Исследовательская работа на тему: «Использование системы творческих заданий на занятиях детского объединения как условие развития творческой активности обучающихся».
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Питерского района Саратовской области.
Исследовательская работа
на тему:
«Использование системы творческих заданий
на занятиях детского объединения
как условие развития
творческой активности обучающихся».
Исследовательскую работу выполнила:
педагог дополнительного образования МУ ДО,
руководитель детского объединения «Синтез»
Машенцева Татьяна Петровна
Содержание:
Введение.
I Глава. Детские театральные объединения.
Понятие «творчество» и «творческие способности».
Развитие творческих способностей детей и усиление творческой активности средствами театрализованной деятельности.
II Глава. Методика организации работы с творческими заданиями на занятиях детского объединения.
Сущность и особенности организации творческой деятельности на занятии
театрального объединения.
2.2. Сравнительный анализ опыта использования системы творческих заданий на занятиях детского объединения как условие развития творческой активности учащихся.
2.3. Систематизированный комплекс творческих заданий, включающий в себя все разделы программы (история театра, художественное слово, сценическая пластика, актёрская грамота, работа над спектаклем).
2.4. Результаты исследования на основе диагностики развития творческой активности обучающихся.
Заключение.
Список используемых источников.
Введение
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Все это в полной мере относится к театральному искусству.
Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его воплощенная душа. Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе. И путь решения этой проблемы мы видим в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути - в детстве. Но каждый год в школу приходят совершенно иные дети, иное поколение. Мыслят все быстрее, информации все больше, но удивляются меньше, меньше восхищаются. Существует тенденция к равнодушию, к однообразному кругу интересов. А общество нуждается в активных творческих людях. Очень важно разбудить в детях интерес к самим себе. Объяснить, что самое интересное скрыто в них самих. Заставить душу трудиться, сделать творческую деятельность потребностью. Поэтому развитие творческих способностей ребенка на занятиях детского объединения является одной из актуальных задач художественно-эстетического воспитания.
В философских трудах творчество понимается как реализация сущностных, творческих сил личности, стимулом и источником которых выступает культура.
По мнению исследователей, переход человеческих ценностей в личностные смыслы возможен при условии увеличения доли самостоятельной творческой деятельности ребенка в образовательном процессе (М. Бахтин, К. Дюркхайм, А. Леонтьев, Р. Бультман).
Творчество, творческая деятельность - практическая или теоретическая работа, благодаря которой создается нечто новое, неповторимое, оригинальное. Творчество не следует оценивать и измерять только лишь конкретными результатами деятельности людей, творчеством является и сама деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром человек.
Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от педагога, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает учащихся к творческим заданиям, создавая определенные ситуации. Но проведенный анализ литературы показал, что выполнение творческих заданий чаще всего навязывается учащемуся педагогом, при этом выбор таких заданий весьма ограничен.
Все, выше сказанное, свидетельствует о необходимости более глубокого и основательного изучения метода творческих заданий, его вариативности в зависимости от ситуации.
На основе анализа литературы я пришла к выводу, что в теории и практике существует общепринятая позиция о позитивности творческой деятельности учащихся в условиях обучения. Имеется много различных по содержанию и характеру творческих заданий, однако, данные задания не систематизированы, не упорядочены и потому педагог испытывает затруднения в их использовании.
В связи с имеющимся противоречием между всеобщим признанием роли творческих заданий в дополнительном образовании учащихся и недостаточной их систематизацией и разработанностью путей их практического внедрения в учебный процесс выбрана тема исследования «Использование системы творческих заданий на занятиях детского объединения как условие развития творческой активности учащихся».
Объект исследования: процесс постижения основ актёрского мастерства на занятиях детского объединения в ходе работы над творческими заданиями.
Предмет исследования: система методов творческих заданий на занятиях детского объединения, направленная на развитие творческой активности учащихся.
Цель исследования: разработать систематизированный комплекс творческих заданий для развития актёрского мастерства и творческой активности учащихся.
Исходя из цели исследования мною были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие творческая деятельность, сущность и формы творческих заданий.
2. Выявить типичные творческие задания на занятиях детских объединений театральной направленности и пути их систематизации.
3. Разработать систематизированный комплекс творческих заданий для развития сценической речи, сценической пластики, актёрского мастерства.
4. Экспериментально апробировать методику работы с разработанным комплексом творческих заданий.
Гипотеза: если будут выделены и систематизированы творческие задания для развития творческих способностей учащихся, то:
- будет обеспечена вариативность и мобильность в выборе творческих заданий;
- процесс развития творческих способностей будет более эффективным.
- будет дан толчок к развитию творческой активности учащихся.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
· анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;
· изучение педагогического опыта;
· опытно-экспериментальная работа.
Научной новизной данной работы является систематизация типичных творческих заданий в работе детского театрального объединения.
Практической значимостью исследования является то, что материалы систематизированного комплекса творческих заданий могут быть использованы при составлении методического комплекса к рабочей программе детского театрального объединения.
Экспериментальные исследования проводились на базе МУ ДО «Дом детского творчества» Питерского района Педагогом дополнительного образования детского объединения «Синтез» Машенцевой Т.П..
I Глава. Детские театрализованные объединения.
Понятие «творчество» и «творческие способности». Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творчество детей в театральной деятельности проявляется в трех направлениях:
как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
исполнительское (речевое, двигательное) – актерские способности;
оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
Эти направления могут объединяться. С психологической точки зрения детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Становление компетентности ребенка в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре – драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей, в педагогическом процессе ДОУ, на школьных занятиях. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что дети сохраняют положительное отношение к игре – драматизации, она остается интересной для них. В этих играх расширяются возможности ребенка. В начальной школе значительно вырастают физические возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать. С переходом в среднее звено у детей развиваются способности устанавливать причинно–следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений. Деятельность подростков по подготовке и проведению театрализованных представлений приобретает более самостоятельный и коллективный характер, самостоятельно выбирать литературную основу спектакля, иногда сами сочиняют коллективный сценарий, комбинируя различные сюжеты, распределяют обязанности, готовят атрибуты декорации. К 7 годам дети уже способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа, умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает желание поруководить спектаклем, быть режиссером. Основная задача педагога - активизировать и развивать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
1.2. Развитие творческих способностей детей через усиление творческой активности учащихся средствами театрализованной деятельности.
Как сделать жизнь учащихся разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к театру и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и педагоги, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является театральное детское объединение. Постановка сценок к мероприятиям, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека - это составная часть социально- экономических и духовных направлений современного общественного устройства.
Слово «творчество» в общественной смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество — это не только создание нового в материальной и духовное культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество — одна из актуальных проблем детской педагогики и психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие и др.
Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «...как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.
Театральная деятельность - самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы, способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, активными.
Театральная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Творчество в работе с детьми дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Нельзя ориентироваться на среднего ребенка, тем самым тормозя развитие одаренных детей. Театральные игры и индивидуальные и групповые творческие задания позволяют развиваться каждому в удобном для него темпе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в творческом объединении, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность учащихся, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Развитие творческих способностей - сложный, многосоставный акт, многих линий развития.
Успех импровизации во многом зависит от педагога, его исполнительских возможностей, педагогического мастерства, умения создать единую эмоциональную настроенность занятия, связать импровизацию с его темой, со всем материалом, который составляет содержание занятия.
Способствует творческой активности ребенка и создание на занятии проблемной ситуации. Педагог должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие по ходу вопросы, а не довольствовались получением от педагога готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить. Надо сделать все возможное, чтобы до правильных ответов учащиеся додумывались сами. Ответы педагога, даваемые им одновременно с постановкой новых вопросов, - линия наименьшего сопротивления. Она упрощает задачу педагога, экономит время, но в такой же мере снижает достигнутые результаты, а экономия времени оказывается самообманом.
Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований педагога с учащимися. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый - четко сформулированная педагогом задача; во-вторых - постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи; третий - окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.
Проанализировав опыт использования творческих заданий различными исследователями можно сделать вывод, что необходимыми условиями возникновения детского творчества являются:
1. Накопление впечатлений от восприятия искусства, которые становятся образцом для творчества, его источником.
2. Накопление опыта исполнительства.
Развитие детского творчества начинается с заданий, требующих первоначальной ориентировки, затем следует переход к заданиям, способствующим усвоению приемов творческих действий, поискам решения, и далее - к более трудным заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия, на использование импровизации.
Для того чтобы процесс развития творческих навыков учащихся на занятиях проходил эффективно, педагог должен уметь:
· создавать на занятии непринужденную атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя легко и непосредственно;
· подхватить непосредственность детской реакции и ненавязчиво помочь развить ее в конкретном выражении;
· увлечь детей своим творческим отношением к работе; уметь объективно оценивать вместе с ребятами их творческую реализацию художественного замысла;
· поддержать в детях желание творческого самовыражения.
Глава II. Методика организации работы с творческими заданиями на занятиях детского объединения.
2.1. Сущность и особенности организации творческой деятельности на занятиях детского объединения «Синтез».
Одним из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования является усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
История театра, где играют дети, непрерывна, но в ней есть особенно яркие взлёты. Они всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме, передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми. Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает исторический опыт, невозможно.
Современный детский и молодёжный любительский театр крайне востребован нашим обществом. В это нелёгкое время, мы, взрослые, часто забываем о детях, с ранних лет «навешивая» на их хрупкие плечи свои проблемы. В погоне за престижем и деньгами, в борьбе за выживание, наши дети лишаются детства, не успевая по-настоящему раскрыть свою индивидуальность, да и просто пофантазировать или помечтать, а из-за непомерно больших учебных нагрузок, ребёнок все меньше двигается, отучаясь управлять своим телом и владеть своим голосом. Именно театр помогает ребёнку раскрываться, поиграть в своё детство, найти своё место в жизни, среди ровесников и людей.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Учебно-воспитательная программа детского объединения учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, даёт ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
В основе программы детского объединения «Синтез» лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой:
1-я ступень - начальная «Первые шаги»
2-я ступень - расширенная «Тропинками творчества»
3-я ступень - допрофессиональная
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала, творческих заданий.
Программа творческого объединения «Синтез» включает несколько основных разделов:
История театра. Театр как вид искусства.
Актерская грамота.
Художественное чтение.
Сценическое движение.
Работа над пьесой.
Сравнительный анализ опыта использования системы творческих заданий на занятиях детского объединения как условие развития творческой активности учащихся.
Занятия театрального объединения состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации воспитанников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в Доме детского творчества;
итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Синтез».
При реализации программы творческого объединения «Синтез» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты, итоговые показы.В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы на занятиях:
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография».
таблицы, схемы «Изготовление декораций»;
раздаточный материал:
карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;
карточки с заданиями к разделу «История театра»;
вспомогательные таблицы;
материалы для проверки освоения программы:
карточки с заданиями для занятий-зачётов, Зачёта-выступления по разделам программы;
творческие задания;
тесты по разделу «История театра»;
кроссворды, викторины и др.
В учебно-воспитательный процесс включены экскурсии, мероприятия, психологические тренинги, просмотр спектаклей профессионального и любительских театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению, развивать творческую активность учащихся.
2.3.Систематизированный комплекс творческих заданий, включающий в себя все разделы программы.
Большинство творческих заданий для учащихся были подготовлены мною заранее, однако в процессе обучения возникла необходимость в вариативности, упрощении или усложнении заданий, в зависимости от успеваемости, способностей, активности учащихся. Были случаи, когда задания, данные мною не вызвали должного интереса у обучаемых и их приходилось заменять, разрабатывать творческие задания, способные заинтересовать, увлечь детей.
Так как программа детского объединения рассчитана на 3 года, соответственно и творческие задания по мере обучения усложняются, детям даётся больше самостоятельности в выборе и подаче материала, что также способствует развитию творческих способностей и даёт толчок к развитию творческой активности обучающихся.
Для первого раздела программы: История театра. Театр как вид искусства подобраны такие творческие задания, которые подразумевают использование имеющегося художественного опыта учащихся. Это проигрывание игр, обрядов древней Руси, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты также стимулируют фантазию и творческую активность детей.
На втором году обучения учащиеся самостоятельно разыгрывают мистерии, им даются творческие задания по сопоставлению литературного прозаического произведения, пьесы, спектакля, кинофильма, мультфильма, оперы, балета и т.д.
На третьем учащиеся готовят творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
В подведении итогов учащиеся могут подготовить рефераты на тему: «Путешествие по театральной программке», «О чём рассказала музыка», «Гении русской сцены» (Знакомство с жизнью и творчеством М.Щепкина, П.Мочалова, В.Каратыгина.) и т. п.
Второй раздел программы: Актерская грамота направлен на воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются.
В практической работе используются театрализованные игры, тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Марионетки или Зеркало», упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками), ритмико-двигательный тренаж, выполнение этюдов, упражнений-тренингов, этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.На втором году обучения для развития актёрских способностей и творческой активности обучающимся даются такие творческие задания, как этюды на удерживание настойчивости, упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером. Упражнение «Я играю так, потому что …». Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…». Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
На третьем году обучения ребята должны уметь импровизировать. Этюды направлены на выразительность подачи одного из параметров межличностного общения: соотношение сил, интересов, инициативности, претенциозности или поглощения делом.
В третьем разделе программы Художественное чтение, учащиеся занимаются отработкой навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Для развития художественного чтения используются словесные тренинги, превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
Немаловажную роль имеют тренинги на развитие воображения и памяти, чтение отрывков или литературных анекдотов, упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
В подведение итогов обучающимся даются самостоятельные творческие задания - исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.
На третьем году обучения учащиеся должны овладеть индивидуальными формами выступления.
Обучающимся даются более сложные задания: исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы; создание композиции путем сокращения текста с сохранением основной темы, идеи, главных героев; соединение различных по содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений.
В четвёртом разделе программы Сценическое движение на начальном этапе обучения ведётся работа над сценической пластикой обучающихся.
Выполняется ряд упражнений: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинги: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте», исполняются различные этюды на перевоплощение в какое-либо животное, отражение различных особенностей человека (возрастных, физических, темпераментных, эмоциональных и т. п.). Далее работа ведётся на обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
В первом году ставится танцевальная композиция «Заплетись плетень».
Второй год направлен на обучения танцу и искусству танцевальной импровизации. Используются упражнения на вокально-двигательную координацию. Разучиваются элементы разных по стилю танцевальных форм.
На третьем году учащимся даются задания направленные на овладение искусством танцевальной импровизации.
Основным разделом программы является раздел Работа над пьесой.
Здесь ведётся работа над выбранной пьесой, осмыслением сюжета, выделением основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям.
Обучающимся даются творческое задание для самостоятельного создания эскизов грима для героев выбранной пьесы.
В форме творческой лаборатории проходит и создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Огромную роль в развитии творческих способностей и активности обучающихся играет репетиционный период. Обучающиеся самостоятельно придумывают предысторию своего героя, создают его образ, находят линию сквозных действий, учатся общаться с партнёром на сцене, импровизируют, что в конечном итоге приводит к росту их актёрского мастерства и сценической пластики.
Конечным результатом этой работы является премьера спектакля.
Немаловажным этапом работы детского объединения является подготовка к творческому отчёту детского дома творчества. Так как детское объединение театральной направленности, то и подготовку концерта, который является составляющей творческого отчёта, детское объединение берёт большей частью на свою ответственность. Здесь, обучающимся даётся много разнообразных творческих заданий, которые целенаправленно воздействуют на развитие творческой активности обучающихся, от выбора репертуара для концертной программы концерта, до подготовки костюма, оформления мероприятия.
Большой творческой активности требуют задания для подготовки массовых мероприятий и акций дома детского творчества. Мною отмечено, что этот этап работы особенно влияет на развитие, моральных и нравственных качеств детей. Они особенно остро ощущают свою ответственность перед товарищами и педагогом. Активизируются даже те дети, которые на обычных занятиях и репетициях не показывали особенного рвения и не проявляли инициативы. Это объясняется тем, что нашими зрителями являются люди пожилого возраста, дети дошкольного возраста, их одноклассники, родители, бабушки и дедушки, дяди и тёти, то есть те люди, которые представляются для них очень уважаемыми, трогательными, любимыми. Участие в таких мероприятиях даёт огромный опыт в исполнительском искусстве и особенно развивает творческую активность учащихся.
2.4. Результаты исследования на основе диагностики развития творческой активности учащихся.
Результативность использования системы творческих заданий на занятиях детского объединения как условие развития творческой активности учащихся проверяется прежде всего, путём наблюдения за детьми в процессе учебно-воспитательного процесса. Наиболее благоприятными для этого являются условия свободного выбора деятельности. Здесь учитываются следующие моменты:
какую роль выбрал учащийся в конкретной ситуации;
как он действует сообразно выбранной роли: сам придумывает содержание и развитие образа, старательно ищет его характерные особенности, тщательно отбирает формы воплощения, экспериментирует с литературным материалом и пр.;
насколько он оригинален и выразителен в своём замысле и формах его воплощения;
насколько у него выражена потребность проявить своё понимание художественной задачи в различных видах деятельности;
самостоятелен ли его творческий поиск;
насколько развита степень образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач;
насколько активно и ответственно отнёсся учащийся к данному педагогом творческому заданию.
Организуя творческую деятельность обучающихся как максимально самостоятельную, педагог наблюдает за процессом воплощения художественного замысла, за тем как учащиеся используют свои актёрские способности, ищут средства выразительности, используют голос, мимику, пластику, насколько свободно, раскрепощёно и естественно действует в предлагаемых обстоятельствах. За всеми этими действиями легко «расшифровывается» мышление учащегося при создании художественных образов, содержание которых он раскрывает при выполнении творческих заданий, данных педагогом.
Творческую активность учащихся, при выполнении творческих заданий можно диагностировать, выделив в качестве параметров оценки следующие критерии:
Степень осознанности творческого задания. Здесь выявляется самостоятельность замысла, его логичность, ощущение в нём времени, пространства (о чём можно судить по содержательной стороне творчества).
Изобретательность, оригинальность, индивидуальность в выборе средств воплощения. Здесь важную роль играет нестандартность (однако желательно, чтобы учащийся её аргументировал).
Художественное воплощение замысла (с точки зрения концентрированности, выражения основной мысли).
То, насколько учащийся привлекает знания, полученные на занятиях и имеющийся у него исполнительский опыт.
Скорость и упорство, проявленные при выполнении творческого задания (здесь немаловажным является и правильность выполнения).
Ответственность и добросовестность учащегося перед коллективом и педагогом за своевременное выполнение задания.
Данный систематизированный комплекс творческих заданий, включающий в себя все разделы программы (история театра, художественное слово, сценическая пластика, актёрская грамота, работа над спектаклем), апробирован мною в ходе учебно-воспитательного процесса. Он как нельзя лучше подходит к программе детского объединения и помогает своевременно и целенаправленно решать цели и задачи, поставленные для всестороннего и целостного развития творческих способностей и активности обучающихся.
Заключение Использование системы творческих заданий на занятиях детского объединения как условие развития творческой активности учащихся далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческой активности вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в активизации творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. В заключение следует отметить, что воспитание творческих активных детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе, на основе изучения литературы по данной теме, я попыталась определить систему творческих заданий на занятиях детского театрального объединения как условие развития творческой активности учащихся.
Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Если ребенок чувствует отношение взрослого, восхищение красотой театра, он постепенно тоже признает театральные ценности. На мой взгляд, необходимо совершенствовать театрально воспитание учащихся, придерживаться уже существующего материала, бесценный опыт театральной педагогики, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.
Кроме того, педагогам необходимо апробировать и внедрять свои системы творческих заданий, направленные на развитие актёрского мастерства и творческой активности обучающихся, учитывая индивидуальные особенности детей, другие факторы, влияющие на учебно-воспитательный процесс, ведь именно личный опыт, мастерство и талант самого педагога является залогом успешного развития и творческого роста, как отдельного ребёнка, так и детского объединения в целом.Используемая литература:
1. Андреев В.И. Диалекттика воспитания и самовоспитания творческой личности М: 1988г.
2. Роджерс К. Творчество как усиление себя. Вопросы психологии 1990 г.
Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов./Под ред. проф. А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
5. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.
Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
С.В. Логинов. Школьный театр миниатюр (сценки, юморески, пьесы) - Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г. – 188с.
С.Ю. Кидин. Театр-студия в современной школе. (Программы. Конспекты занятий. Сценарии.).