Организация и проведение олимпиады по дисциплине «Информатика И ИКТ»

Министерство науки и образования Волгоградской области
ГБОУ СПО «Волгоградский политехнический колледж
имени В.И. Вернадского











Организация и проведение олимпиады по дисциплине
«Информатика и ИКТ»

Методическая разработка






Выполнила
к.п.н., преподаватель
высшей категории
Н.Н. Головина







Волгоград – 2014
Аннотация

Методическая разработка организации и проведения олимпиады по дисциплине «Информатике и ИКТ» содержит методику организации и проведения олимпиады в рамках недели кафедры математических и естественнонаучных дисциплин.
Разработка раскрывает методику организации и проведения олимпиады, которая делится на два этапа: 1 этап – организационный (подготовительный) и 2 этап – проведение олимпиады.
Методическая разработка окажет практическую помощь в организации и проведения такого интересного мероприятия как олимпиада по различным дисциплинам, в том числе олимпиад по специальным дисциплинам.


























содержание

Введение.
4

Методика организации и проведения олимпиады..
5

1. Цель проведения....
5

2. Подготовительный этап............
5

3. Проведение олимпиады
6


3.1 Приветствие участникам олимпиады и объявление плана проведения..

7


3.2 Решение заданий по темам «Системы счисления» и «Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала». Преподаватель: Головина Н.Н............................


7


3.3. Ответы на вопросы, решение кроссворда и ребусов по теме: «Устройство компьютера». Преподаватель Головина Н.Н.................

9


3.4. Практическое задание «составление алгоритмов и программ на языке Паскаль». Преподаватель Разживина Л.Я..

15


3.5 Подведение итогов и заключение олимпиады. Преподаватель Разживина Л.Я..

19

Заключение.
20

Литература..
21




















введение

Слово олимпиада согласно толкового словаря русского языка под редакцией профессора д.Н. Ушакова означает культурный праздник сопровождающийся смотром сил в какой-либо области культуры. Поэтому проведение олимпиады по информатике и ИКТ – это небольшой праздник знаний студентов по предмету информатика и ИКТ.
Проведение предметной «Недели кафедры математических и естественнонаучных дисциплин» среди обучающихся первого курса стало в нашем колледже традицией на кафедре «Математических и естественнонаучных дисциплин». Неделя проходит на последней недели марта и в подготовке этой олимпиады участвуют все обучающиеся первого курса. Хотя олимпиада ориентирована в основном на обучающихся групп специальностей 230113 (КСК) и 240703 (АПП), но по желанию приглашаются обучающиеся всех групп первого курса.
Преподаватели по дисциплине «Информатика и ИКТ» являются членами жюри. При оценке обучающихся учитываются знания, понимание, остроумие, юмор, реакции, оригинальность ответов.














Методика организации и проведения олимпиады

1. Цель проведения
- обобщить и систематизировать знания обучающихся по темам: системы счисления, определение скорости передачи информации, устройство компьютера, алгоритмизации и программирование на языке Паскаль;
- выявление наиболее подготовленных обучающихся, обладающих знаниями, приобретёнными не только в рамках проводимых занятий, для дальнейшего направления их на Региональную олимпиаду по «Информатике и ИКТ» для студентов 1-2 курсов;
- формирование у обучающихся критерия самооценки не только уровня своих знаний, но и некоторых личностных параметров (честолюбие, желание доказать себе «чего я стою», желание объявить о своём «я» окружающим);
- поддержание здорового соперничества, как между учебными группами, так и между отдельными обучающимися.

2. Подготовительный этап
Примерно за две недели в каждой группе первого курса объявляется о проведении олимпиады по информатике и ИКТ, и создаются группы обучающихся, успевающих по данному предмету, проявивших повышенный интерес к данному предмету, изъявивших желание участвовать в олимпиаде. Так же объявляется конкурс презентаций и проектов по информатике и ИКТ. Для подбора материала и разработки презентаций и проектов были использованы материалы Интернета, с которыми можно работать в нашей библиотеке. В конце недели автор лучшей презентации по информатике и ИКТ награждаются дипломами «За лучшую презентацию по информатике и ИКТ».
На момент проведения олимпиады по информатике и ИКТ обучающиеся всех групп первого курса изучили темы: «Системы счисления», «Определение скорости передачи информации», «Устройство компьютера», «Алгоритмизация (Линейные и разветвляющиеся алгоритмы)» и «Программирование на языке Паскаль (Использование операторов ввода/вывода и ветвления)». Эти темы были объявлены обучающимся для подготовки к олимпиаде.

3. Проведение олимпиады
Проводилась олимпиада по дисциплине «Информатика и ИКТ» в лаборатории № 36.
В первой части олимпиады по теме «Системы счисления» и «Определение скорости передачи информации» обучающиеся решали по карточкам, а для проведения второй части по теме «Устройство компьютера» обучающиеся разгадывали кроссворд и ребусы на компьютере, а для проведения третьей части были использованы задания на составление алгоритмов и программ на языке Паскаль.
План
1. Приветствие участникам олимпиады и объявление плана проведения олимпиады. Преподаватель: Разживина Л.Я.
2. Решение заданий по темам «Системы счисления» и «Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала». Преподаватель: Головина Н.Н.
4. Ответы на вопросы, кроссворда по теме «Устройство компьютера» и ребусов на компьютере. Преподаватель: Разживина Л.Я.
5. Практическое задание – «Составление алгоритмов и программ на языке Паскаль». Преподаватель: Разживина Л.Я.
6. Подведение итогов и заключение олимпиады. Преподаватель: Разживина Л.Я.




3.1 Приветствие участникам олимпиады и объявление плана проведения
Ребята сегодня мы с вами проводим олимпиаду по дисциплине «Информатика и ИКТ». План мероприятий будет состоять из трех этапов. Первый этап заключается в решении заданий по темам «Системы счисления» и «Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала». Второй этап – это разгадывание кроссворда по теме «Устройство компьютера» и ребуса на компьютере. Третий этап составление алгоритмов и программ на языке Паскаль для двух типов задач «Линейные и разветвляющие алгоритмы».
3.2 Решение заданий по темам «Системы счисления» и «Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала». Преподаватель: Головина Н.Н.
Задание 1.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 49 записывается как 100. Укажите это основание.
Дано:
4910=100х
Решение:
Представим данные числа в развернутой форме:
4*101+9*100 = 1*х2+0*х1+0*х0,
х2 = 49.
Решим полученное уравнение: х = +7.
Поскольку основанием системы счисления не может, является отрицательное число, искомое основание – 7.

Найти:
х - ?
Ответ: 7.


Задание 2.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 12 записывается как 110. Укажите это основание.




Дано:
1210 = 110х
Решение:
Представим данные числа в развернутой форме:
1*101+2*100 = 1*х2+1*х1+0*х0,
х2 + х – 12 = 0.
Решим полученное уравнение: х1 = 3, х2 = - 4.
Поскольку основанием системы счисления не может, является отрицательное число, искомое основание – 3.

Найти:
х - ?
Ответ: 3.


Задание 3.
В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 129 записывается как 1004. Укажите это основание.
Дано:
12910 = 1004х
Решение:
Представим данные числа в развернутой форме:
1*102+2*101+9*100 = 1*103 + 0*х2+0*х1+4*х0,
х2 = 125.
Решим полученное уравнение: х = 5.
Искомое основание – 5.

Найти:
х - ?
Ответ: 5.


Задание 4.
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512 000 бит/с. Передача файла через это соединение заняла 1 мин. Определите размер файла в килобайтах.
Дано:
v = 512 000 бит/с,
t = 1 мин.
Решение:
v = 512 000 бит/с = 125*212 бит,
t = 1 мин = 60 с.
Воспользуемся формулой I = v*t;
I = 125*212*60 = 125*212*15*22 = 1875*214 = 3750*213бит = 3750 Кбайт – размер файла.

Найти:
I - ?
Ответ: 3750.





Задание 5.
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256 000 бит/с. Передача файла через это соединение заняла 2 мин. Определите размер файла в килобайтах.
Дано:
v = 256 000 бит/с,
t = 2 мин.
Решение:
v = 256 000 бит/с = 125*211 бит,
t = 2 мин = 120 с.
Воспользуемся формулой I = v*t;
I = 125*211*120 = 125*211*15*23 = 1875*214 = 3750*213бит = 3750 Кбайт – размер файла.

Найти:
I - ?
Ответ: 3750.


Задание 6.
Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 1 024 000 бит/с. Передача файла через это соединение заняла 5 с. Определите размер файла в килобайтах.
Дано:
v = 1 024 000 бит/с,
t = 5 с.
Решение:
v = 1 024 000 бит/с = 125*213 бит,
Воспользуемся формулой I = v*t;
I = 125*213*5 = 625*213 = 1875*214 = 625 Кбайт – размер файла.

Найти:
I - ?
Ответ: 625.


3.3. Ответы на вопросы, решение кроссворда и ребусов по теме: «Устройство компьютера». Преподаватель Головина Н.Н.
Преподаватель: прежде, чем говорить, об устройстве компьютера давайте вспомним историю вычислительной техники, для этого ответьте на вопросы. Вопросы составил и задавал обучающийся группы 1АППб Гуторов Владимир.
Вопрос 1: назовите устройства, которые служили для облегчения вычислений?
Ответ: счёты, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор.
Вопрос 2: назовите фамилию учёного, создавшего проект Аналитической машины с программным управлением?
Ответ: английский математик Чарльз Беббидж.
Вопрос 3:
Здесь уютно, как в каюте,
Информация живёт.
Чудо – импульсы компьютер
Сам сюда передаёт.
И они гурьбой весёлой возникают там и тут,
Импульсы, как пчёлы,
Информацию несут.
Сохраняются в этих сотах
Все на долгие года.
Человек забудет что-то,
А компьютер – никогда!
Ответ: память.
Вопрос 4:
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.
Ум компьютера - ?
Ответ: процессор.
Вопрос 5: как называется устройство, на котором компьютер выдаёт информацию и к какому классу оно относиться?
Ответ: дисплей, к устройствам вывода.
Вопрос 6: какое устройство является устройством ввода информации?
Ответ: клавиатура.
Вопрос 7: какое вы знаете популярное устройство ввода информации у игроков?
Ответ: джойстик.
Преподаватель: предлагает обучающимся разгадать и решить кроссворд.










1





2








3





4





5

6




















7








8










9






















10



























11






12


























13
























По горизонтали: 3. «Мозг» компьютера. 5. Вид информации. 7. Внешняя память. 8. Устройство для управления движением на экране. 9. Минимальная единица информации. 10.Устройство фиксирующее видеоинформацию. 11.Устройство для связи с Интернетом. 12. Традиционное устройство запоминания неподвижного изображения. 13. Вредоносная программа.
По вертикали: 1. Лицо компьютера. 2. Специалист, без услуг которого компьютер не работает. 4.Счетное устройство с косточками. 6. Устройство для работы с внешней памятью.
Преподаватель: предлагает обучающимся разгадать и решить ребусы.
Ребусы – довольно интересный популярный вид занимательных задач. Впервые они появились, в XV веке во Франции, а в 1582 году здесь вышел первый печатный сборник ребусов, составленный Э. Табуро. В XVI веке рисованные загадки проникли в Англию, Германию, Италию. В России ребусы появились в 1845 году на страницах журнала «Иллюстрация». Постепенно ребусы усложнялись, расширялись возможности ребусного письма за счет введения различных кодовых знаков. В канву рисунка органически вплелись буквы, приобретающие парой самые причудливые очертания. Они часто оживают в ребусе – бегают, прыгают, карабкаются на предметы, громоздятся друг на друга, как акробаты.
Слово «ребус» произошло от латинского res, что значит «вещь» или «предмет». В творительном падеже множественного числа получается: rebus, а по-русски – «вещами», «предметами».
Своими историческими корнями ребусы уходят в очень далекое прошлое, когда ещё не существовало письменности как таковой, алфавитов с графическим изображением букв, и людям приходилось передавать ту или иную информацию с помощью рисунков (пиктографическое или идеографическое письмо). Если древний человек изображал на песке или скале, например, лук со стрелой, животное, означающих названия племен, страну смерти, в виде трех небес с тремя солнцами, лодку с людьми, плывущими в её сторону, да ещё глаз со струйкой слез, то рассматривающему рисунок становилось ясно, что в данном месте разразилась война, принесшая людям много горя и лишений. Рисуночное письмо явилось первым шагом на пути к букве, к созданию современных систем письменности.
При всем своем сходстве с древним рисуночным письмом ребусы отличаются тем, что каждый изображенный в них предмет обычно очень далек от того, что имел в виду шифровальщик. Если бы древний человек хотел сказать, что войны, допустим, шли по дороге, то он и нарисовал бы именно дорогу. В ребусе же вместо неё, возможно, будут изображены дом и рога, то есть предметы, никакого отношения к данному понятию не имеющие. Вот почему без знания приёмов шифровки прочесть ребус не всегда просто.
Решение ребусов обучающиеся выполняют на компьютере, по ссылке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] informatike.html.




Ребусы по информатике
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Разгадайте зашифрованные слова по информатике:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
5

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
8

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
9

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
10



3.4. Практическое задание «составление алгоритмов и программ на языке Паскаль». Преподаватель Разживина Л.Я.
Олимпиада по дисциплине «Информатика и ИКТ» проводится на основе учебного материала по темам «Алгоритмизация» и «Программирование на языке Паскаль». Задание состоит из 2-х задач, уровень сложности которых несколько превосходит те задачи, которые решались на учебных занятиях.
В задании приведены и даны постановки задач и указано количество баллов за каждую выполненную задачу.
Время выполнения задач – 1 час 30 мин.
Задание для третьей части олимпиады по дисциплине «Информатика и ИКТ»
1. Составить алгоритм и написать программу на языке Паскаль (1 балл – блок-схема, 2 балла – программа): определить стоимость купленных яблок и груш, если известны вес в кг. (например, 2,4 кг.) яблок и груш, стоимость 1 кг. яблок, а стоимость 1 кг. груш на 5 руб. больше стоимости 1 кг. яблок. Значения известных величин вводятся с клавиатуры.
2. Составить алгоритм и написать программу на языке Паскаль (3 балла – блок-схема, 5 баллов – программа): определить ли среди 3-х любых введенных целых чисел 2 одинаковых числа.
Участники олимпиады рассаживаются по одному за учебный стол, каждому даётся блок с заданиями и 2 чистых листа – по одному на задание.
По истечении времени выполненные задания сдаются преподавателям.
Задания проверяются очень внимательно и за каждое устанавливается соответствующее количество баллов.
Ответы
Задание 1.

























Program soso;
Uses crt;
Var s, a. c, d: real;
Begin
Clrscr;
Wrate (Сколько килограммов яблок куплено’);
Readln (a);
Write (Сколько килограммов груш куплено’);
Readln (b);
Write (Введите стоимость 1 кг. яблок’);
Readln (c);
C: = c+s;
S: = (a*c)+(b*d);
Writeln (Стоимость покупки равна’, S,’ рублей. Приятного аппетита’);
End.















Задание 2.





























Program lulu;
Uses crt;
Var a, b, c: real;
Begin
Clrscr;
Writeln (Введите три любых числа’);
Readln (a , b , c );
If a=b then writeln (Два одинаковых числа есть’)
Else
Begin
If b=c then writeln (Два одинаковых числа есть’);
Else
Begin
If a=c then writeln (Два одинаковых числа есть’);
Else writeln (Два одинаковых числа есть’);
End;
End;
End.
На этом третий этап окончен.
3.5 Подведение итогов и заключение олимпиады. Преподаватель Разживина Л.Я.
Результаты обсуждаются вместе с обучающимися участниками олимпиады, каждому участнику объясняется, почему выполненное задание оценивается именно таким количеством баллов.
Сообщение о победителях занявших первые 2 призовых места вывешивается в фае колледжа.
В конце «Недели математических и естественнонаучных дисциплин», когда подводятся итоги всех мероприятий, победители в олимпиаде по информатике и ИКТ и автора лучшей презентации по информатике и ИКТ награждаются дипломами и грамотами участников.
Заключение

Олимпиада построена на деятельностной основе с использованием игровых элементов. Главная цель олимпиады повторить и обобщить знания по темам: «Системы счисления», «Определение скорости передачи информации», «Устройство компьютера», «Алгоритмизации и программирование на языке Паскаль». Олимпиада реализует принципы научно-технического образования, обеспечивает развитие познавательной деятельности обучающихся. Олимпиада прошла очень весело, насыщенно и интересно. Все участники олимпиады продемонстрировали высокий уровень подготовки, ответственности за порученное дело.
Проведение олимпиады, несомненно, способствует повышению качества знаний и оказывает положительное впечатление на весь процесс обучения.
















Литература
1. Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения. – М.: «Диалог-МИФИ», 1999. – 320 с.
2. Введение в программирование: учебное пособие для уч. сред. и ст. шк. возраста / Авт. – сост. В.А. Гольденберг. – Мн.: ООО «Харвест», 1997. – 528 с.
3. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.- 256 с.
4. Лукин С.Н. Турбо-Паскаль 7.0. Самоучитель для начинающих. – М.: «Диалог-МИФИ», 1999.- 384 с.
5. Информатика. Приложение к газете «Первое сентября». – 2000. № 3, 4, 34, 40.


















13PAGE 15


13PAGE 14215



Начало

Ввод количества купленных яблок и груш в кг.(a, b)

Ввод стоимости
1 кг. яблок (c)

C: = c+s

S: = (a*c) + (b*c)

Стоимость покупки равна, S, рублей

Конец

Начало

a=b

b=a

a=c

Одинаковых чисел нет

Конец

Есть 2
одинаковых числа

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет



Root EntryРебусы по информатикеРебусы по информатикеРебусы по информатикеРебусы по информатикеРебусы по информатике