Методическое пособие по курсу Времена года на тему «Образ воды в легендах и мифах древних славян»


Методическое пособие по курсу «Времена года»
«Живая природа и мир культуры»
«Образ воды в легендах и мифах древних славян»
Разработал: педагог Павлова Анастасия Сергеевна.
Санкт-Петербург
2016 г.
«Живая природа и мир культуры». «Образ воды в мифах и легендах древних славян»
Тема представлена на основе междисциплинарного проекта «Времена года» в проектном блоке «Живая природа и мир культуры». Используется тема «Образ воды в мифах и легендах древних славян».
В основу интегрированного курса «Времена года» «Живая природа и
мир культуры» положены идеи формирования природоохранного мышления.
Необходимость введения данного курса продиктована экологической ситуацией в современном мире, возникающими проблемами во взаимодействии человека с природой.
Понимание настоящего и прогнозирование будущего в сложной системе взаимоотношений человека с природой, космосом невозможно без универсального подхода к изучению проблем с ними связанными.
Тема «Образ воды в мифах и легендах древних славян» входит в конструктивную часть курса «Живая природа и мир культуры. - Второй шаг обучения:»Водная и прибрежная среда».
Целью данного курса является:
формирование личности, способной воспринимать мир как единую целостную систему и себя как часть этой системы;
формирование нравственности и ответственности Человека перед Природой.
Задачи:
научить обобщать знания, полученные на основе изучения различных источников гуманитарного культурологического характера;
развить мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности;
способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности;
развивать способность к критическому мышлению;
формировать осознанное отношение к проблемам современного мира.
Занятия проводятся в виде беседы, лекций, практических занятий. Неотъемлемой частью учебного процесса являются занятия в музеях, на природе.
Предполагается самостоятельная работа с учебным материалом, различными информационными источниками, результатом которой может быть реферат или иная форма представления материала самостоятельной деятельности, например, в виде творческого рисунка.
Учащиеся приобретают знания о том, что:
мир-это единая целостная система;
необходима гармония во взаимодействиях «человек-природа» и выявление проблем, возникающих в ходе этого взаимодействия, их устранение;
необходимо научиться осмыслять гуманистические ценности;
систематизировать и обобщать полученную информацию:
актуализировать полученные знания применительно к возникающим жизненным проблемам;
формировать свою точку зрения и обосновывать ее;
участвовать в дискуссиях, работах в группах;
использовать на практике полученные знания и умения.
Часть курса «Водная и прибрежная среда» разработана для учащихся средних классов. Она основана на образном восприятии детьми окружающего пространства, раскрывает перед учениками первоосновы бытия, способствует проникновению в глубины природы и человеческой культуры.
Учащиеся через творческую деятельность учатся осваивать ценности культуры, постигают сущность культурного человека, знакомятся с народными традициями.
Учащимся нужно уметь:
с помощью творческих работ (рисунков, плакатов, лозунгов, сочинений) выражать свое отношение к водной и прибрежной среде и её обитателям.
Учащимся необходимо осознавать:
водную среду как уникальную особенность планеты Земля,
как величайшую ценность;
эстетическое, эмоциональное и духовное восприятие водной среды как одно из условий развития человека;
что человек — разумная часть природы, водной среды -
познает ее законы и обязан подчиняться им.
Раздел «Образ воды в мифах и легендах древних славян»
раскрывается последовательно в следующих темах:

1. Природа. Человек.
Что такое мировоззрение? Мировоззрение далеких предков и современное мировоззрение. Понятие мифа. Мифологизированное представление о мире, природе.
Важнейшие славянские ценностные коллективные идеи связаны с понятиями единства Мироздания, всепроникающей божественности, взаимообусловленности и относительности всех явлений, которые преломляются во множестве частных идей: одухотворение природы, предание о происхождении людей как сынов и дочерей богов, приоритет коллективного начала над личностным, патриотизм, верность долгу, чести и справедливости. Восприятие жизни у славян подобно всем ранним народам было приближено к природе. Природа принималась как божественная среда, окружающая человеческий мир, живя своей внутренней жизнью, она была непосредственно связана с человеком, откликалась на его мольбы и нужды, вступала в живое общение, проявляла участие в делах людей. Славяне обращались к природе как к Всеобщей Матери, просили у нее удачи и силы во всех своих начинаниях для добродетельной жизни и приобщения к божественному строю Мироздания. Традиционное ценностное восприятие природы позволяло людям гармонично расходовать ее богатства, жить в окружении чистого воздуха и прозрачной воды, плодородных земель и дарственных лесов.
Как полузабытое воспоминание о таком отношении к природе, в нашем языке сохранились выражения: солнце село(зашло, спряталось) за тучу, ветер дует, дождь идет, земля дышит, небо нахмурилось, речка бежит.
Изучение темы завершается знакомством с культурно-историческим календарем. Учащиеся познают естественные ритмы природы и культуры. Обращение к праздникам происходит на протяжении всего учебного процесса.
Учащиеся зарисовывают символы природы ,водной и прибрежной среды. Разрабатывают единый символ воды.
2.Водная и прибрежная среда обитания.
Что такое вода? Что мы знаем о ней? Отношения «Вода и Человек» в древности
«Как рыба в воде»— так говорят о том, кто чувствует себя вольготно и свободно. Нам, обитателям суши, недоступна легкость, с которой водные жители движутся в трех измерениях. Мы прикованы к плоскости силой гравитации. Человек живет на земле, но зависит от воды. Издревле люди селились по берегам водоемов, взирали на воду с надеждой и опаской, поклонялись ей как великой силе. А оттуда, из воды, к людям выходили существа, отчасти подобные им, отчасти чуждые— таинственные, манящие и опасные порождения водной стихии.
Вода ― в народных представлениях одна из основных стихий мироздания (наряду с землей, воздухом и огнем): опора, на которой держится земля; источник жизни и средство магического очищения. Вместе с тем водное пространство ― граница между “этим” и “тем” светом, путь в загробное царство, место обитания душ умерших и нечистой силы. До наших дней сохранился обычай после смерти человека выливать всю воду, имеющуюся в доме. Древние славяне обожествляли источники, считая, что они являются местами, где из земли выходит ее сила. Поэтому вода из источника считалась целебной и использовалась как оберег от враждебных человеку сил. Отсюда же происходит и обычай обливаться водой перед каким-либо трудным делом или перед свадьбой. Сохранилось старинное благопожелание: «Будь здоров, как вода».
Вода - как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу" у Водяного - мы бы сказали теперь, без знания местной гидрологии. Страх человека перед разбушевавшейся стихией отразился в поверьях о том, что в воде обитают водяные, русалки и черти. Распространены такие поговорки: «Где вода, там и беда», «Черт огня боится, а в воде селится». Чтобы в воду, предназначенную для еды или питья, не забрались черти, ее следовало накрыть крестообразно уложенными соломинками.
После распространения христианства почитание воды сохранилось, органично войдя в христианский культ, в составе которого уже существовал обряд крещения. Очищение водой отразилось, в частности, в обряде водосвятия. Взятая в этот день из проруби вода считалась целебной, ее хранили в доме в течение всего года. В некоторых местах водосвятие совершалось и в другие праздники: накануне Пасхи, на Ивана Купалу. Чтобы обеспечить благополучное возвращение, святой водой брызгали вслед уходящему из дома. Воду широко использовали и для гаданий. Чтобы увидеть будущее, полагалось смотреть в сосуд с водой или на поверхность реки. Если вода оставалась прозрачной, то предсказание считалось благоприятным. В противном случае говорили о близкой болезни или даже смерти. Данный ритуал отразился в поговорке: «Как в воду глядел».
Дожденосные облака издревле представлялись небесными колодцами и реками Холодная зима, налагая на них свои оковы (точно так же, как налагает она льды на земные источники), запирала священные воды — и вместе с тем все кругом дряхлело, замирало, и земля одевалась в снежный саван. Весною открывались пути дождевым потокам; омывая землю, они возвращали ей силу плодородия, убирали ее роскошною зеленью и цветами и как бы воскрешали от зимней смерти к новой счастливой жизни.
Вода, как целительная сила, дающая жизнь, щедро делящаяся своими дарами.
Взаимосвязь уклада жизни древних людей с водной средой.
Учащиеся выполняют рисунок на тему «отражённая в воде красота мира»
.
3.Мифологические персонажи водной среды.
Учащиеся знакомятся с основными водными духами и божествами.
Перун- Бог - громовержец, божество победоносное, карающее.Восседая на пламенной колеснице он разъезжает по небу. Грохот его колесницы - гром. Молнии были его оружие - меч и стрелы; радуга - его лук; тучи - одежда или борода и кудри.
Дива-додола - (Перуница) - супруга Перуна, дочь Семаргла. Богиня грозы и молнии, также отвечает за дождь и плодородие Земли.
Макошь - к древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь - Земля - олицетворяет собой женское начало природы. Макошь как богиня плодородия тесно связана с русалками, орошающими поля, с водой, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы, вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов. Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины с распущенными волосами и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его. Но если человек опустился, разуверился и махнул на все рукой - мол, "Кривая вывезет", то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, НесречаВодяной или водяник, водовик, в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами. Однако есть у водяных и свои дома: в зарослях тростника и осоки выстроены у них богатые палаты из ракушек и самоцветных речных камушков. У водяных есть свои стада коров, лошадей, свиней и овец, которых по ночам выгоняют из вод и пасут на ближних лугах. Водяные женятся на русалках и красивых утопленницах. Поскольку водяной слыл заядлым курильщиком, ему часто дарили щепотку табака, которую кидали в водоворот или под мельничное колесо. Известны многочисленные рассказы о том, как по вечерам водяной сиживал на берегу мельничного пруда с трубкой в зубах.
Любопытно, что водяного рассматривали и как покровителя пчел. В подобном представлении, вероятно, отразилась зависимость пчеловодства от погодных условий и прежде всего от сырости и дождя. Известно, что длительные дожди мешали пчелам собирать мед и могли привести к гибели ульев. Чтобы водяной позаботился о пчелах, следовало подарить ему свежего меда, еще не вынутого из сот.
Болотник - (другие прозвища: болотяник, болотный, болотный дедко, болотный шут) – существо в славянской мифологии, - покровитель болот. Болотник никогда и ни в какой легенде или сказке не наделялся добродетелью. Даже водяной, его ближайший родственник, отличался куда меньшей жестокостью. Подобно чёрту, болотник считался зловредным беспощадным существом, ненавидящим людей. Проходящего мимо человека он пугает громкими и жуткими звуками: булькает, хрипит и вздыхает, яростно хлопает по воде, причмокивает и громко стонет. Но главная забава болотника – создание ловушек. Завидев человека, болотник укладывает на бездонную топь тоненький кусок земли с зеленой травой или толстое бревно. Неосторожный путник, решив, что по этому месту можно пройти тут же окажется под водой: земля исчезнет а под ней окажется болотная трясина. Все глубже и глубже уходит человек под воду – тянет его за щиколотки коварный болотник, хрипя от удовольствия. Жуткая смерть, и неоткуда ждать человеку помощи. Болотники и болотницы (их еще называют кикиморами и хмырями болотными, караконджалами, криксами и злыднями) - спутники и помощники Лиха Одноглазого. От них добра не жди. Караконджалы, рогатые, косматые, безобразные, нападают на людей на болоте, ездят на них верхом до первых петухов. Болотники и болотницы заманивают людей в трясину.Криксы, хмыри и злыдни - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей.
Бабай — злой ночной дух. Живет он в зарослях камыша, а ночью под окнами бродит, шумит, скребется, в окна стучит.
Ичетик — злой дух из рода водяных. Также, как и водяной, ичетик живет в реках и других водоемах. По своим функциям он является помощником водяного.Всю мелкую работу выполняет ичетик — берега подмывает, мостики разрушает, посевы заливает. Обликом похож на водяного, только ростиком не вышел. Как и вся нежить любит играть в карты, пить бражку.
Берегиня — (перегиня) облачная дева, также водяная дева, блуждающая по берегам рек и потоков (старославянское "прегыня" - "холм, поросший лесом", но вероятно и смешение со словом "оберег"). Берегини охраняли человека дома и в лесу, на суше и на воде. Позднее они получили собственные или собственные групповые имена (русалки).
Русалки — (Крыницы) водяные девы; также - и души утонувших. Русалки - представители Нави. С наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают все-таки в темных недрах земных вод, еще холодных весною. У западных славян и малороссов русалки - веселые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными и заманчивыми голосами; в Великороссии - это неприветливые божества, растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, могущие защекотать до смерти и потопить. В образе русалок народная фантазия соединила представления о водяных и лесных девах: русалки любят качаться на древесных ветвях, они заливаются злым хохотом и щекочут на смерть завлеченных к себе неосторожных путников. На частое отождествление русалок с душами усопших указывает также их прозвание "земляночками", т.е. обитательницами подземного, "нижнего мира".Праздник Русалии, он же Зеленый праздник, или Русальная неделя, имеет языческие корни и, как все славянские языческие праздники, был впоследствии привязан к христианскому календарю. Считается, что русалии соответствуют античным розалиям, «празднику роз», когда живые в память умерших осыпают могилы розами. По одной из версий, слово «русалка» обязано своим происхождением именно розалиям, хотя другая версия выводит его от слова «русый» (считая главным признаком светлые волосы красавиц), третья считает однокоренным со словами «роса», «орошать», а еще одна усматривает связь с руслом реки, где обитают девы. Летние русалии— это неделя до или после Троицы, а завершается праздник в день Ивана Купалы. В это время русалки покидают водоемы и поселяются в лесу, на деревьях. Они предпочитают дубы, плакучие березы и ивы с длинными, склонившими свои ветви к самой воде.
Мавки (Навки)- "В восточнослявянской мифологии злые духи (часто смертоносные), русалки. По украинским поверьям, в мавок превращаются умершие до крещения дети: имя мавки (навки) образовано от навь. Мавки спереди имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности".
Кикимора болотная-близкая подруга лешего. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов ивплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.
Вилы (самовилы, самодивы)"Фантастические женские существа в старинных народных верованиях и народной поэзии южных славян (у западных болгар — самовилы, у восточных — самодивы). Различались вилы лесные, горные, водяные, воздушные. Образ вилы отчасти аналогичен восточнославянской русалке."Дана — богиня пресных вод. Почиталась как светлая богиня, дающая жизнь всему живому.По древне-поэтическому представлению бог-громовник кипятит в грозовом пламени дождевую воду, купает в ее ливнях небо и землю, и тем самым дарует земле силу плодородия. Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников. Богиня-русалка Рось - одно из ее воплощений.
Дунай — бог рек и рыболовства. Отец русалок, супруг ДАНЫ..
Рось — дочь Днепра, русалка. По одной из мифологических версий, прародительница русских людей ("русские", то есть - "потомки Роси").
Лыбедь — (Белая лебедь) в восточнославянской мифологии сестра трех братьев - родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива, основателей Киева. Древнерусское предание о происхождении полян (в "Повести временных лет") родственно мифологическому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке - богатырша Белая Лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть преобразовано из первоначального под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу.
Уточка - птица, породившая мир. В легендах о сотворении мира ее часто заменяет сатана. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть бог) и черного гоголя — сатаны.
Обида — лебедь, птица печали; облачная дева, которая плескалась на синем море лебедиными крыльями. Также - богиня беды, дочь Мары. "Слово о полку Игореве": "Въстала Обида в силах Дажъбога внука, вступилъ девою на землю Трояню, въплескала лебедиными крылы на синем море, у Дону плещущи". Название Обида согласуется с теми собственными именами, какие приданы другим небесным воинственным девам, например: Распря, Победа... Противостоит Орлу, Соколам - птицам верховных светлых богов.
Купало— бог очищения, вожделения, любви, брачных пар, плодотворящее божество лета; связан с водой и огнем. Так же: летнее солнце и бог летнего солнцеворота. По одной из версий, воплощение Дажьбога, по другой - Купало есть "взрослый" Ярила. Брат Усеня, Радогоща, Коляды.
Купальница (Купава) - Супруга Купалы
Земун — небесная корова, богиня скота, облаков-туч, земли, исполнительница желаний. Личина ЛАДЫ. Мать Велеса, его кормилица. Спасла своего сына от разъяренного Перуна. Из ее вымени течет молочная река по саду Небесного ИРИЯ.
Поренута - У западных славян, земли которых лежали по берега: Балтийского моря, Поренута был покровителем мореплавателей. У идола имелось четыре лица, обращенных в разные стороны: чтобы могло это божество уследить сразу за всем четырьмя ветрами, охранить путешественников и корабельщиков от неожиданных жестоких и свирепых штормов севера и юга, запада и востока. Пятый лик был на груди Поренуты, и глаза его всегда устремлялись вниз, ибо та божество уберегало своих подопечных от подводных камней, неожиданных мелей и страшных морских чудовищь, в руках Поренута держал трезубец и свиток карт, на которы рисовались причудливые очертания берегов.
Змей - самым грозным считался владыка подземного и подводного мира – Змей. Древние представления славян о Змее сохранились в сказках.Северные славяне поклонялись Змею – владыке подземных вод – и называли его Ящер. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму - как символ совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях. Все славянские племена, поклонявшиеся Ящеру, считали его поглотителем солнца.
Учащиеся выполняют творческую работу на тему «водные духи».
4.Сказочные образы воды
В сказке герои часто заглядывают на Живое Зеркало Воды (колодец, озеро, река), чтобы заглянуть через Навь в мир Яви. Сполна владеющий своим Навьим Телом видит Лешего, Кикимору, Водяного, Русалок и других сказочных обитателей и сегодня, ибо Сказки Живут Вечно – это сам человек закрывается или открывается их Очарованию.Тарелочка с голубой каёмочкой (вода) – это тоже одно из описаний виденья мира с помощью Навьего Тела.
Навье тело (стихия Вода) – это Тело сновидений, в котором человек каждую ночь отправляется в миры Нави, и вовсю использует свои волшебные способности – летает, становится невидимым, меняет форму, проявляет безсмертие и так далее. Перетекание одной формы в другую, рябь на поверхности воды, наваждение – это мир Нави. Навье тело имеет форму человеческого тела.В русских народных сказках Навье Тело – это Волшебное Зеркальце, которое может показать Прошлое (прошел уже я) и Будущее (буду еще я) и то, что происходит в разных местах Мира в Настоящем (на чем стою я).Осознанные сновидения – это и есть способность овладения своим Навьим Телом, и это путь каждого пробужденного человека.В русских народных сказках есть образ Сонного Царства, когда Царь идет по своему Царству, а все подданные спят. Речь идет о духовном сне.
Навь — "Темная Сила", управляющая Миром, одновременно - загробный мир, "тот свет". Так же - философское понятие, олицетворяющее (приоритетно) Силы ИЗМЕНЕНИЯ, совокупность сил, измененяющих мир. Противостоит понятию ЯВЬ, приоритетно символизирующей Силы Неизменности (то что ЯВно, то что уже есть)., Навь (от славянского "navь", вид погpебального обpяда) в славянской мифологии - воплощение смеpти, пеpвоначально связанное, по-видимомy, с пpедставлением о погpебальной ладье (индоевpопейское *naHu-), на котоpой плывyт в цаpство меpтвых. У дpyгих славянских наpодов к пpедставлениям о Hави восходят целые классы мифологических сyществ, связанных со смеpтью: yкpаинские навки, мавкиЧудо морское - подводное чудовище, иногда олицетворяемое щукой или другой невероятной рыбою. Древнему человеку туча казалась щукою — великаном, проглотившим прекрасное светило дня. Проглотив его, чудовище места себе не может найти от жара, сжигающего все его внутренности; оно мечется из стороны в сторону, пышет огнем, истекает горючими слезами и, наконец, в полном изнеможении ― выбрасывает полоненное солнышко на свободный простор, исчезая с просветлевшего неба-моря.
Буян-остров - остров этот играет большую роль в наших народных преданиях. Чтобы достигнуть царства Солнца, Луны и Звезд, надо было переплывать воздушное пространство. На острове Буяне сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров, бури. На этом острове живут и дева Зоря, и Перун, и семь братьев ветров буйных и бог Стрибы. На подобие греческого Олимпа - обители богов существует у славян этот остров.
Смородина ― огненная река между светлым и темным царством. В Мире Яви (реальном воплощении), соответствует Дону и\или Кубани (греки называли ее Ахеронт).
Китеж ― город, согласно средневековой легенде исчезнувший в водах озера Светлояр. В эзотерической традиции ― рай.
Садко ― русский былинный герой, сохраняющий мифологические черты. Его образ восходит к новгородскому купцу Сотко Сытиничу. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра которого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу "золотые перья" в Ильмень-озере, с помощью Морского царя выигрывает заклад и становится "богатым гостем". Садко снаряжает торговые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься, по жребию, на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя. Садко играет для него, тот пускается в пляс, отчего волнуется море и гибнут мореплаватели. Садко прекращает игру, обрывая струны гуслей. Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, и гусляр выбирает, по совету Миколы, Чернаву. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается на берегу реки Чернава. Одновременно возвращаются его корабли.
В сказках красавицы часто оборачиваются белыми лебедушками. Добрый молодец похищает лебединое оперение, пока девушка купается. Без него красавица не может вновь превратиться в птицу и становится женой юноши. В сказке А.С. Пушкина князь Гвидон женится на прекрасной Царевне-Лебеди, которую он спас от когтей коршуна.
садко, сказание о граде Китеже, конек-горбунок, сказка о царе Салтане ("на острове Буяне, на море-окияне").Множество сказок, где присутствует "мертвая" и "живая" вода,водяной, который живет в реках, озерах, прудах, болотах, русалки,кикиморы болотные...
Учащиеся выполняют рисунок на тему «Сказочные образы воды»
5.Природные свойства воды в системе ценностей славян
Живя в краю, изобильном реками и озёрами, речушками и ручьями, болотами и родниками-«студенцами», древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного почитания воды, и в чём-то схожие верования бытуют у очень далёких друг от друга народов. Кто не слышал выражения: «венчаться вокруг ракитового куста»? Оно обозначает «гражданский», то есть не оформленный официально (прежде – церковным венчанием) брак между мужчиной и женщиной. Таким образом русский язык сохранил воспоминание о древнейших языческих браках, заключавшихся у воды, возле священных ракит. Славяне, почитавшие воду, были уверены, что самые нерушимые клятвы даются близ воды, она им свидетель. С помощью воды гадали о будущем и о женихах, наводили и, наоборот, отводили от себя чары. Кстати, сами слова «чародей», «чародейство», по-видимому, происходят от древнейшего обряда вызывания дождя, когда женщины-жрицы поднимали к Небу и выливали на Землю воду из больших «чар» – сосудов. «Чародейство», таким образом, оказывается просто «действием с сосудом, полным воды».
Представление о том, что вода отделяет земной мир от загробного и служит границей, которую преодолевает душа на своем пути к "тому" свету, известно многим народам.
Радуга — небесное явление, получающее в народной традиции мифологическое истолкование; в славянских языках имеет множество названий, нередко отражающих народные представления и верования: дуга, райская дуга, райдуга. веселка. веселуха, божий лук, пояс, божий пояс, бабин пояс, бигорбдичин пояс, краса, красуля и т.д. У всех славян существует верование в то, что радуга набирает, высасывает, «пьет» воду из озера, моря, реки или колодца, подобно змею. Потому ее часто называют «змей» или «смок». В Новгородской губернии «радугу называют змеей: она, опустив жало свое в воду, набирает в себя воду, а после выпускает, отчего и бывает дождь, верили, что на концах радуги повешено по котелку с древними золотыми монетами».
Символически Воду Изображали В Виде Вертикальных Или Горизонтальных Волнистых Линий. Горизонтальная Линия (Зачастую Двойная) – Это «Хляби Небесные», Которые. По Представлениям Славян Располагались Над Небом. Также Горизонтальными Линиями Изображались Реки И Подземные Воды. Вертикальные Волнистые Линии Символизируют Дождь.
Учащиеся выполняют рисунок на тему
«Живая и мёртвая вода», «Небесное семицветье»...
6.Водные и прибрежные растения в культуре славян.
Плакун-трава растет по берегам рек и водоемов на светлых, солнечных местах. Высокая, стройная, красивая, с листьями, похожими на листья вербы. На них есть устьица, которые выделяют избыток воды при повышенной влажности. Трава плачет! Это свойство растения и стало причиной его обожествления. Плакун не просто плачет, но заставляет плакать и злых духов.Мать всех трав, она спасала древних славян не только от укуса змей и бешеных животных, но и от козней кикимор, леших и прочей нечисти. Особенно ценился корень. Брать плакун-траву нужно было обязательно только на заре Иванова дня. И никакого металла!Копать можно было только специальной костяной палочкой. Без оберега из корня плакуна на шее ни один целитель не отправлялся в поле и лес за травами. Не выходил без него и ни один охотник за кладами, ибо мог и не вернуться, потому что не имел защиты от злых духов, охраняющих сокровища.
Кувшинка (одолень трава) - О происхождении этого чудесного растения существует множество легенд. Говорят, что название свое она получила в честь нимф, обитающих, как и эти растения в воде. Как известно из греческой мифологии, нимфы - это божества природы: лесов, гор, озер, рек и морей. Неудивительно, что цветы, названные в их честь, прекрасны. В славянских сказках представление о кувшинках связывается с загадочным образом русалки. Молва приписывает ей волшебные свойства. Ее наделяли свойствами охранять людей, она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.Отправляясь в дальнюю дорогу, люди зашивали в маленькие мешочки-ладанки листья и цветки кувшинки, носили при себе как амулет и твердо верили, что это принесет им удачу, оборонит от несчастий. Существует поверье, что нимфы (русалки) укрываются в цветах и на листьях кувшинок, а в полночь начинают водить хороводы и увлекают за собой проходящих мимо озера людей. Если кому-то и удалось как-нибудь от них убежать, то потом горе его иссушит.
Камыш, а правильнее рогоз, часто можно встретить у берегов рек и озёр. Многие любят ставить эти тёмные бархатистые «палки» в высокие напольные вазы. Смотрятся они очень эффектно и стоят всю зиму, до самой весны. Одна беда: достать их бывает нелегко. Кажется, что совсем близко, а встать нельзя - глубокая тина.Многие знают, что правильное название этого растения - рогоз, но по привычке называют его камышом. Есть в народе ещё одно название -«ведьмин посох», с которым, видимо, связано поверье, что камыш приносит несчастье.
Учащиеся выполняют рисунок на тему "Сказочные травы»
7.Обитатели водной и прибрежной среды
Рыба
В славянской мифологии рыба является опорой земли. Возникло это представление из отождествления неба с водной средой. В русских народных заговорах сохранилось это древнейшее определение неба, как «окиан-моря». Отсюда становится понятной соотнесенность туч с рыбами, плавающими в этом небесном океане. А из представления о том, что небесный свод-океан окружает землю, возникло убеждение, что сама земля располагается на спинах огромных рыб. О том свидетельствуют старинные памятники: "...но как тучи, эти небесные водохранилища, олицетворялись в образе великанских рыб, то отсюда возникло верование, что земля основана на китах-рыбах". Раз мир стоит на спине колоссального кита, то находится объяснение и причине землетрясений: "...когда чудовище это, подавляемое тяжестью земного круга, поводит хвостом – то бывает землетрясение". Количество китов, подпирающих землю колеблется от четырех до семи и связывается с гибелью мира: "Иные утверждают, что исстари подпорою земли служили четыре кита, что один из них умер, и смерть его была причиною всемирного потопа и других переворотов во вселенной; когда же умрут и остальные три, в то время наступит кончина мира».В некоторых народных поверьях и песнях рыбы соотносились с птицами небесными; ср., например, поговорки «Как птица в небе» и «Как рыба в воде». Рыб иногда представляли себе парящими в толще воды; а в песнях рыбы, подобно птицам, иногда посылались вестницами . В птичьем и в рыбьем обличье могли появляться разные стихийные духи и даже души умерших: так, в некоторых местах верили, что утопленники и люди, утащенные к себе водяным, иногда превращаются в рыб. По-видимому, такое сближение птиц и рыб объяснялось соотнесением в народной традиции земных и небесных вод: крестьяне верили, что на небесах находятся большие запасы воды, и чтобы вызвать дождь в нужное время, совершали различные манипуляции с земными реками, озёрами, источниками. Так, в «Голубиной книге» Мать-Сыра Земля покоится на Ките рыбе; когда Кит двинется, придет конец миру.В стихе о Федоре Тироне земля стоит на Тит-рыбе и Кытра-рыбе (при этом кытр – мамонт). По другим книжным сказаниям, земля держится на «великорыбии», на «огнеродном ките», на «змее» Елеафаме или на «железном столпе».
Лягушка
В мифологических представлениях славян лягушка была связана с дождевой магией и плодородием земли, входила в круг тотемистических представлений,выступая в роли покровительницы чадородия, охранительницы и защитницы дома и хозяйства.Помимо "небесного", существовали представления и о "земном" происхождении этих предвестников дождя. Внешнее сходство с болотной кочкой или побуревшим на солнце камнем способствовали признанию лягушки хтоническим животным. По мнению древнего человека "столь близкое подобие этих животных земле вызвано тем, что они являются ее прямым порождением", что появляются они на свет "прямо из почвы, увлажненной оплодотворяющим дождем". Такое происхождение этих милых существ связывало их с отцом-Небом и матерью-Землей, поэтому в мифологических представлениях образ лягушки, одинаково тесно связанный как с водой, так и с землей, стал восприниматься как символ плодородия в широком смысле слова: плодородия земли, женщины, изобилия всех благ.У восточных славян нередко считалось, что в каждом доме есть своя "хозяйка" в виде лягушки, живущая под порогом дома или под печью, оберегающая,по поверью, дом от несчастий.
В завершение темы учащимся предлагается написать сочинение-сказку «жизнь под водой»
Цикл «Образ водной и прибрежной среды в мифах и легендах древних славян» позволяет учащимся осознать, почувствовать мир , окружающий человека в его единстве и многообразии. Изучение данной темы закладывает основы гуманистических отношений к природе,водным источникам, человеку, обителям глубин, невидимому миру.
Результатом работы учащихся является исследовательская работа,в которой они должны выразить свое отношение к проблеме,отчетливо сформулировать свою позицию и предложить пути решения проблемы.

Рекомендуемые темы для исследования:
"Земля без воды","Разнообразие форм воды","Кто выстрелит в прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки", «Почему нельзя нарушать законы гостеприимства?»,"Законы водной среды на языке "формул" и на языке мифа","Целительные свойства воды","Воплоощённые в сказках образы воды","Вода-источник жизни","жители вод на гербах русских городов "

Список рекомендованная литература:
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М.,1985.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М.
Власова М.Н. Новая абевега русских суеверий. Спб.,1995
Календарные обычаи и обряды. Исторические корни и развитие обычаев. Академия наук,москва 1983;
Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. СПб.,2004.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.,1996.
Семенова М.С. Мы-славяне! СПб.. 1997.
Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (Вторая половина XIX - начало XX в.), Л., 1976;
Приложение
Пословицы и поговорки о воде
Тиха вода, да омуты глубоки. Бывает порою, течет и вода горою.Быль что смола, а небыль что вода.
Вода камень точит
Людское счастье, что вода в бредне
.В воде не тонет, и в огне не горит
Много с тех пор воды утеклоНа обиженных воду возятНе зная броду, не лезь в водуНеразумного учить - в бездонную кадку воду литьНужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.Обжегшись на молоке, дуют на водуОн сух из воды выйдетПо морю плавал, а воды не виделПод лежачий камень вода не течетПосуленное вилами на воде писаноПрошел сквозь огонь, и воду, и медные трубыС водой ребёнка выплеснулиС лица воду не пить
Всякому черту вольно в своем болоте бродить(водяной),
В тихом омуте черти водятся.
Как две капли воды
Наше счастье – дождь да ненастье.
Счастливый и в огне не сгорит, и в воде не потонет.
Счастье – вешнее ведро.
Счастье с бессчастьем, что ведро с ненастьем: живут переменчиво.
Беда, что текучая вода: набежит да и схлынет.
Не грози щуке морем, а нагому горем.
Река не море, тоска не горе.
Ходит как дождем прибитый.
Хоть волком вой, хоть в прорубь головой.
Чужая слеза – вода.
В лес дров не возят, в колодец воды не льют.
В решете воду не носят.
В тихой воде омуты глубоки.
Вода сама путь сыщет.
Воду варить, вода и будет.
Где гроза там и ведро.
Где нет воды, тут и блоха не живет.
Где снег, там и след.
Иголкой колодец не роют.
Как роса упадет, так и след пропадет.
Кто тонет, за соломинку хватается.
Масло с водой не смешаешь.
Мокрый дождя не боится.
От жару и вода кипит.
От дождя – не в воду, от огня – не в полымя.
По которой воде плыть, ту воду и пить.
Родимое пятно в бане не отмоешь.
Тихая вода берега подмывает
У реки колодец не копают.
Утопающий пить не просит.
Водой мельница стоит, да от воды же и рушится.
Вольному – воля, спасенному – рай, бешеному – поле, черту – болото.
Для муравья и капля – озеро.
Крупная рыба в мелкой воде не водится.
Кто в кони пошел, то и воду вози.
Кулик до воды охоч, а плавать не умеет.
Не твоя чаша, не тебе и пить.
Все беды в воду – и пузыри вверх.
Бывает порою – течет и вода горою.
Дорого при пожаре ведро воды, при скудости подаяние.
Праздники славян
Тысячи лет природные календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чащах, и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники.
Славянство — это поклонение святому духу природы, частью которой является сам человек. Это почитание Рода, предков, и созидание семейной родовой жизни, по древним Славянским обычаям. Славянство, по словам Государственного Гимна России — предками данная мудрость народная — достоинство славянских народов и великое наследие Руси.
Традиция русского народа — это бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков. Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», славянская традиция преподносит нам обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потемках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родной традиции.
Далее представлен список праздников, ритуалов и обычаев славян.
1 январяНовый год
Единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне в славянских государствах - это Новый год. Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от...
День Ильи Муромца (авеги Перуна)
Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под городом Муромом. В то время здесь жили финно-угры, племя мурома (известно, что многие местные финно-угры до сих пор придерживаются веры предков, а соседи их — луговые марийцы — никогда не были... 3 январяДень памяти Княгини Ольги
О происхождении Ольги в летописях сохранились лишь смутные предания. Одни летописцы считали, что она родом из Пскова, другие выводили ее из Изборска. Принята версия, что родители ее были простыми людьми, а сама она в юности работала перевозчицей...
6 январяТурицы
Турицы посвящены туру — одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского. Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан,...
8 январяБабьи каши
В день Бабьих каш принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.
12 январяДень похищений
В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя.
18 январяИнтра
Интра (Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) — сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера», и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу .
21 январяПросинец
Просинец — название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу — Сонм всех Богов. «Просиять» — означает возрождение Солнца. Просинец приходится на середину Зимы — считается, что Холод начинает спадать .
28 январяВелесичи (Кудесы) — День домового
Кудесы — день угощения домового. Домовой — запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух...
30 январяДень Мороза и Снегурки
Но что со мной: блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома! О Мать-Весна, благодарю за радость, За сладкий дар любви! Какая нега Томящая течет во мне! О Лель, В ушах твои чарующие песни, В очах огонь... и в сердце...
2 февраляГромница
Громница — единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы зовут этот праздник «Свjетло». День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) — богине молнии и кормления...
8 февраляМасленица (Начало масленичной недели) 2010
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от наших предков. Это — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы.
11 февраляВелесов День
Велесов день — середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса.
15 февраляСретение
Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
16 февраляПочинки
Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками».
8 февраляТроян Зимний
Троян зимний — важная дата для древних славян. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала (этимология названия не выяснена до сих пор).
1 мартаДень Марены
.