Методическая разработка к классному часу Беслан
ГБПОУ профессиональный лицей № 44 г. Уфы РБ
Методическая разработка классного часа
«Трагедия в Беслане:
одиннадцать лет спустя»
Разработал: преподаватель дисциплин
профессионального цикла
Ленькова А. А.
г. Уфа 2015
Цели:
укрепление ценностных ориентиров обучающихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира.
Задачи:
-демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;
-повышение мотивации обучающихся к усилению собственной бдительности;
-воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.
Дополнительные ссылки.
Музыка для сопровождения. Группа Многоточие – Беслан. Можно по ссылке: http://www.sefon.ru/download/2291934 На этом сайте можно прослушать композицию, есть видеоклип группы.
(Виртуальный классный час «Дети Беслана. Минута молчания». http://gym1.ucoz.ru/index/0-90Ход мероприятия.
В здании находится 1128 заложников. Большинство – дети. Их удерживает 32 террориста. Среди них – женщины-шахидки.
Почти все заложники были согнаны в спортзал, который боевики заминировали несколькими цепями взрывчатки. Самая большая бомба была подвешена к баскетбольной сетке.
Дети.
Моё самое большое потрясение в этой школе – это не террористы. Меня потрясли взрослые. Они уходили из опасных мест, например, под баскетбольной корзиной, где висела самая большая взрывчатка – а туда сгоняли детей, оказавшихся в школе без родителей. Они были обречены. Сбивались стайками, друг друга поддерживали. Мне было их так жалко!Вика, заложница.
Вода.
Больше всего в спортзале я думала о воде. Никогда не думала, что вода – самое ценное для человека. Без воды мы умирали.
Ирина, заложница.
Террористы выстроили баррикады и заминировали здание. В этот же день появились первые жертвы – бандиты расстреляли около 20 человек, первой жертвой оказался отец двоих детей Руслан Бетрозов.
На следующий день благодаря переговорам, в которых принял участие на то время президент Ингушетии Руслан Аушев, удалось освободить 24 заложника. Все попытки оперативного штаба передать заложникам медикаменты, воду и продукты питания встречали отпор террористов. У детей, которых собрали в спортзале школы, начались обмороки от обезвоживания.
Приказ на штурм здания школы был отдан на третий день, когда внутри здания прогремело два взрыва и дети начали выпрыгивать из окон. Террористы расстреливали их из стрелкового оружия и гранатометов. В штурме участвовали специалисты спецназа и солдаты российской армии, а снайперы прикрывали отход заложников. Военным помогали сотрудники местной милиции и безоружные жители Беслана.
Воздух.
Дышать в спортзале было нечем. Духота и вонь невыносимая. От испарений, пота, мочи голова отказывалась соображать. И тогда я придумала вот что: подошла к боевику и сказала, что мой сын астматик. Он разрешил нам выйти. Мы пошли в класс, где открыты окна. Никогда не думала, что воздух бывает так вкусен, так дорог, дороже денег.
Залина, заложница.
Еда.
На второй день очень хотелось кушать. Я отпросилась в туалет, а сама побежала по классам. В вазе стояли розы. Я стала отрывать лепестки и засовывать их в рот. Роза немного горчит, но вообще-то она сладкая.Анжела, заложница.
Беглянка.
Мы вышли с сыном в коридор и увидели там женщину славянской внешности, с длинными волосами. На ней был комбинезон, а на голове – повязка с арабской надписью. Она стояла и курила, придерживая винтовку. Она была снайпером. Я видела её всего один раз. Среди убитых террористов её не было, и никто вообще про неё нигде не упоминал.
Зарина Пухаева, заложница.
Из протокола осмотра места происшествия:
“Спортивный зал школы №1 города Беслана. На момент осмотра кровля отсутствует, деревянные балки обуглены. От покрытия пола, примерно на 40—50 сантиметров, пластом находятся сотни обгоревших трупов детей, женщин и мужчин, занимающие около половины площади зала”.
Ежегодно первое сентября в Северной Осетии начинается с траурных мероприятий. Первое сентября в Беслане объявлено траурным днем, люди несут цветы на руины школы и на мемориальное кладбище “Город ангелов”, на котором похоронена большая часть погибших заложников. Спустя несколько лет на нем открыли памятник “Древо скорби”. А на территории школы был открыт Мемориальный комплекс вокруг спортзала: каркас в форме эллипса, верх которого напоминает венок. Памятники жертвам Беслана установлены и в других населенных пунктах России и мира – во Владикавказе, Санкт-Петербурге, в центре Москвы, в селе Коста-Хетагурова Карачаево-Черкесии, Флоренции (Италия).
Гроб.
Сколько парт можно было сделать из того леса, что ушёл на гробы?! 40 кубов леса. Школьных парт получилось бы больше, чем гробов. Парта – простая конструкция. Гроб – это же целый ящик с человеческий рост.
Солтан Цховребов, директор бюро ритуальных услуг.
Завещание.
Аланка смотрела на меня, смотрела, а потом вдруг спросила:
- Мама, если бы тебе пришлось выбирать, чью жизнь спасти, твою или твоей мамы, ты бы что выбрала?
- Жизнь моей мамы, Алана.
- И я тоже. Твоя жизнь для меня дороже моей, - она серьёзно посмотрела мне в глаза.Анета, мать.
Исход.
А сколько было живых, когда пожар начинался! Кошмар! Настоящий ковёр из тел и тянущихся рук. Они ждали помощи, спасения. Они заживо сгорели.Амран, заложник.
Мы.
Беслан высветил нас, как рентген. У моего знакомого погибли жена и две дочери. На второй день умерла младшая девочка. Мать, боясь, что боевики отберут тело и выкинут его в окно, ещё сутки прижимала его к себе, как будто ребёнок спит. Она никому не сказала, что дочка мертва. Так и сидела с трупом на руках. Третьего числа при штурме погибли мать и старшая дочь. А мужчина этот получил три миллиона рублей, купил машину и стал кутить по борделям.Владимир, отец.
Отец.
Он был сильный, высокий, как дуб. Как дуб и срубили его. Когда всех в спортзал загнали, все плакали, кричали. А он стал всех успокаивать. Все слушали его. И тут…главный боевик в затылок автоматической очередью. Сын подскочил к боевику и закричал:
- Это же отец! Я тебя убью! Я запомню тебя и убью!
Эмма, мать и вдова.
Сегодня нет счастливых лиц,Сегодня нет счастливых глаз,Сегодня растоптали счастье.И как осеннее ненастьеПролился дождьОтцовских слёз.И нет такого наказаньяЧтоб отголоски этих днейВернули счастье матерей.Вернули радостьИ заботу.Тех первоклашекЗвонкий смех.Как может быть такое горе.Как птицы будут петь теперь.
- Рефлексия. Обучающиеся задают вопросы, вместе с преподавателем делают выводы.
Интернет-источники
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8_%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0http://anten.livejournal.com/761.htmlhttp://www.volnet.ru/~vipusknik/2006/it303/lazareva/beslan.htmСтихи. Давид Осетин Газзати. http://www.stihi.ru/avtor/abrekosetin