Формирование связной речи у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Развитие речи детей дошкольного возраста через формирование основ сюжетно-ролевой игры
У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.
А.С. Макаренко
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке. Речь детей развивается в единстве с формированием его мышления. В период младшего дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь.
Развивается звуковая сторона речи. Воспитание звуковой культуры речи много аспектная задача, которая предлагает: развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение звуковой выразительностью речи. Дети учатся пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения. Интенсивно растет словарный состав речи. Овладение словарным запасом составляет основы речевого развития, в словаре отражается содержание речи. Особенность словаря – освоение значений слов и их умственных употреблений. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи. Развитие связной монологической речи предлагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, строить самостоятельно высказывания разных типов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую деятельность, начинает употреблять сложные придаточные предложения. Речевое общение в младшем дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: игре, труде; бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому важно использовать для развития речи любую деятельность.
Одним из условий развития речи в широком смысле является культурно-языковая среда. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Развивать речь следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера и образца. Одним из основных методов речевого развития является обучение, определенным кругом речевых навыков и умений. Развитие речи осуществляется также на занятиях по другим разделам программы детского сада. Например, художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Следующий этап – отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с его помощью определённого результата. В условиях содержательного (делового) общения с взрослыми ребёнок на практике узнаёт название и целевое назначение предмета и это новое значение он переносит в свою игру. На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредствованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Режиссерские игры по своей сути схожи ссюжетно-ролевыми играми, так как с одной стороны отражают уровень знаний о различных явлениях окружающей среде, а с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии.
К трем годам малыши приобщаются к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя «зайкой», «мишкой», «лисичкой»; в помещении группы «поплавать», «походить на лыжах». У детей формируются основы сюжетно-ролевой игры. Игра начинает приобретать развернутый характер, в ней единым смыслом связаны несколько задач: повышается словарный запас, развивается звуковая и связная диалогическая, монологическая речь. Формируется самостоятельность, целенаправленность своих действий. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дети приобретают необходимые знания, умения, навыки.
Игре принадлежит огромная роль в физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей. Ещё известный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Из вышесказанного становится понятным, что игра осуществляет познавательное развитие детей, способствует расширению и углублению представлений об окружающем, совершенствует внимание, память и мышление.
Сюжетно-ролевая игра – это свободный вид совместной деятельности детей. У детей к пяти годам сформированы такие способы построения сюжетно-ролевой игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что же происходит с игрой в старшем возрасте? В старшем возрасте расширяется тематика для игр, увеличивается количество играющих детей, дети умеют договариваться о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку. Возникают устойчивые (групповые) игровые группировки. Между тем, игры детей стали стереотипными, то есть как бы заранее разученными.
В начале игры дети обычно определяют тему игры в общем виде, а дальше события наращиваются как снежный ком. Причем, согласовывать замыслы в процессе игры, включающей более четырех человек, непосильная задача для старших дошкольников. Игра распадается, едва начавшись из-за недопонимания, либо переходит на накатанные рельсы более простого сюжета. В итоге игра неподнимается на более высокий уровень. Для того чтобы игра была интересной, нужно развивать фантазию детей, учить наделять привычные вещи необычными свойствами, одухотворять и придумывать новые смешные сюжеты. Для того чтобы дети смогли реализовать свои творческие возможности, необходимо овладеть новым, более сложным способом построения игры совместным сюжетосложением. Оно включает в себя умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников; обозначать для них какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров, умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.Эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная. Каждый способ построения игры формируется достаточно легко и быстро, если он отделен от ранее усвоенных способов. Сделать это самое сюжетосложение центром внимания детей можно в совместной со взрослыми игре-придумывании, протекающей в чисто словесном плане. Игра-придумывание позволит взрослому ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.
Начинать надо не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного рассказывания уже известных. Наиболее удобным для такого являются сюжеты знакомых сказок: «Три медведя», «Маша и медведь», «Красная шапочка».
Преобразовывать сказку достаточно легко, сохраняя общую последовательность событий, надо лишь изменить самих персонажей, выполняющий в сказке те или иные действия и получится новая сказка. При преобразовании сказки можно использовать весь арсенал известных детям персонажей и сюжетов – сначала из других сказок, затем из реалистических историй, кинофильмов и тому подобное.
Как конкретно начинать игру? Это можно сделать «вспоминая» всем известную сказку. «Кусочек расскажет Даша, кусочек расскажет Тимофей». Пересказ происходит и свободной обстановке. Важно, чтобы ребенок передал общий смысл сказки. Через один-два дня педагог мотивирует детей на придумывание новой сказки, похожей на сказку…….., только немного не такую. Будем придумывать по кусочку. Сначала я придумываю кусочек, потом Даша, потом Тимофей.
Начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, волшебного средства. Таким образом, сказка доводится до конца. Дети обнаруживают желание продолжить его. С этими детьми в следующий раз можно придумывать новую сказку, опять отталкиваясь от сказки…. Не такую как в прошлый раз, но тоже немножко похожую на сказку про… Или взять в качестве опоры любую другую по желанию участников. В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придуманную сказку, по сравнению с уже известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя реалистические и сказочные элементы.
Игра-придумывание занимает 10-15 минут. Большое число нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета – в результате интерес к игре пропадает.
По мере овладения умением совместно комбинировать разнообразные события педагог может стимулировать детей к соединению творческого настроения сюжета с ролевым воздействием. С этой целью педагог включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам.
В дальнейшем педагог продолжает проводить с детьми игру-придумывание и предлагает придумывать не сказки, а «настоящие» истории. Придумывание историй можно осуществлять уже в численно больших группах (4-5 человек). Таким образом, характер игры-придумывания педагога с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности:
– совместный пересказ сказки;
– частичное преобразование известной сказки;
– придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов;
– развертывание нового сюжета с разнотекстными ролями в процессе «телефонных» разговоров;
– придумывание новых историй на основе реалистических событий.
Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2-3х раз на каждом из этапов, за исключением первого. Всю работу по формированию совместного сюжетосложения можно начинать с детьми старшей группы и продолжать в подготовительной группе детского сада. Завершая разговор об организации сюжетной игры дошкольников, напомним, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим» партнером и «самостоятельной» единицей для игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия.Задачи развития речи:
– развитие словаря;
– воспитание звуковой культуры речи;
– формирование грамматического строя речи;
– развитие связной речи;
– формирование диалогической речи;
– формирование монологической речи.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. В сюжетно ролевой игре:
1. Совершенствуется диалогическая речь.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает труднее, чем строить монологические высказывания. Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность.
2. Возникает потребность в связной монологической речи. Новые потребности общения с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем речи, в результате чего речь становится связной.
Но не всякая игра положительно влияет на речь. Прежде всего, это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра, хотя и активизирует речь, но не всегда сопутствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи. А в случае переучивания закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к старым неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых ранее складывались неправильные речевые стереотипы. Поведение детей в игре, анализ их высказываний позволяют сделать важные методические выводы: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного значения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей. Сюжетно-ролевые игры дают возможность активизировать имеющийся запас слов. В играх ребенок попадает в ситуацию, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика, в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Как итог мы видим очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи, что позволяет использовать их как универсальное средство диагностики и коррекции становления речи. Они позволяют подтолкнуть ребёнка к использованию речевых средств, показать их актуальность и разнообразие.