Организация и проведение олимпиады по дисциплине «Информатика И ИКТ»
Министерство науки и образования Волгоградской области ГБОУ СПО «Волгоградский политехнический колледж имени В.И. Вернадского
Организация и проведение олимпиады по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Методическая разработка
Выполнила к.п.н., преподаватель высшей категории Н.Н. Головина
Волгоград – 2014 Аннотация
Методическая разработка организации и проведения олимпиады по дисциплине «Информатике и ИКТ» содержит методику организации и проведения олимпиады в рамках недели кафедры математических и естественнонаучных дисциплин. Разработка раскрывает методику организации и проведения олимпиады, которая делится на два этапа: 1 этап – организационный (подготовительный) и 2 этап – проведение олимпиады. Методическая разработка окажет практическую помощь в организации и проведения такого интересного мероприятия как олимпиада по различным дисциплинам, в том числе олимпиад по специальным дисциплинам.
содержание
Введение. 4
Методика организации и проведения олимпиады.. 5
1. Цель проведения.... 5
2. Подготовительный этап............ 5
3. Проведение олимпиады 6
3.1 Приветствие участникам олимпиады и объявление плана проведения..
7
3.2 Решение заданий по темам «Системы счисления» и «Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала». Преподаватель: Головина Н.Н............................
7
3.3. Ответы на вопросы, решение кроссворда и ребусов по теме: «Устройство компьютера». Преподаватель Головина Н.Н.................
9
3.4. Практическое задание «составление алгоритмов и программ на языке Паскаль». Преподаватель Разживина Л.Я..
15
3.5 Подведение итогов и заключение олимпиады. Преподаватель Разживина Л.Я..
19
Заключение. 20
Литература.. 21
введение
Слово олимпиада согласно толкового словаря русского языка под редакцией профессора д.Н. Ушакова означает культурный праздник сопровождающийся смотром сил в какой-либо области культуры. Поэтому проведение олимпиады по информатике и ИКТ – это небольшой праздник знаний студентов по предмету информатика и ИКТ. Проведение предметной «Недели кафедры математических и естественнонаучных дисциплин» среди обучающихся первого курса стало в нашем колледже традицией на кафедре «Математических и естественнонаучных дисциплин». Неделя проходит на последней недели марта и в подготовке этой олимпиады участвуют все обучающиеся первого курса. Хотя олимпиада ориентирована в основном на обучающихся групп специальностей 230113 (КСК) и 240703 (АПП), но по желанию приглашаются обучающиеся всех групп первого курса. Преподаватели по дисциплине «Информатика и ИКТ» являются членами жюри. При оценке обучающихся учитываются знания, понимание, остроумие, юмор, реакции, оригинальность ответов.
Методика организации и проведения олимпиады
1. Цель проведения - обобщить и систематизировать знания обучающихся по темам: системы счисления, определение скорости передачи информации, устройство компьютера, алгоритмизации и программирование на языке Паскаль; - выявление наиболее подготовленных обучающихся, обладающих знаниями, приобретёнными не только в рамках проводимых занятий, для дальнейшего направления их на Региональную олимпиаду по «Информатике и ИКТ» для студентов 1-2 курсов; - формирование у обучающихся критерия самооценки не только уровня своих знаний, но и некоторых личностных параметров (честолюбие, желание доказать себе «чего я стою», желание объявить о своём «я» окружающим); - поддержание здорового соперничества, как между учебными группами, так и между отдельными обучающимися.
2. Подготовительный этап Примерно за две недели в каждой группе первого курса объявляется о проведении олимпиады по информатике и ИКТ, и создаются группы обучающихся, успевающих по данному предмету, проявивших повышенный интерес к данному предмету, изъявивших желание участвовать в олимпиаде. Так же объявляется конкурс презентаций и проектов по информатике и ИКТ. Для подбора материала и разработки презентаций и проектов были использованы материалы Интернета, с которыми можно работать в нашей библиотеке. В конце недели автор лучшей презентации по информатике и ИКТ награждаются дипломами «За лучшую презентацию по информатике и ИКТ». На момент проведения олимпиады по информатике и ИКТ обучающиеся всех групп первого курса изучили темы: «Системы счисления», «Определение скорости передачи информации», «Устройство компьютера», «Алгоритмизация (Линейные и разветвляющиеся алгоритмы)» и «Программирование на языке Паскаль (Использование операторов ввода/вывода и ветвления)». Эти темы были объявлены обучающимся для подготовки к олимпиаде.
3. Проведение олимпиады Проводилась олимпиада по дисциплине «Информатика и ИКТ» в лаборатории № 36. В первой части олимпиады по теме «Системы счисления» и «Определение скорости передачи информации» обучающиеся решали по карточкам, а для проведения второй части по теме «Устройство компьютера» обучающиеся разгадывали кроссворд и ребусы на компьютере, а для проведения третьей части были использованы задания на составление алгоритмов и программ на языке Паскаль. План 1. Приветствие участникам олимпиады и объявление плана проведения олимпиады. Преподаватель: Разживина Л.Я. 2. Решение заданий по темам «Системы счисления» и «Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала». Преподаватель: Головина Н.Н. 4. Ответы на вопросы, кроссворда по теме «Устройство компьютера» и ребусов на компьютере. Преподаватель: Разживина Л.Я. 5. Практическое задание – «Составление алгоритмов и программ на языке Паскаль». Преподаватель: Разживина Л.Я. 6. Подведение итогов и заключение олимпиады. Преподаватель: Разживина Л.Я.
3.1 Приветствие участникам олимпиады и объявление плана проведения Ребята сегодня мы с вами проводим олимпиаду по дисциплине «Информатика и ИКТ». План мероприятий будет состоять из трех этапов. Первый этап заключается в решении заданий по темам «Системы счисления» и «Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала». Второй этап – это разгадывание кроссворда по теме «Устройство компьютера» и ребуса на компьютере. Третий этап составление алгоритмов и программ на языке Паскаль для двух типов задач «Линейные и разветвляющие алгоритмы». 3.2 Решение заданий по темам «Системы счисления» и «Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала». Преподаватель: Головина Н.Н. Задание 1. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 49 записывается как 100. Укажите это основание. Дано: 4910=100х Решение: Представим данные числа в развернутой форме: 4*101+9*100 = 1*х2+0*х1+0*х0, х2 = 49. Решим полученное уравнение: х = +7. Поскольку основанием системы счисления не может, является отрицательное число, искомое основание – 7.
Найти: х - ? Ответ: 7.
Задание 2. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 12 записывается как 110. Укажите это основание.
Дано: 1210 = 110х Решение: Представим данные числа в развернутой форме: 1*101+2*100 = 1*х2+1*х1+0*х0, х2 + х – 12 = 0. Решим полученное уравнение: х1 = 3, х2 = - 4. Поскольку основанием системы счисления не может, является отрицательное число, искомое основание – 3.
Найти: х - ? Ответ: 3.
Задание 3. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 129 записывается как 1004. Укажите это основание. Дано: 12910 = 1004х Решение: Представим данные числа в развернутой форме: 1*102+2*101+9*100 = 1*103 + 0*х2+0*х1+4*х0, х2 = 125. Решим полученное уравнение: х = 5. Искомое основание – 5.
Найти: х - ? Ответ: 5.
Задание 4. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512 000 бит/с. Передача файла через это соединение заняла 1 мин. Определите размер файла в килобайтах. Дано: v = 512 000 бит/с, t = 1 мин. Решение: v = 512 000 бит/с = 125*212 бит, t = 1 мин = 60 с. Воспользуемся формулой I = v*t; I = 125*212*60 = 125*212*15*22 = 1875*214 = 3750*213бит = 3750 Кбайт – размер файла.
Найти: I - ? Ответ: 3750.
Задание 5. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256 000 бит/с. Передача файла через это соединение заняла 2 мин. Определите размер файла в килобайтах. Дано: v = 256 000 бит/с, t = 2 мин. Решение: v = 256 000 бит/с = 125*211 бит, t = 2 мин = 120 с. Воспользуемся формулой I = v*t; I = 125*211*120 = 125*211*15*23 = 1875*214 = 3750*213бит = 3750 Кбайт – размер файла.
Найти: I - ? Ответ: 3750.
Задание 6. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 1 024 000 бит/с. Передача файла через это соединение заняла 5 с. Определите размер файла в килобайтах. Дано: v = 1 024 000 бит/с, t = 5 с. Решение: v = 1 024 000 бит/с = 125*213 бит, Воспользуемся формулой I = v*t; I = 125*213*5 = 625*213 = 1875*214 = 625 Кбайт – размер файла.
Найти: I - ? Ответ: 625.
3.3. Ответы на вопросы, решение кроссворда и ребусов по теме: «Устройство компьютера». Преподаватель Головина Н.Н. Преподаватель: прежде, чем говорить, об устройстве компьютера давайте вспомним историю вычислительной техники, для этого ответьте на вопросы. Вопросы составил и задавал обучающийся группы 1АППб Гуторов Владимир. Вопрос 1: назовите устройства, которые служили для облегчения вычислений? Ответ: счёты, логарифмическая линейка, арифмометр, калькулятор. Вопрос 2: назовите фамилию учёного, создавшего проект Аналитической машины с программным управлением? Ответ: английский математик Чарльз Беббидж. Вопрос 3: Здесь уютно, как в каюте, Информация живёт. Чудо – импульсы компьютер Сам сюда передаёт. И они гурьбой весёлой возникают там и тут, Импульсы, как пчёлы, Информацию несут. Сохраняются в этих сотах Все на долгие года. Человек забудет что-то, А компьютер – никогда! Ответ: память. Вопрос 4: Как заправский эрудит Вычислительным процессом Он легко руководит. Ум компьютера - ? Ответ: процессор. Вопрос 5: как называется устройство, на котором компьютер выдаёт информацию и к какому классу оно относиться? Ответ: дисплей, к устройствам вывода. Вопрос 6: какое устройство является устройством ввода информации? Ответ: клавиатура. Вопрос 7: какое вы знаете популярное устройство ввода информации у игроков? Ответ: джойстик. Преподаватель: предлагает обучающимся разгадать и решить кроссворд.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
По горизонтали: 3. «Мозг» компьютера. 5. Вид информации. 7. Внешняя память. 8. Устройство для управления движением на экране. 9. Минимальная единица информации. 10.Устройство фиксирующее видеоинформацию. 11.Устройство для связи с Интернетом. 12. Традиционное устройство запоминания неподвижного изображения. 13. Вредоносная программа. По вертикали: 1. Лицо компьютера. 2. Специалист, без услуг которого компьютер не работает. 4.Счетное устройство с косточками. 6. Устройство для работы с внешней памятью. Преподаватель: предлагает обучающимся разгадать и решить ребусы. Ребусы – довольно интересный популярный вид занимательных задач. Впервые они появились, в XV веке во Франции, а в 1582 году здесь вышел первый печатный сборник ребусов, составленный Э. Табуро. В XVI веке рисованные загадки проникли в Англию, Германию, Италию. В России ребусы появились в 1845 году на страницах журнала «Иллюстрация». Постепенно ребусы усложнялись, расширялись возможности ребусного письма за счет введения различных кодовых знаков. В канву рисунка органически вплелись буквы, приобретающие парой самые причудливые очертания. Они часто оживают в ребусе – бегают, прыгают, карабкаются на предметы, громоздятся друг на друга, как акробаты. Слово «ребус» произошло от латинского res, что значит «вещь» или «предмет». В творительном падеже множественного числа получается: rebus, а по-русски – «вещами», «предметами». Своими историческими корнями ребусы уходят в очень далекое прошлое, когда ещё не существовало письменности как таковой, алфавитов с графическим изображением букв, и людям приходилось передавать ту или иную информацию с помощью рисунков (пиктографическое или идеографическое письмо). Если древний человек изображал на песке или скале, например, лук со стрелой, животное, означающих названия племен, страну смерти, в виде трех небес с тремя солнцами, лодку с людьми, плывущими в её сторону, да ещё глаз со струйкой слез, то рассматривающему рисунок становилось ясно, что в данном месте разразилась война, принесшая людям много горя и лишений. Рисуночное письмо явилось первым шагом на пути к букве, к созданию современных систем письменности. При всем своем сходстве с древним рисуночным письмом ребусы отличаются тем, что каждый изображенный в них предмет обычно очень далек от того, что имел в виду шифровальщик. Если бы древний человек хотел сказать, что войны, допустим, шли по дороге, то он и нарисовал бы именно дорогу. В ребусе же вместо неё, возможно, будут изображены дом и рога, то есть предметы, никакого отношения к данному понятию не имеющие. Вот почему без знания приёмов шифровки прочесть ребус не всегда просто. Решение ребусов обучающиеся выполняют на компьютере, по ссылке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] informatike.html.
Ребусы по информатике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Разгадайте зашифрованные слова по информатике: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 9
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 10
3.4. Практическое задание «составление алгоритмов и программ на языке Паскаль». Преподаватель Разживина Л.Я. Олимпиада по дисциплине «Информатика и ИКТ» проводится на основе учебного материала по темам «Алгоритмизация» и «Программирование на языке Паскаль». Задание состоит из 2-х задач, уровень сложности которых несколько превосходит те задачи, которые решались на учебных занятиях. В задании приведены и даны постановки задач и указано количество баллов за каждую выполненную задачу. Время выполнения задач – 1 час 30 мин. Задание для третьей части олимпиады по дисциплине «Информатика и ИКТ» 1. Составить алгоритм и написать программу на языке Паскаль (1 балл – блок-схема, 2 балла – программа): определить стоимость купленных яблок и груш, если известны вес в кг. (например, 2,4 кг.) яблок и груш, стоимость 1 кг. яблок, а стоимость 1 кг. груш на 5 руб. больше стоимости 1 кг. яблок. Значения известных величин вводятся с клавиатуры. 2. Составить алгоритм и написать программу на языке Паскаль (3 балла – блок-схема, 5 баллов – программа): определить ли среди 3-х любых введенных целых чисел 2 одинаковых числа. Участники олимпиады рассаживаются по одному за учебный стол, каждому даётся блок с заданиями и 2 чистых листа – по одному на задание. По истечении времени выполненные задания сдаются преподавателям. Задания проверяются очень внимательно и за каждое устанавливается соответствующее количество баллов. Ответы Задание 1.
Program soso; Uses crt; Var s, a. c, d: real; Begin Clrscr; Wrate (Сколько килограммов яблок куплено’); Readln (a); Write (Сколько килограммов груш куплено’); Readln (b); Write (Введите стоимость 1 кг. яблок’); Readln (c); C: = c+s; S: = (a*c)+(b*d); Writeln (Стоимость покупки равна’, S,’ рублей. Приятного аппетита’); End.
Задание 2.
Program lulu; Uses crt; Var a, b, c: real; Begin Clrscr; Writeln (Введите три любых числа’); Readln (a , b , c ); If a=b then writeln (Два одинаковых числа есть’) Else Begin If b=c then writeln (Два одинаковых числа есть’); Else Begin If a=c then writeln (Два одинаковых числа есть’); Else writeln (Два одинаковых числа есть’); End; End; End. На этом третий этап окончен. 3.5 Подведение итогов и заключение олимпиады. Преподаватель Разживина Л.Я. Результаты обсуждаются вместе с обучающимися участниками олимпиады, каждому участнику объясняется, почему выполненное задание оценивается именно таким количеством баллов. Сообщение о победителях занявших первые 2 призовых места вывешивается в фае колледжа. В конце «Недели математических и естественнонаучных дисциплин», когда подводятся итоги всех мероприятий, победители в олимпиаде по информатике и ИКТ и автора лучшей презентации по информатике и ИКТ награждаются дипломами и грамотами участников. Заключение
Олимпиада построена на деятельностной основе с использованием игровых элементов. Главная цель олимпиады повторить и обобщить знания по темам: «Системы счисления», «Определение скорости передачи информации», «Устройство компьютера», «Алгоритмизации и программирование на языке Паскаль». Олимпиада реализует принципы научно-технического образования, обеспечивает развитие познавательной деятельности обучающихся. Олимпиада прошла очень весело, насыщенно и интересно. Все участники олимпиады продемонстрировали высокий уровень подготовки, ответственности за порученное дело. Проведение олимпиады, несомненно, способствует повышению качества знаний и оказывает положительное впечатление на весь процесс обучения.
Литература 1. Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения. – М.: «Диалог-МИФИ», 1999. – 320 с. 2. Введение в программирование: учебное пособие для уч. сред. и ст. шк. возраста / Авт. – сост. В.А. Гольденберг. – Мн.: ООО «Харвест», 1997. – 528 с. 3. Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.- 256 с. 4. Лукин С.Н. Турбо-Паскаль 7.0. Самоучитель для начинающих. – М.: «Диалог-МИФИ», 1999.- 384 с. 5. Информатика. Приложение к газете «Первое сентября». – 2000. № 3, 4, 34, 40.
13PAGE 15
13PAGE 14215
Начало
Ввод количества купленных яблок и груш в кг.(a, b)
Ввод стоимости 1 кг. яблок (c)
C: = c+s
S: = (a*c) + (b*c)
Стоимость покупки равна, S, рублей
Конец
Начало
a=b
b=a
a=c
Одинаковых чисел нет
Конец
Есть 2 одинаковых числа
Да
Да
Да
Нет
Нет
Нет
Root EntryРебусы по информатикеРебусы по информатикеРебусы по информатикеРебусы по информатикеРебусы по информатике