Конспект урока по грамоте на тему Гласные после шипящих Ж и Ш (ЖИ и ШИ) . С. Маршак Тихая сказка (1 класс)


Конспект урока по грамоте в 1 классе. На тему: «Гласные после шипящих Ж и Ш (ЖИ-ШИ). С. Маршак «Тихая сказка».
Учитель начальных классов Белгородской ОШ Волкова Галина Викторовна
Тема: Гласные после шипящих Ж и Ш (ЖИ-ШИ). С. Маршак «Тихая сказка»
Цель:
1.Учить правильному написанию сочетаний жи-ши. Обращать внимание на то, что слоги произносятся не так как пишутся, что звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но после них пишется и.
2. Развивать орфографическую зоркость в написании жи-ши. Развивать монологическую речь, навыки правильного чтения. Развивать память, мышление, творческое воображение.
3.Воспитывать положительное отношение к учебе.
Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа под управлением, самостоятельная деятельность, занимательность, письменный, устный, индивидуальный.Материальное обеспечение: Родное слово (учебник), таблица «Гласные после шипящих», картинка ребуса, предметные картинки : жираф, ужи, мыши, лыжи, калоши, снежинки.
Ход урока.
1.Орг.момент. Психологический настрой.
Звонок веселый прозвенел
Он заниматься нам велел.
Проверьте все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки…
Начинаем наш урок.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний.
Словарный диктант.
С помощью толкования слов написать словарные слова.
Лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками (берёза).
Маленькая птичка с коричневато- серым оперением, живущая обычно близ жилых строений (воробей).
Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами, длинными ушами (заяц).
Крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко (корова).
Длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей и других письменных принадлежностей (пенал).
3. Минутка чистописания.
1.Письмо букв Жж, Шш, соединений жв, шв, жг, шм, жи, ши, слов лыжи, мыши. Придумать и записать предложения с этими словами.
2. Знакомство с новым словарным словом.
С помощью ребуса или загадки, вы должны отгадать, с каким словарным словом вы сегодня познакомитесь.
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей.Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)
Ребус:
Л=ШПравильно, это слово машина. Поставьте ударение. Подчеркните орфограмму.
Письмо по памяти.
Упругие шины у нашей машины.
Физминутка «Веселая семейка»
3. Работа над новой темой урока.
1) Произнесите чистоговорку:
Две вороны ворожили,
Десять сено ворошили.
И сороки не тужилиУ реки пожар тушили.
- Какие звуки часто повторяются в чистоговорке?
- Что вы знаете о звуках [ж] и [ш] ?-Какое правило вы знаете о правописании слогов жи-ши?
2) Знакомство с правилом о правописании жи-ши в стихотворной форме .Все сочетания ЖИ и ШИ
Ты только с буквой И всегда пиши:
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шипы, камыши,
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Машины и карандаши.
Задание: выпишите из стихотворения слова с ЖИ и ШИ.
Работа по таблице «Гласные после шипящих»
4. Работа по учебнику.
Упр. 3 стр.91. Измени слова. Подчеркни в словах жи и ши. Как произносятся слоги ЖИ? А как пишутся?
5. Занимательная минутка. Отгадай загадки. Отгадку найди среди предметных картинок.
Запиши отгадку на доске . (Дети выходят по очереди и записывают отгадку)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он ……(жираф)
Черные змейки,
Желтые шейки.
Ползут, извиваются,
Мышками питаются….(ужи)
Малые зверюшки,
Розовые ушки,
Серенькие шубки,
Остренькие зубки.
Глаза черненькие,
Хвосты тоненькие,
Сидят в норке,
Грызут корки….(мыши)
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снегу не проваливаются…(лыжи)
В ясный день сидим мы дома.
Дождь идет – у нас работа:
Топать-шлепать о болотам. (калоши)
Физминутка «Хомка» (движения на ваше усмотрение)
Хомка, хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
щёчки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три,
Четыре, пять,
Хочет Хомка сильным стать.
6. Чтение и развитие речи.
С.Маршак «Тихая сказка»
1)-Как вы понимаете название сказки?
- Как нужно читать эту сказку?
2)Чтение сказки учителем, а затем учащимися.
3) Анализ сказки.
-Как вы думаете, когда эту сказку лучше читать?
-Какие сказки вам читают родители перед сном?
- Найди и прочитай слова с сочетаниями жи-ши.
7. Домашнее задание: стр.91 упр.4, стр.93-94 выразительное чтение
8. Итог урока: Что узнали нового? Чему научились?
9. Рефлексия.
На партах лежат цветочки(красные, зеленые, жёлтые). Возьмите по цветочку определенного цвета. Зеленый- если ты на уроке работал хорошо; жёлтый – работал средне; красный – работал плохо.
Предметные картинки.





Источники:
Учебник «Родное слово» В. К. Павленко, Г.В. Клыпа Алматыкітап
«Занимательный русский язык»
http://go.mail.ru/search_images?tsg=l&gp=800561 картинки: жираф, мыши, калоши, ужи, лыжи.
http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizkultminutka_vesjolaja_semejka/319-1-0-34248 - Физкультминутка «Весёлая семейка»- Автор Тутубалина Дина Алексеевна.