Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя начальных классов МАОУ СОШ № 156 г.Екатеринбурга Игумновой Марины Станиславовны


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 156
Публичная презентация общественности
и профессиональному сообществу
результатов педагогической деятельности
учителя начальных классов
МАОУ СОШ № 156 г.ЕкатеринбургаИгумновой Марины Станиславовны

В средней общеобразовательной школе №156 г. Екатеринбурга я работаю 21 год учителем начальных классов, педагогический стаж 34 года. За этот период в данном ОУ проходила аттестацию пять раз, последние 3раза на высшую квалификационную категорию.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Образовательные стандарты второго поколения ориентированы на достижение школьниками результатов освоения ООП НОО (личностных, метапредметных, предметных), в отличие от направленности предшествующих на формирование общих учебных умений, навыков (ОУУН) и способов деятельности, свидетельствует об особом внимании к становлению личностных характеристик, уровню достижений каждого ребенка.
В процессе своей профессиональной деятельности в последние годы я выявила несколько противоречий в УВП:
между ФГОС образования и слабой мотивацией учащихся начальных классов к обучению.
Различный уровень развития разнополых детей и степень эмоциональной и психической готовности к обучению
между коллективными формами обучения и индивидуальными особенностями отдельной личности.
несоответствие методик и технологий обучения объективным гендерным и половозрастным особенностям развития ребенка
между консервативностью гендерных стереотипов и новым содержанием современных гендерных ролей
воспитательным процессом и процессом полоролевой социализации,
современная школа не учитывает в учебно-воспитательном процессе гендерные особенности учащихся и уровень овладения ими необходимыми для этого знаниями
модернизация учебно-воспитательного процесса и внедрение гендерно-ориентированного подхода к работе с учащимися является вопросом больше теоретического, чем практического характера. Сегодня школа предъявляет одинаковые требования к детям разного пола, создавая, таким образом, предпосылки для формирования конформизма.
Это позволило мне определить проблему: на современном этапе развития образования российская система переживает процесс реформирования, требующего приведения качества и уровня образования в соответствие с международными стандартами. При этом учёт индивидуальных особенностей учащихся является приоритетным на всех ступенях образовательного процесса. В связи с этим особую актуальность приобретает понятие «гендерный подход» HYPERLINK "javascript:document.location.replace(String(document.location)+'" \l "_ftn2')" \o "" . Гендерная педагогика должна стать необходимым компонентом гражданского образования.
Решение данной проблемы и определило тему моего педагогического опыта « Применение гендерного подхода для повышения качества обученности и формирования УУД младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС», в котором:
конкретизировано содержание понятия «гендерный аспект обучения»,
определены формы и методы деятельности, учитывающие осуществление гендерного подхода в обучении в системе урочной и внеурочной деятельности,
обобщён опыт использования различных форм деятельности в соответствии с определёнными методами,
проанализированы результаты проведённой работыАктуальность темы определяется увеличением объема и ростом темпов предъявления информации, которую должен усвоить современный школьник, и требованиями ФГОС НОО, предусматривающими создание условий эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), что обусловливает поиск педагогами современных путей интенсификации учебного процесса.
Цель моей профессиональной деятельности: создание гендерно - ориентированной системы обучения с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствующей повышению качеству успеваемости, гармоничному личностному развитию в зависимости от пола и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.
Предполагаемый результат: профессиональная деятельность педагога с учётом гендерных и индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка поможет осуществить личностно-ориентированный подход, создаст благоприятные условия для формирования высокой учебной мотивации школьников, повышения результативности обучения, выраженной в успешном осуществлении младшими школьниками познавательных УУД и значительном росте предметных результатов, раскроет большие возможности для формирования творческих, интеллектуальных, познавательных и практических умений учащихся.Во время работы над этой темой я поставила перед собой задачи:
Изучить гендерные и половозрастные особенности развития и различий в поведении младшего школьника
Проанализировать гендерные характеристики, влияющие на успешность в обучении
Выработать педагогические рекомендации, способствующие повышению качества обучения, с учетом гендерных особенностей учащихся
Проанализировать исходный уровень мотивации учащихся и дальнейший уровень качества обучения учащихся.
Изучить интересы девочек и мальчиков, обучающихся в данном классе.
Создать благоприятный психологический климат на уроках, ситуации сотрудничества и успешности, вела работу с опорой на гендерный аспект;
Подобрать методы и средства, позволяющие учитывать гендерный аспект и, за счёт этого, повысить уровень учебной мотивации и качества обучения.
Проанализировать, как влияет учёт гендерного аспекта на динамику уровня мотивации и качества обучения младших школьников .Реализация и решение поставленных задач проходили в несколько  этапов:
Изучение психолого-педагогического и государственного аспекта необходимости гендерного подхода к вопросу обучения младшего школьника.
Педагогическая диагностика исходного уровня мотивации и стартовой готовности первоклассников к успешному обучению в начальной школе;
Разработка, подбор и включение в педагогическую практику методов и средств с учётом гендерного аспекта;
Диагностика промежуточных результатов формирования УУД;
Подведение итогов работы и выработка рекомендаций для учителей начальных классов.
Введение ФГОС нового поколения в условиях гендерного обучения в начальной школе позволяет учитывать особенности учащихся, отрабатывать содержание учебного материала и применять такие методы и формы обучения, которые соответствовали бы разному типу функциональной асимметрии мозга в восприятии информации девочками и мальчиками, отвечали бы запросам и тех, и других в отношении к учебной работе.Мальчик и девочка – это два разных мира. К началу обучения в школе они уже характеризуются целым рядом половых особенностей, которые необходимо учитывать в образовательном процессе. При построении процесса обучения на основе учета идей гендерного, я руководствовалась тем, что при одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если не учитывать это, то невозможно будет понять, что стоит за их поступками.
Гендерный подход – составляющий элемент личностно ориентированного подхода, учитывающего при этом индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом, это переосмысление способов и методов обучения в контексте значимости какой-либо учебной дисциплины через призму женского и мужского восприятия; это принятие учителем личности учащегося с позиций его гендерных особенностей, проявляемых на уровне осознания учеником изучаемых явлений и соответствующих определенным психофизиологическим параметрам личности.Учет гендерных и индивидуальных психофизиологических особенностей школьника потребовал при этом незначительной реорганизации учебного процесса, результатом чего явилась его индивидуализация, способствующая наиболее полной самореализации мальчиков и девочек, повысилась результативность обучения, выраженная в успешном осуществлении младшими школьниками познавательных УУД и значительном росте предметных результатов.
Перед началом обучения я встречалась с родителями будущих первоклассников, беседовала об особенностях здоровья детей, их любимых играх, увлечениях, интересах, поведенческих реакциях, особенностях характера, мотивации учения, о моральных ценностях семьи, о предпочтениях в общении в семье, о проблемах, существующих в некоторых семьях и вызывающих стресс у ребенка; проводила анкетирование родителей. На третьей-четвертой неделе обучения проводила педагогическую диагностику стартовой готовности (ПДСГ) первоклассников к успешному обучению в начальной школе. Задачи ПДСГ – получение достоверной информации о готовности ребенка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат.
Критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований ФГОС НОО

Результаты проведенной ПДСГ показали, что 50% учеников имели базовый уровень инструментальной и личностной готовности. У 42% учащихся низкий уровень инструментальной готовности и базовый уровень личностной готовности.
У 8 % детей инструментальная и личностная готовность находилась на низком уровне. Психологический возраст этих детей соответствовал дошкольному уровню развития.

В процессе исследования было установлено, что учащиеся первого класса имеют следующие уровни школьной мотивации:
Уровень учебной мотивации Кол-во детейОбщее количество (мальчиков/девочек) % в целом по классу
Высокая2 ( 1 / 1 ) 8%
Хорошая4 ( 2 / 2 ) 16%
Внешняя11 ( 6 / 5 ) 42%
Низкая5 ( 3 / 2 ) 19%
Негативное отношение к школе4 ( 4 / 0 ) 15%
Результаты диагностики детей показали, что основная масса учащихся (42%) имеет внешний уровень мотивации. Это говорит о том, что школа привлекает ребят лишь своими внешними сторонами: общением, новым социальным статусом и т.д.
Лишь 8% детей имеют высокий уровень учебной мотивации. У 16% ребят мотивация хорошая. Большое количество детей имеют низкий уровень мотивации – 19%. Выявлено также и негативное отношение первоклассников к школе. Таких ребят 15%.очки
В среднем девочки более мотивированы на процесс обучения, чем мальчики.
Далее я провела качественный анализ результатов диагностики для определения преобладающих для данного возраста мотивов. Были получены следующие результаты:
Тип мотива Кол-во детейчел. %
Социальные мотивы4 12%
Учебно-познавательные мотивы3 9%
Оценочный мотив7 22%
Внешние мотивы8 25%
Игровые10 32%
Проанализировав результаты диагностик, я перешла ко второму этапу, где занялась разработкой, подбором и внедрением методов, форм и средств, позволяющих осуществлять в работе гендерный подход. Изученные данные позволили мне выработать различные методические приёмы, соответствующие гендерным особенностям мальчиков и девочек .
При выборе методов, приемов и средств обучения не разделяю мальчиков и девочек на две подгруппы, иначе это будет препятствовать естественному взаимообучению детей, формированию навыков кооперации, сотрудничества и развитию недостающих функций и у тех и у других. Считаю целесообразным делить учащихся на небольшие учебные группы, согласно их гендерным типам, и осуществлять процесс обучения с учетом особенностей мышления, вербальных способностей, когнитивных стратегий, предъявления и закрепления учебного материала, осуществления контроля, соответствующих каждому гендерному типу. Для лучшего освоения учебной деятельности в сотрудничестве и приобретения навыков социального общения организую работу учащихся в парах.
Кроме того, сотрудничество и взаимодействие между учениками, достигались посредством работы над общими проектами, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, в больших и малых группах. Проектная деятельность оказывала большую помощь в осуществлении гендерного подхода. С её помощью мои ребята не только получают много новых знаний, но и могут адекватно оценить свои силы и интересы, проанализировать трудность при подготовке одной темы и лёгкость при подготовке другой в зависимости от своей полоролевой принадлежности.
Учебный материал я отбирала, руководствуясь следующими принципами:
Направленность упражнений на общее развитие учащихся;
Приоритетность творческих задач над репродуктивными;
Принцип опережающего обучения;
Принцип психологической комфортности;
Принцип систематичности.
При этом, для повышения эффективности образовательного процесса в смешанных группах использовала на уроках и во внеурочной деятельности поочередно «маскулинноориентированные» и «фемининно-ориентированные» средства, методы, приемы обучения и воспитания (что интересно для мальчиков и что интересно и близко девочкам), применяла взаимообучение мальчиков и девочек, используя сильные стороны обучающей стороны, учила мальчиков и девочек сотрудничеству, кооперации по типу взаимодополнения.
Таким образом, в результате проведённой работы мною были отобраны и внедрены в практическую деятельность определённые задания и упражнения, которые помогли осуществить гендерный подход. Они, в свою очередь, способствовали повышению мотивации учащихся. Хорошим стимулом для ребят являлся момент ситуации соревнования. При этом, мальчики соревнуются с мальчиками, а девочки – с девочками. Это способствует установлению дружеских отношений разнополых детей (нет проблемы вражды между мальчиками и девочками). Да, и успеваемость, благодаря этой игре, растёт.
В классе мы проводим массу мероприятий, в подготовке и проведении которых стараюсь задействовать всех ребят с учётом их возможностей и интересов.


Гендерное образование методически строится на принципе «объясни мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, позволь мне принять участие — и я пойму». Поэтому, для сплочения коллектива, формирования УУД, повышения познавательной мотивации я проводила такие современные формы организации учебно-воспитательного процесса, как ролевые игры, часы общения, откровенные разговоры, диспуты, классные часы, тренинги, занятия по программе курса «Мир деятельности» и «Умники и умницы», «Учусь создавать проект», основная цель которых - выработка навыков общения между мальчиками и девочками, основанных на взаимном уважении. В ходе таких занятий дети учились искусству общения, учились уважать друг друга, выслушивать чужие мнения, а также умению откровенно рассказывать свою историю. Повествуя о своей жизни, учащиеся находят много общего, сталкиваются со схожими проблемами, помогают друг другу найти решения.
Мои ученики активно участвуют во всех школьных, районных и городских мероприятиях: творческих, интеллектуальных и познавательных конкурсах, выставках, акциях, спортивных соревнованиях и во многих становятся победителями, являются участниками благотворительных концертов для ветеранов ВОВ и тружеников тыла.



Вследствие выбранных методов, форм и приемов обучения могу констатировать следующие образовательные результаты:
Возрос объем и глубина усваиваемого материала
Ученики получают большее удовольствие от учения, комфортнее чувствуют себя в школе, снижается школьная тревожность
Возросла познавательная активность, творческая самостоятельность, сплоченность класса
Дети с большим желанием откликаются на предложение подготовить сообщения, презентации, используя различные современные источники СМИ, любят и умеют презентовать их своим одноклассникам.
Ребята моего класса активно принимают участие в играх-конкурсах, в дистанционных и очных олимпиадах.
Уменьшились некоторые дисциплинарные трудности (особенно в поведении мальчиков)
Поменялся характер взаимоотношений между детьми: они стали теплее, человечнее; дети стали лучше понимать друг друга и самого себя
Дети приобрели навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей
Учитель получил возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их личные потребности, способности, возможности, темп работы, взаимную склонность к сотрудничеству.
В учебный процесс вовлечены все обучающиеся, обеспечен целесообразный и эффективный характер их деятельности;
Высокая мотивация, которая формируется у моих учеников в процессе применения гендерного подхода, пробудила у них интерес к учебным предметам. Это позволяет ребятам повысить качество знаний по предметам и стимулирует у них желание заниматься предметами более углублённо
center0Уровень учебной мотивации00Уровень учебной мотивации

Социально-психологическая адаптация школьников
Педагогический анализ, который я провожу в системе, показывает прочное усвоение обязательного уровня знаний, умений и навыков моими учениками. Об этом свидетельствует высокий уровень обученности моих детей.
При 100% успеваемости в моем классе качество обученности моих учеников имеет стабильную позитивную динамику и составляет 79%.

В
В этом году впервые выпускники 4-х классов выполняли Всероссийские проверочные работы. Итогом, подтверждающим эффективность моего педагогического опыта, является показатель качества обученности по основным предметам.
Название предмета Результативность
выполнения работы Качество
обученностиСредний балл
Математика 100% 100% 4,8
Русский язык и литературное чтение 100% Окружающий мир 100% 100% 4,5
Проанализировав полученные данные, я убедилась, что все параметры, которые были оценены имеют положительную динамику, а качество обученности соответствует оптимальному уровню.
Таким образом, можно утверждать, что моя работа, основанная на гендерном подходе к обучению, является эффективной.
Кандидат на участие в конкурсе Игумнова М.СРуководитель образовательной организации Павлова Н.В.