Лекция для педагогов Социальная природа сюжетно-ролевой игры дошкольника
Социальная природа сюжетно – ролевой игры дошкольника
В раннем детстве ребёнок осваивает действия с предметами ближайшего окружения. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать как взрослые приводит к тому, что малыш стремится подражать им во всем. Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину, лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно. Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновению сюжетно - ролевой игры, где ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его функции понарошку.
Сюжетно - ролевая игра имеет социальную природу и строится на расширяющемся представлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребёнка в игре опосредуется образом другого человека. Дошкольник встаёт на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.
Д.Б.Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно - ролевой игры, показал, что центральным компонентом её выступает роль — соответствующий принятым в обществе нормам и правилам, способ поведения людей в различных ситуациях.
Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встаёт на позицию другого человека, причем не одного, а нескольких. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра — дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребёнком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознаётся необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им.
Сюжетно - ролевая игра позволяет ребёнку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает её общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает её внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается её социальная польза. Теперь ребёнок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2 - 3 становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли.
Ребёнок действует не так, как хочет, а так, как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, личные желания и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.
Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребёнка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придаёт правилу смысл, наглядно показывает дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим процессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. Причём правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, поскольку сверстники следят за тем, как партнёры их выполняют. Отношение ребёнка к правилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала малыш легко нарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознаёт смысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противится этому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логику житейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными, открытыми. Ребёнок сознательно выполняет правила, объясняя следование им необходимостью. Так он учится управлять своим поведением. «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии», — писал Д.Б. Эльконин.
Выполнение роли протекает с помощью определённых игровых действий. Так девочка, выполняя роль мамы, кормит, купает, одевает, укладывает спать свою «дочку». По мере взросления ребёнка игровые действия все больше обобщаются, приобретают условный характер, нередко заменяясь словами: «Бельё уже постирано», «Вы уже пришли из школы», «Ты уже поправилась». Освоение разнообразных игровых действий позволяет дошкольнику наиболее полно и точно реализовать роль. Постепенно появляются игры в воображаемом плане, когда ребёнок переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми. Разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты, предметы -заместители. О последней группе следует сказать особо. Замещение возникает в проблемной ситуации: «Что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет?»
С помощью взрослого ребёнок находит подходящий предмет - палочка будет вместо ложки. Истинное замещение возникает только в том случае, когда ребёнок называет предмет - заместитель в соответствии с его новой функцией, т.е. наделяет сознательно новым значением. Закономерен вопрос: «Где границы замещения? Всё ли может быть всем в детской игре?» Оказывается, что нет. Главное условие состоит в том, чтобы с предметом - заместителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым. Поэтому ложкой может быть палочка, карандаш. А вот мяч нельзя использовать вместо ложки, так как им не зачерпнуть пищу. Использование предметов - заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию знаково - символической функции сознания.
Таким образом, в сюжетно - ролевой игре ребёнок осуществляет символизацию (замещение) двух видов. Во-первых, он переносит действие с одного предмета на другой при переименовании предмета, что выступает средством моделирования человеческих действий. Во-вторых, он берет на себя роль взрослого при воспроизведении смысла человеческой деятельности посредством обобщённых и сокращённых действий, приобретающих характер изобразительных жестов, что выступает как средство моделирования социальных отношений.
Чем старше ребёнок, тем большую самостоятельность он проявляет в выборе и использовании предметов - заместителей, тем меньшее значение для замещения играет внешнее сходство, а большее — сходство функциональное, и тем шире круг предметов, которые он замещает. Чаще в качестве предметов - заместителей выступает предметно не оформленный материал, поскольку его функция не фиксирована: камешки, лоскутки, палочки, обрывки бумаги.
Немаловажное значение для развития игровой деятельности имеют предметы - атрибуты. Они помогают ребёнку взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создать игровую ситуацию. Они как бы обеспечивают внешние условия для реализации роли, облегчая малышу ролевое поведение. Ребёнку легче выполнять роль врача, когда он в белом халате и шапочке. В старшем дошкольном возрасте ребёнок все меньше нуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятся представления о функции взрослых.
Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет — та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. А следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определённые знания. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.
Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с 4 лет. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причём воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребёнка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжетов тесно связано с богатством детского воображения. В то же время создание сюжетов игр стимулирует развитие детской фантазии, творческой деятельности.
Самым маленьким детям сюжет подсказывает игрушка или атрибут, который попал в их поле зрения, привлек внимание. Игра малышей не длительна, сюжеты очень неустойчивы, однообразны. Обычно они состоят из одной, реже двух сюжетных линий. Например, мама и дочка убирают дом или моют посуду.
В среднем дошкольном возрасте дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Приведём пример выбора сюжета игры: «Пусть я буду соседкой. Приду к тебе. Как будто твои дочки уйдут». «А давайте, я как будто заболела, и вы повезете меня в больницу. «Даша, давай в «дочки - матери» играть. Я буду мама. А ты папа. Я возьму мишку. Он будет наш сынок. Мы будем с ним гулять». «Катя, давай в парикмахерскую играть. Я сейчас тебя постригу, а потом расчешу».
На протяжении игры прослеживается несколько сюжетных линий: мама не только ухаживает за дочкой, но и водит её в театр, детский сад, шьёт ей платье. Дети начинают объединять игры с разными сюжетами, например мастерская игрушек, магазин и детский сад. Игровая деятельность постепенно все больше отходит от реальной опоры на предметы, практические действия и становится воображаемой. Теперь уже не предмет лежит в основе сюжета, а именно в соответствии с сюжетом подбираются предметы, необходимые для организации игры. Под содержанием игры подразумевается то, что выделено и воспроизведено детьми в качестве главного момента действительности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. С возрастом дошкольник все чаще открывает для себя за внешними действиями и атрибутами скрытые социальные отношения.
В сюжетно - ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей — важный момент в возникновении игры. Нередко ребёнок - лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берёт на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удаётся договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто - то из ребят выходит из неё.
Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребёнок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.
Подготовила: Безбородко Юлия Николаевна (старший воспитатель)