинальными изменениями в столичной системе образования, которые требуют быстрых изменений в моделях педагогической деятельности, в инновационном мышлении и инновационном поведении педагогов: от выполнения инструментальной роли учителя – к инновационной деятельности.
Проект реализуется в 3 этапа: с 2013 г. по 2015 г., каждый этап имеет практические выходы (печатные издания, мастер-классы, городские семинары, городские научно-практические конференции, курсы повышения квалификации и т.д.)
I этап– теоретическое осмысление проблемы, разработка инновационных педагогических проектов и программ совершенствования инновационной позиции педагогов.
Анализ работы в области инновационной деятельности
в рамках данной проектаучителя математики ГБОУ СОШ №384
Прониной Галины Владимировны
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только в производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не только усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта опыта, а развитие личности ученика.
Актуальность заключается в том, что умение учится, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учится познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения, учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Сегодняшний выпускник должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных стуациях, обладать творческим и критическим мышлением. К сожалению, как показывает анализ итоговое тестирование учащихся 9, 11 классов за несколько лет, многие выпускники школ не только не обладают данными качествами, но и слабо подготовлены к сдаче ЕГЭ по математике,а значит, и к поступлению в высшее учебное заведения, к успешному продолжению образования в вузах.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Уже много лет преподавания математики в школе, я пришла к выводу, что именно математика занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, ведь она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.
Современный урок математики должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.
Для формирования учебно-познавательной компетенции в своей практике я использую следующие образовательные технологии:
Использование ИКТ на уроке математики
Цель использования:
1) повышение качества знаний через активизацию мыслительной деятельности учащихся; поддержание интереса к предмету; осуществление дифференцированного подхода к обучению;
2) формирование информационной культуры;
3) повышение мотивации учащихся;
4) повышение наглядности представления учебного материала;
5) развитие и совершенствование навыков работы с компьютерными тестами и обучающими программами;
6) развитие быстроты восприятия, образного и абстрактного мышления;
7) обучение разработке обучающих презентаций;
8) совершенствование методики проведения уроков;
9) использование как средства самообразования и для качественной и быстрой подготовки урока;
10) постепенное создание собственного банка учебных и методических материалов.
Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, a и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Весь школьный материал в жизни пригодится не каждому, а развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда. Одним из путей решения проблем возникающих перед учителем математики является внедрение информационных технологий на уроке.
Термин “информация” (от латинского information – разъяснение, представление) давно и широко используется в науке и обыденной жизни.
Важную роль играют при изучении математики уроки-презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, также между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует часто эффективному взаимодействию.
Урок-презентация также обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.
Проблемное обучение
Цель использования:
1. Творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей у учащихся, за счет создания в их сознании проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций.
2. Пробуждение интереса учащихся к исследованию ситуации, ведущее к усвоению нового материала, решению проблемы и т.д. через умственный поиск, ведущий к развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей.
Например
5 класс, тема «Сложение и вычитание десятичных дробей» (изучение нового материала): использую метод проблемного изложения, ставлю проблему (как сложить две десятичные дроби), вместе с учащимися представляем их в виде смешанных чисел, складываем, результат представляем в виде десятичной дроби; формулируем правило сложения; правило вычитания учащиеся формулируют самостоятельно – переход к частично-поисковому уровню.
6 класс, тема «Длина окружности» (изучение нового материала): учащимся предлагается практическая работа - выполнить необходимые измерения и вычислить отношение С/d, после чего учащиеся делают вывод о независимости этого отношения от длины окружности и ее диаметра и выводят формулы длины окружности.
Лабораторная работа, служащая для установления того или иного факта или положения.
5 класс. Тема «Треугольник».
Цель: Установить, что в любом треугольнике сумма длин двух любых его сторон больше третьей, сумма всех углов треугольника равна 1800.
Содержание:
1. Начертите какой-нибудь треугольник. Обозначьте его.
2. Измерьте длины всех его сторон.
3. Сравните длину какой-либо стороны его с суммой длин двух других его сторон.
4. Измерьте все его углы и найдите сумму их градусных мер.
5. Сделайте выводы.
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания.
Важное условие совершенствования преподавания математики — усиление ее практической направленности. Принцип обеспечения практической ориентации общего среднего образования предполагает формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения, навыки в реальной жизни для решения практических задач.
Задачи с практическим применением помогают проиллюстрировать прикладной характер математических знаний, активизировать мыслительную деятельность, проверить усвоение теоретического материала и запоминание изучаемого материала, развивает интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.
Задачи по теме: «Практические приложения подобия».
Задание 1.
Однажды сын проходил с отцом по двору. Недавно прошёл дождь, и во дворе было много небольших луж. Посреди двора росло большое дерево. Сын спросил отца: «Чему равна высота этого дерева?» На этот вопрос отец ответил: «Давай не будем гадать, а измерим его высоту … с помощью лужи. Я знаю свой рост – 180 см. Мне надо знать, ан какой высоте расположены глаза. Думаю, мы не сильно ошибёмся, если будем считать это расстояние равным 170 см. Мой шаг равен 90 см… А впрочем, это не важно. Сейчас я встану так, чтобы я мог видеть в этой луже отражение вершины дерева. Теперь подсчитаем, сколько шагов от меня до лужи. Получилось 3 шага. Так, а чему равно расстояние от лужи до дерева?.. 30 шагов. Значит, высота дерева равна…». Чему равна высота дерева?
160274083820
Задание 2.
Математика всегда решала задачи, которые ставила перед ней жизнь, практика.
Послушайте историю о том, как однажды пришелец из далёкой Греции посрамил искусных египетских землемеров.
Случилось это в VI веке до новой эры, а пришельцем был Фалес из Милета.
В те времена греки не занимались геометрией, и Фалес решил познакомиться с египетской наукой. Египтяне задали ему трудную задачу: как найти высоту одной из громадных пирамид?
Фалес нашёл для этой задачи простое и красивое решение (а в математике очень часто простота – признак красоты).
Он воткнул длинную палку вертикально в землю и сказал: «Когда тень от этой палки будет той же длины, что и палка, тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и высота пирамиды»
148590053340
Фалес, вероятно, рассуждал так. Солнце от Земли очень далеко, поэтому идущие от него лучи можно без большой ошибки считать параллельными.
Попробуйте продолжить рассуждения ФАЛЕСА, используя рисунок.
ВС – палка, СА – тень от палки, НЕ – высота пирамиды.
Задачи, решаемые при изучении темы «Теорема Пифагора»
Задача 1. Стебель камыша выступает из воды озера на 1 м. Его верхний конец отклонили от вертикального положения на 2 м, и он оказался на уровне воды. Найдите глубину озера в месте, где растет камыш.
Задача 2. Из круглого бревна нужно вырезать брус с поперечным сечением 5×12 (см). Какой наименьший диаметр должно иметь бревно?
Задачи, решаемые при изучении темы «Производная и ее применение»
Задача 1. Из имеющихся досок можно сделать забор длиной 10 метров. Как этим забором огородить прямоугольный участок наибольшей площади, используя в качестве одной стороны стену прилежащего здания?
Задача 2.
Для хранения строительных материалов нужно сделать временное хранилище в форме сварного каркаса, покрытого брезентом. Для изготовления каркаса, имеющего форму правильной четырехугольной призмы, имеется 36 метров арматурного стержня. Какую нужно выбрать длину, ширину, высоту каркаса, чтобы под навес уместилось как можно больше строительных материалов?
Задачи практического характера биологической направленности для 7 класса по теме «Линейная функция»:
Задача 1. Какой вес будет иметь рыбка, поедающая 15г сухого корма, и рыбка, поедающая 15г живого корма? Сделать вывод о зависимости М(m). Одинакова ли эта зависимость для рыбки на сухом корме и на живом корме?
Задача 2. В организме человека всегда есть определенное число бактерии, их около 10 тысяч. Во время эпидемии гриппа, если больной не принимает антибиотики, то количество бактерий в организме каждый день увеличивается на 100 тысяч. Сколько бактерий будет в организме человека через 3 дня, через 5 дней? Запишите формулу в тетрадь и ответьте на следующий вопрос: будет ли данная зависимость линейной?
Задачи на тему «Проценты»
Задача 1. Яблоки в магазине стоили 3 400 рублей за 1 килограмм. Продавцы повысили цену на 5%, а потом снизили на 5%. Осталась ли цена прежней?
Решение задачи лучше сначала обсудить устно, тем более что самые нетерпеливые сразу дают ответ: «Первоначальная цена не изменилась». Лучшие ученики рассуждают примерно так: «Та денежная сумма, которая приходится на 5% при понижении цены, больше той суммы, которая приходится на 5% при повышении. Значит, исходная цена понизилась». Чтобы найти процент понижения, такие ученики переходят к необходимым вычислениям.
Задача 2. Яблоки в магазине стоили 3 400 рублей за 1 килограмм. Продавцы повысили цену на 5%. На сколько надо снизить цену, чтобы цена стала прежней?
Задачи с практическим содержанием, как известно, усиливают познавательный интерес у школьников, а познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием задач с практическим содержанием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Отыскание важнейших путей мотивации учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов
Задачи с практическим содержанием при правильной педагогической организации деятельности учащихся стали устойчивой чертой на уроках математики.
Самая сложная современная задача заключается в том, чтобы ненавязчиво, увлекательно и заинтересованно включить учащихся на уроках математики в активный процесс мыслительной деятельности. Без этого процесса невозможно говорить ни о математических знаниях, ни об Универсальных Учебных Действиях, которые в результате этого рождают устойчивые математические компетенции. А всем известно, что система математических знаний – основа многих личностных качеств: трудолюбия, организованности, умения преодолевать препятствия, делать правильный выбор, ответственности и т.д. А это означает, что школа должна учить мыслить, то есть активно развивать учащихся основы современного мышления в соответствии с требованиями новых стандартов. Очевидно, что необходимо вооружить учащихся самостоятельными методами познания окружающего мира.