Доклад: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. А. Дистервег«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.» [1, 3]
Что же такое УУД? «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
УУД- Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик
УУД - Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
УУД - Умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Условия формирования коммуникативных и регулятивных УУД.
Для становления личностных, регулятивных и коммуникативных действий требуется, чтобы школьники в учебном процессе активно взаимодействовали между собой и с педагогами.
Для формирования коммуникативных УУД необходимо систематически включать каждого учащегося в соответствие образовательные ситуации и организовывать рефлексию учащимися своих действий в этих ситуациях.
Регулятивные действия (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка, саморегуляция) обеспечивают произвольность поведения и деятельности, их построение в соответствии с предлагаемыми и создаваемыми нормами, образцами и правилами. Эти УУД формируются в процессе их многократного выполнения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в совместной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Важным условием формирования УУД является рефлексия учащихся своей деятельности и поведения. Рефлексия – это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания и познания другого человека.
Для становления личностных, регулятивных и коммуникативных действий необходимо обеспечить на учебных занятиях смену позиций и разный взгляд учащихся на свою деятельность.
Особенности деятельности учителя на учебных занятиях.
Работа учащихся в парах, группах и индивидуально требует педагогического сопровождения, в этом и заключается целенаправленная работа по формированию УУД.
Во – первых, учитель постоянно следит за тем, чтобы собеседники понимали друг друга. Выяснить это можно, когда собеседники приводят собственные примеры, задают вопросы и отвечают на них, восстанавливают высказывания друг друга.
Если возникло непонимание между учениками, то для его устранения необходимо воспользоваться специальными техниками.
Так, если ученик неправильно воспроизводит, интерпретирует другого, то учитель высказывание того, кто воспроизводит, разделяет на части:
фрагмент, понятый напарником без искажения;
фрагмент, понятый неправильно или вообще невоспринятый;
фрагмент, приписанный напарнику.
С каждым из этих пунктов работа ведётся в отдельности: учитель восстанавливает высказывания обоих учеников, сопоставляя и обращая внимание на общее и разное.
Таким образом, формирование умений коммуникации становится ещё более значимым делом в условиях организации разных видов взаимодействий между учащимися.
Во – вторых, учитель показывает логические приёмы и способы освоения текстов, направляет умственные действия учащихся.Организует работу ученика в соответствии с алгоритмом выполнения задания, учит ставить задачу и определять последовательность действий по её решению, находить ошибки и устранять их. Акцентируя внимание на способе действия, учитель формирует УУД.
В – третьих, важно обсуждать правила и нормы взаимодействия учащихся друг с другом, отслеживать и корректировать порядок действий. Распределение заданий, позиций, времени и порядка решения поставленных задач определяется особенностями тех или иных видов парной или групповой работы.
В – четвёртых, учитель регулярно осуществляет рефлексивные остановки. За счёт их учащиеся осознают свои действия, обнаруживают, какие их них приводят к необходимому результату, и находят причины проблем и достижений. Рефлексировать можно:
способ работы в паре или группе;
действия учащихся;
отношения между ними.
Организовать диалог между учащимися во время рефлексии помогают вопросы, предлагаемые учителем. Выбор вопросов определяется целями учителя и ситуацией. Для восстановления хода событий, происшедших в паре (группе), можно задать такие вопросы: какие цели ставил? Что делал и с кем?
Чтобы ребёнок начал говорить о своих достижениях и трудностях, используются другие вопросы:
Всё ли запланированное успел сделать?
Что в итоге получил?
Достигнут ли желаемый результат?
Что помогло или мешало действиям?
Что помогло или мешало общаться?
Было ли трудно приводить примеры, формулировать выводы, подбирать аргументы? В чём причина этого?
Каждое занятие рекомендуется заканчивать итоговой рефлексией деятельности: что получилось, за счёт чего или кого? Что не получилось, что препятствовало? Удачно ли были подобраны способы работы? Что нужно учесть при планировании следующего занятия? Что изменить, а что оставить?
Не стоит бояться тратить время на проведение рефлексии. Это в дальнейшем положительно скажется на учебных результатах.
Методики коллективных учебных занятий
Стержнем коллективных учебных занятий является работа в парах сменного состава.
Методика взаимообмена заданиями
Методика взаимообмена заданиями предназначена для первичного изучения типовых задач за счёт работы учащихся в парах сменного состава. Готовится специальный дидактический материал – карточки, содержащие по три однотипных упражнения. Они должны быть разными по тематике, но одинаковыми по структуре.
Вначале необходимо осуществить «запуск». Учитель предлагает разные задания между учениками, обучает каждого их них индивидуально. Он объясняет способ выполнения задания «а», записывая решения в тетрадь ученика, даёт ему необходимые консультации, отвечает на вопросы, просит восстановить объяснение. Второе задание («б») ученик выполняет под наблюдением учителя, комментируя свои действия. Учитель обращает внимание на моменты, которые не удаются его напарнику, задаёт вопросы на уточнение, задаёт вопросы на уточнение, предлагает сформулировать вопросы.
Третье задание («в») ученик выполняет без наблюдения со стороны учителя. После его проверки учитель проводит минирефлексию: просит ученика воспроизвести объяснение задания «а», восстановить последовательность обучающей работы учителя, даёт рекомендации, как учить следующего напарника. Таким образом, учитель добивается не только усвоения учебного материала, но и техник работы с партнёром.
Если ученики делают всё правильно, чувствуют себя уверенно, значит, они готовы работать в сводной группе, состоящей из нескольких пар. Руководит группой командир (один из её членов), он ведёт учёт карточек, следит за тем, чтобы ребята не нарушали порядок взаимодействия в паре. В паре ученики обучают друг друга решению своих задач, при этом порядок работы тот же, что и учителя с учеником (первая задача объясняется, вторая решается под наблюдением, а третья – самостоятельно). Научившись у одного партнёра выполнять, какой – либо тип задания, ученик в следующей паре передаёт знания другому ученику. Смена напарников происходит до тех пор, пока каждый ученик не получит и не передаст способы решения всех типов задач.
++=
Учёт выполнения учащимся заданий ведётся в таблице. Символами обозначается следующая информация: « » - приступил к выполнению задания; «+ » - обучен, готов обучить; « » - обучил.
Учёт выполнения заданий по методике взаимообмена заданиями
Фамилия, имя Номера заданий (карточек) 1 2 3 4 5 6
Иванов Иван + +
. Петров Пётр . +
+
+ +
…… Методика взаимотренажаПосредством методики взаимотренажа можно обеспечить эффективное закрепление изученного материала, довести действия до автоматизма.
Цель тренировки – инициировать алгоритмические учебные действия напарника, указывая при этом, верен его ответ или нет. В паре выделяются две позиции: тренера и тренирующегося.
Задача «тренера» - поставить перед « тренирующимся» вопрос, а затем сверить ответ напарника со своим. Если «тренер» владеет материалом, то ему достаточно иметь только набор заданий.
Однако тренировка удобна тем, что позволяет быть тренером даже тому ученику, который пока не может сам по некоторой теме проверить ход мысли напарника. Для этого задания должны быть готовые ответы.
Ученики получают разные карточки и находят себе напарника. Первый ученик диктует второму первое задание своей карточки (естественно не говоря ответ), второй ученик отвечает на поставленный вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если правильный диктует второе задание. Если ответ не правильный, то предлагает товарищу ещё раз ответить на вопрос.
Если напарник ошибается, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу.
Когда первый продиктует все задания своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задаёт вопросы своей карточки, а первый отвечает на них. Когда все вопросы продиктованы, ученики заканчивают работу, ищут новых напарников и работают так же, как и в первой паре.
Особенность этой методики в том, что ученик не меняет свою карточку. Это следует из предназначения методики (тренировка).
Методика взаимотренажа не требует особого процесса запуска, как, например, методика взаимообмена заданиями. Для её организации необходимо иметь карточки, в которых есть 5 – 6 вопросов с ответами. Как правило. Работа занимает небольшой промежуток времени (5 - 10 минут), тренаж используется для закрепления всевозможного материала: можно упражняться в устном счете, заучивать таблицу умножения, формулы, сведения, факты, находить орфограммы, давать толкования понятиям и т.п.
Пример самого простого варианта взаимотренажа – взаимодиктовка слогов, слов, предложений:
запиши буквы: строчные: а,у, н, г, т; заглавные: А, У, Н, К, Г, Т;
запиши слоги: на, та, ку, ле, су, мы;
запиши слова: корова, заяц, лиса, дуб;
подчеркни гласные буквы: корова, молоко, велосипед, ведро.
Методика взаимопроверки индивидуальных заданий
Методика взаимопроверки индивидуальных заданий предназначена для закрепления и повторения изученных тем. В отличие от тренировки, предметом проверки является не собственно ответ. А логика и содержание действий по решению задачи, вопроса. За счёт проговаривания ученик приходит к осознанию выполняемого им способа действия, а это лежит в основе формирования устойчивых навыков.
Необходимо подготовить дидактический материал – индивидуальные задания. Для этого во фрагменте курса (это может быть тема, раздел, программа года или программа всего предмета) выделяются все важные моменты, которые обучающихся должен был освоить, и к ним составляются вопросы и задачи. Затем из этого общего списка компонуются индивидуальные задания, каждое из которых будет оформлено на отдельной карточке. Число карточек не зависит от количества учащихся, оно зависит от количества типов вопросов и задач, знание которых нужно проверять. Число вопросов и задач в каждой из карточек должно быть одинаковым. В одной карточке могут быть вопросы и задачи разного уровня сложности. Например, одну задачу можно решить устно, а вторую (сложную) – письменно. Могут встречаться и теорические вопросы. В карточку включаются вопросы и задачи из разных тем, вне какой – либо логической зависимости между ними. Кроме того, целесообразно, чтобы некоторые вопросы и задания повторялись в разных карточках.
Организуется сводная группа для взаимопроверки следующим образом. Разным её членам раздаются индивидуальные задания. Каждый учащийся самостоятельно выполняет индивидуальное задание, пользуясь при затруднениях своими записями, пользуясь при затруднениях своими записями, учебником и другими материалами. Затем он в парах сменного состава проверяет правильность выполнения каждой задачи: с одним напарником проверяется первая задача или вопрос, со вторым – следующая задача и т. д.
В паре различаются две позиции: проверяющего о проверяемого. Один ученик восстанавливает другому весь процесс решения задачи либо даёт развёрнутый ответ на свой вопрос. Его напарник следит за изложением, при необходимости уточняет, поправляет и дополняет. Далее напарники меняются ролями. Затем пара распадается. Работа в паре в этой методике используется не с целью обучения или оценивания, а целью обнаружения и исправления ошибок.
После того как все части индивидуального задания проверены, участник сводной группы получает новее индивидуальное задание, самостоятельно его выполняет и снова проверяется в парах сменного состава.
Отмечаются два достоинства описанной проверки. Во – первых, в ходе комментирования, объяснения своих действий ученик часто сам обнаруживает ошибки. Во – вторых, проверка осуществляется « здесь и сейчас»: если ошибка обнаружена, то исправляется сразу, а не учителем вдали от ученика. Конечно, партнёр должен быть достаточно компетентен в проверяемой теме. Но это вовсе не означает, что он должен знать ее « от корки до корки».
Методика создания текстов в коллективной работе.
Основная идея этой методики в том, чтобы за счёт коллективной работы раскрыть содержание учебной темы.
Порядок работы в парах по готовым планам тестов следующий.
Учителем готовится подробные планы несколько тем. Каждый ученик получает план. Задача – по плану восстановить содержание темы и оформить соответствующий ему текст. Работа группы организуется следующим образом. Для раскрытия первого пункта своего плана ученик находит себе напарника, с которым совместно обсуждают возможное содержание, при необходимости они обращаются к разным источникам, например, учебникам, книгам, энциклопедиям. Далее они обсуждают возможный вариант теста, соответствующего пункту плана, который ученик записывают в свою тетрадь. После этого он, таким образом, помогает своему товарищу оформить содержание его пункта плана.
Для проработки следующего пункта плана ученик находит нового напарника, рассказывает ему содержание первого пункта, выслушивает критические задания, далее работа организуется так, как описано выше.
Прорабатывая все пункты плана, ученик в итоге получает целостный текст темы. После этого он может взяться за другую тему, рассматривая её аналогичным образом.
Описанный приём организации работы по созданию текстов уточняется в соответствии с дидактическими задачами. Так, при написании сочинений возможны следующие уровни сложности:
Составление текста по готовому плану и серии соответствующих сюжетных картинок (иллюстраций).
Составление текста по готовому плану и одной сюжетной картине или «картине – описанию».
Составление текста по готовому плану.
Составление на основе плана, подобранного в парах с разными партнёрами.
При изложении содержания одного текста предлагаются следующие этапы:
Первичное восприятие текста, предъявленного визуально или на слух. Ученики в парах восстанавливают содержание текста (в двух – трёх парах пересказывают его друг другу, корректируют и дополняют своё понимание). На первых порах используются вопросы для пересказа.
Повторное восприятие текста (самостоятельное чтение или слушание).
Составление плана текста. Деление текста на части (в 2 – 3 парах). Озаглавливание каждой части(количество сменных напарников не меньше числа выделенных частей текста).
(На подготовленном этапе ученикам предлагается готовый план. В этом случае ученики в парах делят текст в соответствии с планом).Словарно – орфографическая работа.
Написание изложения. Сколько пунктов плана, столько и напарников. Ученики читают пункт плана, подробно восстанавливают содержание части и записывают его в тетради. Обязательно проводят взаимопроверку и коррекцию. В новой паре обсуждают и проверяют, что написано в предыдущих абзацах, после чего работают по новому пункту плана.
Коррекция и итоговая проверка с другими напарниками. Один из результатов обучения в начальной школе – умение школьников составлять план текста. В связи с этим можно предложить следующие этапы обучения озаглавливать фрагменты текста:
Расположение серии картинок в логической последовательности.
Выбор картинки осуществляется после прочтения нового фрагмента текста. Среди картинок могут быть лишние.
2.Выбор точного заголовка фрагмента текста из предложенных вариантов.
3. Исправление предложенного заголовка фрагмента текста.
4. Дополнение незавершённого заголовка.
5. Редактирование (исправление) готового плана текста.
6. Самостоятельное озаглавливание фрагментов текста.
Методика доводящих карточек
Доводящие карточки - это набор таких вопросов и заданий, которые «доводят» ученика до понимания темы. Отвечая на вопросы и выполняя задания, ученик приходит к правильному пониманию своей темы. По – другому говоря, доводящая карточка организует процесс понимания, управляя мышлением ученика. Доводящие карточки состоят из нескольких групп вопросов и заданий. Вопросы и задания второй группы обращают внимание ученика на разные слова и словосочетания.
Вопросы третьей группы относятся к смыслу изучаемой темы. Именно они обеспечивают появление акта понимания.
Далее могут последовательность вопросы и задания, направленные на закрепление и углубление уже понятного материала.
Работа по методике доводящих карточек организуется следующим образом. Разным ученикам даются для изучения карточки по неодинаковым темам. Вначале ученик самостоятельно изучает тему по своей доводящей карточке, а затем проверяет знания у учителя. Некоторых учеников может обучить учитель. Далее образует с помощью напарника, который её знает (то есть освоил эту тему). В этом случае второй ученик играет роль проверяющего. Потом напарники меняются ролями: второй ученик изучает одну из тех карточек, которая усвоена первым учеником. В этом случае первый играет роль помощника и проверяющего. После этого пара расходится. Учащиеся ищет нового партнёра для передачи ему только что полученной темы.
Методика взаимопередачи тем.
Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического материала за счёт работы в парах сменного состава. Основная идея организации занятий состоит в следующем. Между учениками распределяются разные темы изучаемой программы. Ученик одну или несколько тем изучает индивидуально. А часть – получает от других учеников.
Соответственно, темы, которые он освоил самостоятельно, он передаёт своим товарищам. Командир из числа ребят ведёт учёт и координирует деятельность сводной группы.
Учебные тексты для изучения по методике взаимопередачи тем оформляются специальным образом. Текст делится на части, состоящие из информационных фрагментов (абзацев)
И сопровождающих их вопросов, заданий первой группы. В конце даются ко всему тексту.
При индивидуальном изучении темы ученик осуществляет над каждым фрагментом следующие операции: разбирается в теоретической части, озаглавливает. Выполняет задания первой группы. Проработав, таким образом, все пункты. Ученик переходит к заданиям второй группы. После чего самостоятельно изученную тему он в обязательном порядке «допуск» для её передачи.
Теперь задача школьника – научить этой теме напарника. Он воспроизводит содержание первого фрагмента, проверяет уровень понимания (то есть задаёт вопросы, предлагает решить задачи первой группы), просит напарника воспроизвести текст и сформулировать свои вопросы на понимание абзаца, а потом записать заголовок этой части. И так по каждому пункту плана. В результате совместной работы у напарника в тетради появляется подробный план темы.
После этого партнёры меняются ролями. Тот, кто обучал, становится теперь «учеником» и получает от партнёра новую тему по такому же алгоритму.
Обучив друг друга, напарники меняются карточками и индивидуально выполняют задания второй группы. Проверив друг друга, они отмечаются у командира, переходят в другие пары, чтобы обучать той теме, которую каждый только что освоил.
Для обеспечения плодотворной учебной деятельности на основе методики взаимопередачи тем важно поверять на только уровень знаний, но и готовить школьника к роли « учителя», формировать умения задавать вопросы напарнику, контролировать его, соблюдать алгоритм взаимодействия, быть требовательным. Обучать другого может только, ученик, который хорошо усвоил тему.
Подводя итог, можно отметить, что все это позволяет мне повышать эффективность образовательно-воспитательного процесса. А моим ребятам чувствовать себя комфортно и уверенно
Хочу закончить своё выступление словами американского писателя, педагога Уильяма Артура Уорда.
До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Задания работы в парах и индивидуально
Состав слова Окончание
Прочитай.
Мальчик принёс домой кота. Все стали наблюдать за котом. А щенок решил повиснуть на коте.
Какое слово несколько раз употребляется в тексте? Сколько раз оно повторяется? Чем записи этого слова отличаются?
Выпиши все варианты его записи. Возьми в квадратик те буквы, которыми эти записи отличаются. Можно ли сказать, что это слово несколько раз меняет свою « одежду» - форму?
Попробуй по очереди эти формы вставить в предложение вместо точек. Около двери сидел …. Подходят ли они?
Как изменить слово, чтобы получилось предложение?
Запиши слово в нужной форме.
Пошла к (море), ловил (рыба), очистил от (кожура), большие (пушинки), (смелая) зверь, кормила своих ( птенцы), жила над (нора), (верный ) кошка.
Измени слово так, чтобы оно называло несколько предметов. Выдели окончания.
Однокоренные слова
1.Прочитай.
Вчера у нас были интересные дела. Мы изготовили поделки для малышей. Сегодня сделаем домик для птиц. Там поселятся деловые скворцы.
Сколько групп близких по смыслу слов можно найти? Выпиши их в отдельные столбики.
В каждой ли группе слов есть общая часть? Общую часть выдели знаком:
Одинаково ли значение слов, имеющих общую часть? Можно ли их назвать родственными?
Можно ли родственные слова назвать однокоренными?
Являются ли родственными эти слова? Докажи.
Рыбка, рыбак, рыбный (суп), рыбачил.
Каким общим словом их можно объяснить?
Запиши слова, выдели корень.
Состав слова
Спиши слова.
Поделки сад перелесок
дело пересадит лесник
деловой посадка лес
садовник лесной
цветы подарок осмотр
цветок дарят смотр
цветёт дары смотрит
цветник
В каждой группе родственных слов вначале выдели корень, затем окончание, а потом приставку и суффикс. В каждом столбике подчеркни слово, которым можно объяснить родственные.
Задания для взаимообмена.
№ 1
Найди родственные слова. Выдели корень.
1.Заплясать, пляска, танцор.
2.Мокрый, сырой, подмокнуть.
Противник, вражда, вражеский.
3.Тишина, затишье, шёпот.
Светлячок, лампочка, рассвет.
№ 2
Найди родственные слова. Выдели корень.
Труба, ноябрь, заморский, моряк, трубач, ноябрьский.
Смелый, стрелять, хлебушек, перестрелка, хлебница, смелость.
Столик, гордый, записка, гордимся, застолье, писатель.
№ 3
Выпиши родственные слова.
Рисовать, рисунок, рис, зарисовка.
Лев, левша, левый, налево.
Гусь, гусыня, гусиный, густой.
Слеза, слезла, слезинка, прослезился.
Летучий, летел, лето, перелететь.
№5
Измени слово и выдели окончание.
Картина, дом, счастливое, мычит.
Деревня, стол, осиновый, говорят.
Игрушка, пишет, ласковая, мяч.
№ 6
Подбери родственные слова, выдели корень и окончание, а затем суффикс.
Головка, домик, пригородный.
Травинка, беленький, ключик, дождинка.
Рыбка, ключик, приморский, рыженькая.
№ 7
Допиши недостающий корень. Подчеркни гласные в корне.
Свет - …ить, море- …ской, дежурить - …ный.
Корм - …ить, пятнышко- …о, почта -… овый, тяжесть - …ёлый.
Задания для взаимопроверки.
№ 1
Выпиши только однокоренные слова. Каждую группу однокоренных слов пиши с новой строчки.
Рис, рисовая (каша), рисовать; летать, лето, лётчик; столовая, столбик, столб; смелый, храбрый, смельчак; носить, переносица, непереносимый.Найти лишнее слово. Выпиши его. Докажи, что выписанное слово лишнее (устно).
Гореть, угорать, гора.
Горе, нагорный, гореть.
Пот, потолок, потливый.
Море, морщины, морской.
Боль, большой, больница.
Вода, водить, водник.
Начальная форма имени существительного
Прочитай, вставляя в предложения слово дятел.
Вот прилетел (кто?) … и сел прямо на ствол осины. (У кого?) У … в когтях шишка. Внизу валяются выклеванные (кем?) … шишки.
Спиши, изменяя окончание слова дятел по вопросам.
2.Докажи устно, что слово дятел является именем существительным.
Выпиши слово дятел с разными окончаниями по вопросам кто?, у кого?, кем?. Выдели окончания. Укажи число.
Образец: Кто? Дятел (ед. ч.)