Методическая разработка по английскому языку» Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.»

МОУ «Брюховская основная общеобразовательная школа»









Методическая разработка по английскому языку
Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.




Автор разработки:
Кустова Гульнара Ризвановна
учитель английского языка.







2014

Аннотация

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий на уроках. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Учащиеся успешнее усваивают дидактический материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются речевые умения. Учащиеся успешнее усваивают дидактический материал, активизируется непроизвольное запоминание лексических единиц, формируются речевые умения. Находясь в обучающей игре, ученики получают мыслительную, двигательную и эмоциональную разрядку. Такой метод обучения вызывает большой интерес у обучающихся к усвоению нового материала и мотивирует их на дальнейшем получении практических знаний. 
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД.   В различных играх развиваются разные лингвистические навыки: аудирование, говорение, чтение, письмо. Данная методическая разработка содержит лексические, орфографические, грамматические и фонетические игры, которые позволяют ребятам в лёгкой, игровой форме запомнить новые слова или повторить уже изученные, отработать технику чтения, развить логику, внимание, воображение и другие универсальные учебные действия.







1. Лексические игры 
Цели:  - познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;  - тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;  - активизировать речемыслительную деятельность учащихся;  - развивать речевую реакцию учащихся. 
«Крестики-нолики»
Игра используется для закрепления новых слов по определенной теме. Дети делятся на 2 команды «Крестики» и «Нолики». На доске изображено игровое поле с перевернутыми карточками со словами или изображениями. Если ученики правильно называют, то учитель рисует в поле крестик или нолик соответственно. Выигрывает команда, которая быстрее заполнит линию.

«Мексиканская волна»
Игра предназначена для закрепления новых слов. Ученики выходят к доске и выстраиваются в линию, в руках у каждого картинка с словом по изучаемой теме. Учитель по очереди называет слова, сначала медленно, постепенно ускоряясь. 
Ученики поднимают карточки со словами и в итоге должна получиться «волна».

«Китайский шепот»
Игра используется для отработки, закрепления и повторения слов. Ученики шепотом передают по очереди, по классу загаданное слово и последний ученик должен назвать услышанное слово.

«Кто первый» Каждому из играющих учеников выдаем листок с нарисованной цепочкой квадратиков и набор картонных квадратов с буквами алфавита.  Учитель (ведущий) называет слово на русском языке или показывает рисунок с изображением какого-либо предмета.  Ученики произносят слово на английском, а затем выкладывают слово из выданных букв.  Игру можно усложнить, если дать задание составить с этим словом предложение.  Победитель тот, кто справится с заданием первым. 

Цветик – семицветик» Оборудование: ромашки со съемными разноцветными лепестками.  Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.  P1 : This is a blue leaf.  P2 : This is a red leaf., etc. 

Последняя буква  Цель: активизация лексики по изученным темам.  Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая  последней назовёт слово. 

Знаете ли вы животных?  Представители от кадой команды по очереди произносят названия животных. a fox, a dog, a monkey и т. д.  Побеждает тот, кто последним назовет животное. 

Необычный город
We are in the magic town.
Посмотрите, какой необычный город! На его улицах лежит много ламп.
Наверное, их кто-то потерял. Чтобы вернуть их владельцу, нужно назвать их цвета.







Аукцион, или Дуэль (игра-соревнование).
Учащиеся сидят по принципу круглого стола, в центре стола разложены карточки с изучаемыми словами и выражениями по разным темам. Один ученик берет карточку, показывает её, как бы определяя тему. Другие играющие должны назвать слова или выражения по заданной тематике или употребить любое из уже названных слов в предложении. Задача данной игры сводится к тому, чтобы последним назвать слово, или предложение с ним, относящиеся к определенной теме или ситуации.
Чтобы игра не показалась учащимся однообразной, карточки можно раскладывать в форме цветка, голубя и т.д.

Бюро находок.
Очень интересно и весело проходит игра, когда учитель, объявив о начале игры, просит обучающихся закрыть глаза, а сам быстро и осторожно собирает с парт различные школьные и другие предметы 9ручку, пенал, тетрадь, наклейку. Брелок, конфету) и относит их к себе на стол. Затем просит ребят открыть глаза. Найти свои вещи можно в «бюро находок», ответив на вопрос: «Whose book is this?» Играем с фразой «It is my book. It is my blue book». И т.д.
Можно усложнить задание: «What are you looking for? Describe your pen» (order of adjectives).


2. Орфографические игры

Буквы рассыпались.
Цель: формирование навыков сочетания букв в слове. Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.

Игра «Paired letters» (Парные буквы)

Учащимся показывают таблицу, и тот, кто составит больше всех слов с помощью данных пар букв, тот и выиграл.

LI BI EA SO YE

AT YI OW LL KI

TI KN NG FE BL

OP CK ST RO ME

CA IN SI AR LO
Таким образом, можно сказать, что игра – это наиболее эффективное средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения. 

The Comb.
Цель: закрепление изученной лексики, развитие орфографических навыков.
Класс делится на 2–3 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Remember the Words. (Игра на запоминание слов)
 Цель: формирование навыка орфографической памяти.
Учащимся предлагается быстро просмотреть список слов, а затем назвать слова, в которых есть заданная буква. Выигрывает тот, кто сможет назвать больше слов.

 Let’s Count Alphabet.
Цель: контроль усвоения алфавита.
Учитель предлагает позаниматься математикой. Но цифры здесь заменяются буквами. У каждой буквы есть свой порядковый номер (согласно алфавитному порядку). Чтобы правильно решить примеры, нужно подсчитать порядковые номера букв. Ответы тоже должны быть в виде букв.
C+R= ? –> 3+18=21  –> C+R=U

3. Грамматические игры
 Hide – and – Seek in the Picture.
Цель: тренировка употребления предлогов места.
Необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) “прячется” где-нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, “ищут” его на картинке. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, можно хором прочитать присказку:
Bushel of wheat, bushel of clover, All not hid, can’t hide over. All eyes open! Here I come.

 Magic Box.
Цель: закрепление употребления изученных временных форм.
В яркой коробке у учителя лежат карточки. Дети вытягивают по одной карточке. Задание: необходимо составить рассказ (можно шутливый), используя глагол, написанный на карточке, во всех известных временных формах. Учитель вытягивает карточку первым и выполняет задание в качестве примера. По возможности все действия могут быть иллюстрированы мимикой, жестами.
Грамматическая игра «Думаем о будущем»
Цель: формирование навыков употребления будущего времени в устной речи.  Ход игры: Учитель произносит предложение в настоящем времени. Настоящее диктует будущее. Учащиеся строят предложения в будущем времени.  Teacher: Pupils:  The flowers are dry, Ann. I shall water them.  I see green apples, Jane. They will be ripe in summer



Это мое местоимение
К доске выходит ученик с учебной карточкой «I». К нему встают учащиеся с учебными карточками «DO», «DON'T», «V». Итак, поочередно к доске выходят все учащиеся с учебными карточками – местоимениями и соответственно все учащиеся с учебными карточками глаголами. Задача учащихся, у которых есть карточки с глаголами, не пропустить свой выход и встать только со своим местоимением.

Составь схему предложения.
Для определения структуры простого предложения при помощи наглядного материала, учитель пишет на доске простое предложение, например: «He drinks». К доске выходят двое учащихся с учебными карточками «HE», «Vs». Для усложнения игры учитель предлагает составить схемы не только утвердительных предложений, но также и отрицательных и вопросительных. Для составления вопросительных предложений в игру вводятся учебные карточки с вопросительными словами (What, Where, When).

Напиши мой глагол правильно.
Учитель пишет на доске предложения с пропусками. Например:
He .................eat. We ..dance. ............ she run? ............ they skip? What ............. he like?
Учащиеся выполняют задание письменно. Задача учащихся (4 человека, имеющих учебные карточки с глаголами ( DO, DOES, don't doesn't ) проверить правильность выполнения задания у остальных учеников, предварительно получив консультацию учителя.
 Составь пять предложений!
Учитель раздает всем учащимся карточки с напечатанными глаголами. К доске выходит ученик с местоимением «He». Это местоимение будет подлежащим к составленным учащимися предложениям. Каждый ученик составляет 5 предложений (утвердительное, отрицательное, общий вопрос, 2 специальных вопроса) , но только со своим глаголом. Например:
(+)            He drinks. (–)            He doesn't drink. (?)            Does he drink? (Wh-q)    What does he drink?                 Who drinks?

Это упражнение можно выполнять устно и письменно. Задача ученика, у которого есть местоимение, оказать помощь учителю в проверке правильности выполнения задания.

What am I doing? (Тренируем Present Progressive.) Учитель выполняет какое-либо действие и спрашивает класс, что он делает: «What am I doing?». You`re cleaning the board. You are drawing a man. You`re walking round and round your table. You are touching Ann`s hand. You are writing on the blackboard. You are looking out of the window.
What was he/she doing, when I came in. (Тренируем Past Progressive.) Чтобы снять излишнюю трудность учитель пишет на доске глаголы, обозначающие движения, которые несложно изобразить, например: jump do the washing up, water the plants, do the hovering, read,  write on the blackboard, drink hot tea, eat soup, skip, draw a picture
Ведущий просит изобразит одно из этих движений, а сам выходит за дверь.
Войдя, он спрашивает у игроков, сидящих за партами:
Was he/she writing on the blackboard, when I came in?
Was he/she watering the plants, when I came in?
Was he/she drawing a picture, when I came in?
Was he/she jumping, when I came in?
Если он не угадал, он спрашивает: “what was he/she doing, when I came in?”
Тот, кто ответит правильно и правильно построит предложение, получает очки.




4. Фонетические игры
Playing Airplane. [v]
- Вы когда-нибудь играли в “самолётик”? Наверное, вы расправляли руки, словно крылья, слегка наклонялись вперёд – и вот вы уже летите. Маленькие англичане тоже любят играть в эту игру. Но вместо звука [ж], они говорят звук [v]. давайте поиграем в “английский” самолётик:
The plane is travelling up in the sky vvv – vvv – vvv. Moving so fast and ever so high vvv – vvv – vvv. Over the land and over the sea vvv – vvv – vvv. But we always come back in time for tea vvv – vvv – vvv.
В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки. Стих может говорить только учитель, а ученики произносить звук [v], но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.

Go, my little pony, go! [ou]
- Вы когда-нибудь видели пони? Конечно же, да. В Англии очень любят пони. Вот почему, когда маленькие англичане играют, они часто представляют, что играют с пони. Они даже придумали особый стишок, чтобы лошадка быстрее бежала:
Go, my little pony, go! Go! Go! Go! Go, my little pony, go! Go! Go! Go!Gallop, pony, gallop, go!
В данную игру можно играть с движениями, используя её в качестве физкультминутки.

Monkey Talk. [р]
Мне кажется, что вы все очень хорошо можете изображать маленьких обезьянок – как они строят рожицы, как они болтают. Обезьянки в английском зоопарке разговаривают по – английски. И когда они произносят звук [р] они очень стараются – так стараются, что показывают посетителям свои язычки. Рассерженная обезьянка на всех кричит: “They, they, they”, а учёная обезьянка разговаривает как поэт: “Thee, Thee, Thee”:
Little monkey in the tree This is what he says to me, Thee, thee, thee”. Monkey jumps from limb to limb While I chatter back to him: “Thee, thee, thee They, they, they”.
Стих может говорить только учитель, а ученики произносить слова “Thee, thee, thee, They, they, they”, но в более подготовленных группах стих могут выучить все ученики.































ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
1.        И.Е.Коптелова – «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).
2.        И.П.Гладилина – «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе» (журнал «Иностранные языки в школе № 3 – 2003).
3.        И.А.Паросова – «Игра на уроках немецкого языка» (журнал «Иностранные языки в школе», № 4 – 2003).
4.        З.П.Романова – «КВН для учащихся вторых классов, изучающих английский язык с первого класса» (журнал «Иностранные языки в школе, № 2 – 2002).
5.        Е.В. Алесина – «Учебные игры на уроках английского языка» (журнал «Иностранные языки в школе, № 4 – 1987)
6.        М.В. Дворник – «Игра и игровая ситуация на начальном и среднем ступенях обучения» (журнал «Иностранные языки в школе», № 6 – 1980).
7.        Е. Кашина – «Ролевые и лингвистические  игры» (Самара, 1992)
8.        Т.Г.Любимова – «Развиваем творческую активность» (Чебоксары, 1996)
9.        М.Ф. Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка» (М., «Просвещение», 1981).














Заголовок 115